Горькие пилюли для фармацевтов
Тенденция противостояния оригинальных (инновационных) и генерических препаратов становится все более определяющей для мирового фармацевтического рынка. По данным аналитической компании Visiongain, в 2005 г. объем мирового рынка генерических рецептурных препаратов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12%. Эксперты полагают, что пик его роста (14%) придется на 2008-2010 гг. Тогда как увеличение спроса на оригинальные препараты прогнозируется не выше 5-7%.
Европейская ассоциация производителей генерических препаратов (EGMA) оценила рынок генериков ЕС в $7 млрд., оригинальных лекарств — в $70 млрд. Но несмотря на это, генерики способны усиливать конкуренцию на фармрынке. О потенциале этих продуктов говорит хотя бы тот факт, что после истечения в конце 2001 г. патента на популярный антидепрессант Prozac (производство Eli Lilly), за несколько месяцев бренд уступил 80% продаж своим непатентованным аналогам. В этой связи крупные производители оригинальных препаратов пытаются максимально блокировать производство генерических лекарств, выпуская параллельно с собственным брендом и препарат-копию (copycat). При выводе его на рынок компания окажется первой и займет лидирующие позиции, поскольку на ее счету будет два преимущества — качество продукта и уже известный бренд. Причем попытки сохранить прибыльность своих продуктов иногда граничат с серьезными нарушениями. Так, в октябре антимонопольные органы ЕС провели обыски в офисах фармкомпаний Дании, Италии и Венгрии, подозревая их в сговоре против генериковых конкурентов. А в июне 2005 г. был наложен штраф в размере 60 млн. евро на британскую AstraZeneca. Ее обвинили в распространении ложной информации относительно срока действия патента на желудочный препарат Losec, который в 1990-х стал самым продаваемым лекарством в мире.
Не последним оружием в арсенале производителей патентованных препаратов становится и агрессивный маркетинг. По данным Lehman Brothers, фармацевтические компании по обе стороны Атлантики тратят на 50% больше ресурсов на продвижение своих препаратов, нежели на R&D.
В свою очередь генериковые производители пытаются активно сотрудничать со всевозможными неправительственными организациями для промотирования своих лекарств. В Европе они финансируют Европейский форум потребителей. Продвигая на рынок непатентованные лекарственные средства, компании учитывают такие особенности, как сокращение жизненного цикла препаратов, необходимость в «нишевом» подходе, а также активно консолидируют свой бизнес. Если нет разницы, то зачем платить больше? Основные характеристики генериков: Источник: «Актавис».
• содержат такой же активный ингредиент, как и оригинальный препарат;
• имеют ту же биодоступность;
• имеют те же показания к применению и меры предосторожности;
• сохранены качество, эффективность и безопасность;
• соответствие фармакопейным требованиям;
• выпускаются в той же лекарственной форме;
• стоимость ниже, чем у оригинальных препаратов.
Азиатские развлечения обгонят американские
Резервы роста рекламного рынка аналитики переоценивать не склонны. В 2009 г. должно начаться снижение его темпов, вызванное «перебоями в росте экономики некоторых стран». Особняком на рынке рекламы будет стоять онлайновый сектор. В ближайшие четыре года доля сетевых ресурсов в рекламных бюджетах практически утроится до 10%.
По прогнозам аналитиков, медленнее всего будет расти рынок США — не более чем на 5,6% ежегодно. Хотя в абсолютных величинах американский рынок сохранит лидерство: его объем с $553,4 млрд. по итогам минувшего года увеличится до $726,2 млрд. «Рост обеспечат продажи видеоигр и развлекательные сервисы в Интернете», — говорится в докладе. Самое бурное развитие PwC пророчит Азиатско-Тихоокеанскому региону. Темпы роста здесь составят в среднем 9,2% в год, а объем рынка вырастет с $274 млрд. до $425,3 млрд. В Европе и на Ближнем Востоке индустрия рекламы и развлечений будет расти умеренными темпами — не более чем на 6,1% в год. А объем рынка за отчетный период вырастет с $430,4 млрд. до $579,5 млрд.
Утилизация вина бьет по имиджу виноделов
Аналитики называют радикальные меры по осушению европейского «винного озера» неизбежным следствием неспособности производителей найти баланс между спросом и предложением на рынке. Европейский комиссар по сельскому хозяйству Марианн Фишер Боэль уверена: предоставление временного финансирования виноделам является делом дорогостоящим и малоэффективным. Только в прошлом году 185 млн. евро было потрачено на переработку в спирт неизрасходованных 7,5 млн. гектолитров вина. По ее мнению, антикризисные меры должны быть направлены не на покрытие убытков виноделов, а на сокращение производства невостребованных вин и на усиление конкурентоспособности европейских производителей. «Европа производит слишком много вина, для сбыта которого нет рынка», — заявила Боэль. Так, в целом продажи французского вина в прошлом году упали на 3%, а кларета (красное сухое вино) — почти на четверть. В то же время австралийский и чилийский экспорт в ЕС сегодня в 20 раз выше, чем десятилетие назад.
Предыдущие попытки общеевропейской винодельческой реформы блокировало французское винное лобби. Однако последствия кризиса стали настольно масштабными, что Париж скорее всего пойдет на попятную. По данным Французского центра сельскохозяйственных исследований (CER), 89% местных виноделов к концу 2006 г. ожидают серьезные финансовые трудности, что станет результатом неуклонного ухудшения их положения в течение последних трех лет.
В ближайшие недели Еврокомиссия намерена предложить реформу отрасли, призванную повысить конкурентоспособность фермерских хозяйств, платя им за распашку 400 тыс. га виноградников. Предполагается, что в дальнейшем фермеров субсидируют за то, что они будут лишь поддерживать экологические стандарты на своих участках, при этом не производя вина. Более того — Еврокомиссия намерена потратить 2,4 млрд. евро на корчевание виноградников по всему континенту. Брюссель, много лет выдававший дотации на разведение виноградников, сегодня полагает, что при нынешнем переизбытке мелких производителей некачественного вина индустрию необходимо консолидировать. Так, во Франции один работник приходится на гектар виноградников, в Австралии — на 50 га.
Украине не грозит никакая винная экспансия Евгения Ахтырко, старший экономист МЦПИ: Украине латиноамериканская винная экспансия вряд ли грозит. Наш внутренний рынок в достаточной мере наполнен вином отечественного, а также молдавского и грузинского производства. Южноафриканское, американское, австралийское, латиноамериканское вино сегодня рассматривается скорее как экзотика в силу его высокой стоимости. Следовательно, оно может конкурировать только в узком сегменте рынка. В то же время европейский рынок для украинских производителей вина пока недоступен в силу определенных сертификационных стандартов, которые нами еще не достигнуты.