Работая больше не дома, а на основной работе, американцы способствуют увеличению ВВП за счет роста спроса на сервис.
Это сравнение может служить демонстрацией различий в образе жизни по обе стороны Атлантического океана. Американцы работают большее количество часов в неделю, имеют более короткие отпуска, но больше свободных денег. В 2004 г. количество часов, отработанных французами, было на 28% меньше, чем американцами, отработанных немцами и голландцами — на 25%, и соответственно денег они также заработали меньше — доход на человека в этих странах был почти на 30% меньше по сравнению с Америкой.
Оливье Бланшард, экономист Массачусетского технологического института, считает, что европейцы просто больше любят досуг, чем американцы, даже если это сказывается на их доходах. Но не все согласны с Бланшардом. Некоторые экономисты указывают на то, что размер налогов в Европе делает работу менее привлекательной, а досуг — наоборот. Другие экономисты видят в могущественных профсоюзах Европы важный фактор, определяющий отношение европейцев к работе.
Более того, Бланшард не замечает тот факт, что предпочтение досуга работе не одинаково среди мужчин и женщин. Трансатлантические различия в количестве отработанных часов можно частично объяснить сравнением трудового вклада европейских женщин с трудовым вкладом американок. В то время как женщины США работают в среднем 36 ч в неделю, голландки работают только 24 ч, немки — 30 ч. Француженки, имеющие работу, работают в среднем 34 ч в неделю, но количество женщин, работающих вне дома во Франции, почти на 20% ниже, чем в США.
Так что же, европейские женщины гораздо ленивее американских? Ответ зависит от того, принимается ли в расчет время, которое европейские женщины тратят на домашнюю работу. Экономисты подсчитали, что американки тратят на 10 ч в неделю меньше на приготовление еды, уборку и уход за детьми, чем европейки. Вместо того чтобы самим заниматься домашними делами, американцы предпочитают заплатить за то, чтобы их сделал кто-либо другой. Они чаще едят в ресторанах, пользуются услугами прачечных, химчисток, а также платят за доставку продуктов на дом и нанимают нянь для ухода за маленькими детьми.
Другими словами, американские женщины больше работают и используют зарабатываемые деньги, чтобы нанять людей для помощи им в том, что они сами не могут делать, потому как работают. По сравнению с ними европейские женщины трудятся меньше и зарабатывают меньше денег, чтобы тратить на услуги. В свое «свободное время» европейские женщины заняты уборкой дома и уходом за детьми. Следовательно, европейские и американские женщины работают практически одинаковое количество часов.
Тем временем в США создается больше богатства, чем в Европе. В конце концов женщинам, занимающимся умственным трудом, не приходится выбирать между карьерой и детьми — они могут иметь и то и другое. Расходуя часть своего дополнительного дохода на домашнюю работу и бытовые услуги, американские женщины сокращают себе объем работы, одновременно создавая спрос на работу в сфере услуг, которого в противном случае просто не существовало бы. Грубо говоря, американцы одним выстрелом убивают двух зайцев.
В Европе не убивают ни одного зайца. Высокообразованные европейские женщины, имеющие детей, либо сидят дома, либо работают на полставки и застревают на низкооплачиваемой работе. Они сами смотрят за домом и детьми. Тем временем работы в сфере услуг в Европе недостаточно для того, чтобы занять всех. Социальные пособия, выплачиваемые безработным, увеличивают налоговое бремя на доходы тех, кто имеет работу, что в свою очередь делает работу на полную ставку непривлекательной для женщин. Западня досуга, таким образом, оставляет как самых высокообразованных, так и людей, не имеющих образования, вне рабочих мест.