Site icon Companion UA

А есть ли кризис?

Хотя в украинском парламенте и создана «антикризисная коалиция», самого кризиса в стране не наблюдается. По крайней мере, в экономике. И, по мнению экспертов, практически нет серьезных оснований прогнозировать его возникновение до конца года.


Еще весной и даже в начале лета некоторые эксперты прогнозировали, что осенью экономику Украины ожидает серьезный кризис. Основаниями для подобного рода заявлений послужили ожидаемый со второго полугодия новый рост цен на газ и возникновение (в том числе благодаря действию первого фактора) существенных проблем с наполнением доходной части госбюджета. Возможно, находясь под влиянием подобных прогнозов, созданная в парламенте Партией регионов, СПУ и КПУ коалиция взяла себе звучную приставку «Антикризисная». Но скорее всего спасать от кризисов (по крайней мере, в экономике) новоявленной коалиции не придется.


Как показывает практика, большинство отечественных предприятий достаточно «мягко» адаптировались к поднятым в первой половине года ценам на газ. А прогнозы относительно дальнейшего роста цен со второго полугодия текущего года не оправдались. Точно так же имеют все шансы не оправдаться и пессимистические прогнозы по поводу наступления с начала осени серьезного бюджетного кризиса. И хотя с выполнением бюджета еще не все гладко, тем не менее оставленный на произвол судьбы реальный сектор экономики достаточно исправно платил налоги, что дало возможность правительственным чиновникам заявить об отсутствии необходимости внесения в бюджет серьезных изменений.


В целом, как считают опрошенные «&» эксперты, макроэкономические показатели по итогам первого полугодия 2006 г. свидетельствуют о постепенном «выздоровлении» экономики после прошлогодних шоков, а значит, и о постепенном росте ее иммунитета к различного рода рискам. Во-первых, за 6 месяцев текущего года рост индекса потребительских цен составил лишь 2,9%. Это лучший показатель за последние четыре года. Снижению инфляции, по мнению аналитиков «Укрсоцбанка», прежде всего способствовало уменьшение потребления денежных средств накануне выборов и увеличение накоплений (за 6 месяцев объем депозитов физических лиц вырос на 15,1%), в результате чего в марте и апреле в стране произошла дефляция. К тому же в начале 2006 г. сложилась нехарактерная для Украины ситуация — рост индекса цен производителей промышленной продукции был на 0,8% меньше, чем индекс потребительских цен. Значит, в этом году над экономикой не довлел инфляционный навес прошлого года. Сейчас уже видно, что разрыв между этими двумя индексами увеличивается — рост индекса цен производителей составил 5%. Это указывает на то, что после традиционной летней «инфляционной передышки» осенью темпы роста инфляции могут ускориться. Но вряд ли настолько, чтобы превысить официальные прогнозы.


Во-вторых, явно улучшается динамика роста ВВП: 5% за полгода. Во многом улучшение происходит за счет «выздоровления» украинского экспорта. Если в январе 2006 г. падение экспорта составляло (по сравнению с январем 2005 г.) 6,3%, то за 5 месяцев 2006 г. — лишь 0,9%. При этом темпы роста импорта несколько снижаются (в 1,5 раза в январе 2006 г., +24,4% за 5 месяцев). Основным фактором поддержки экспорта, по мнению аналитиков «Альфа банка», является рост экспорта в машиностроении, пищевой промышленности, а также рост цен на металлургическую продукцию на мировых рынках. О существенном улучшении состояния экономики, а с ней и деловой активности также свидетельствует резкое увеличение во втором квартале объемов банковского кредитования. Если по итогам первого квартала темпы прироста этого показателя составляли 9,9%, то по итогам второго — 24,9%!


Есть позитивы и в бюджетной сфере. За І полугодие перевыполнение по доходам общего фонда госбюджета составляет 927 млн. грн. Правда, в этой сумме «спрятан» объем несвоевременно возвращенного НДС. В этом году он намного меньше — 574 млн. грн. Таким образом, даже с учетом этой поправки выполнение бюджета идет вполне нормально. При этом планы по налоговым поступлениям от НДС, налога на доходы физических лиц перевыполнены. А вот по налогу на прибыль предприятий, по акцизным, таможенным и рентным платежам есть проблемы. Как считает министр финансов Виктор Пинзеник, главная их причина — в оптимизации украинским бизнесом налоговых платежей. Прежде всего это касается экспорта. Интересно, что слова министра четко подтверждает статистика по экспорту: к примеру, за 5 месяцев 2006 г. экспорт товаров из Украины на Британские Виргинские Острова увеличился в 2,5 раза — до $202,8 млн. Для сравнения: это почти в 2 раза больше, чем объем украинского экспорта за этот же период в Великобританию.


Еще одна проблема с выполнением госбюджета — нестабильная ситуация с реализацией плана по приватизации. За 5 месяцев 2006 г. ФГИ получил в результате продажи госсобственности лишь 95 млн. грн. (это 4,5% годового плана — 2,12 млрд. грн.). Как и в прошлом году, уровень выполнения приватизационного плана будет напрямую зависеть от приватизации/реприватизации крупных предприятий. Учитывая отсутствие реальной стратегии распоряжения крупнейшими объектами госсобственности на ближайшие годы, вероятность образования «приватизационной» дыры в бюджете 2006 г. довольно велика.


Спокойствие сохраняется и на валютном рынке. Более того, в июне впервые с начала года объемы продажи валюты населению были меньше, чем объемы покупки. Примечательно, что НБУ установил на ближайшие месяцы очень широкий плановый коридор для изменения курса гривни по отношению к доллару: 4,95-5,25 грн./$1. Этот факт, по мнению экспертов, можно воспринимать как выжидание Нацбанком окончательного формата парламентской коалиции, в зависимости от которого может быть принято решение — поощрять экспортеров девальвацией гривни или нет. Так, например, по мнению аналитиков «Укрсоцбанка», в случае назначения на должность премьер-министра представителя Партии регионов, можно ожидать следующих макроэкономических последствий:


• бюджет станет более прагматичным и менее социально ориентированным. Это уменьшит потоки наличности к населению и может притормозить развитие потребительских секторов. Впрочем, активное кредитование банками с успехом заменит бюджетные подачки и позволит удержать темпы роста розничной торговли на высоком уровне. В целом наши ожидания по влиянию «антикризисной» бюджетной политики на украинскую экономику позитивны;


• учитывая, что финансовую основу Партии регионов составляют экспертноориентированные бизнесы, мы ожидаем усиления давления на НБУ с требованием девальвировать гривню. В то же время независимость Нацбанка и активное влияние Президента на его деятельность не допустит сильных колебаний на валютном рынке. Наши ожидания: осенью возможно слабое падение гривни — до 5,15 грн./$1;


• возврат в активную политику «регионалов» позволит им активизировать экспортную работу своих предприятий, что улучшит платежный баланс и в долгосрочном плане окажет поддержку гривне;


• шансы на активную прозрачную приватизацию уменьшатся. Это плохо для бюджета и гривни. Рынкам акций останется работать с уже находящимися в обороте акциями, а также ожидать выхода на IPO «восточных» предприятий. 







От каких кризисов может спасти Украину «антикризисная коалиция»?


Юрий Рубан, директор Национального института стратегических исследований:
-— Нельзя сказать, что Украина сейчас переживает какие-то значительные кризисы. Тем более в экономике, которая развивается намного лучше, чем в прошлом году. Действительно, в данное время есть определенные политические сложности из-за начала действия конституционной реформы. Но Президент контролирует и будет контролировать работу государства, независимо от формата коалиции. В то же время нестабильность в парламенте действительно порождает ряд экономических рисков: прежде всего дальнейшее замедление налоговой реформы и, учитывая сегодняшнюю политическую разнородность «антикризисной коалиции», значительные парламентские баталии вокруг формирования госбюджета на 2007 г.


Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества, руководитель экономических программ:
— Кризиса в Украине в привычном понимании этого слова пока нет. Есть определенная дестабилизация экономики, нарастание неблагоприятных тенденций. Но для того чтобы эти риски превратились в полноценный кризис, необходимо существенное ухудшение показателей. Пока до этого далеко (если, конечно, не произойдет гражданский конфликт). Есть еще один нюанс: количественное накопление негативных тенденций может в один непрогнозируемый момент превратиться в качественный прыжок в пропасть кризиса. Это происходит, когда правительство сконцентрировано на политических вопросах и не занимается стратегическим планированием и тактическим прогнозированием. Так что кризис мало возможен, хотя полностью отрицать его не станет ни один трезвомыслящий экономист.


Эрик Найман, начальник управления инвестиционно-банковских услуг АКБ «Укрсоцбанк»:
— Кризис не виден. Впрочем, еще никто и никогда не мог предсказать появление именно кризиса. В лучшем случае можно спрогнозировать спад в экономике. Но сейчас в Украине причин для спада не наблюдается, можно говорить лишь о предпосылках для торможения роста. Однако в условиях текущего потребительского бума и возобновления промышленного роста (в первую очередь в строительстве и экспортноориентированных секторах) ожидать спада не следует. Тем более в условиях стабильности цен на газ на второе полугодие. Ситуация скорее даже улучшится. Так что пока в экономике Украины, вопреки политическому беспределу, все хорошо. Среди основных рисков, которые все еще сохраняются в экономике, стоит выделить риск неэффективного бюджета — недофинансирование расходных статей в связи с растущим реальным дефицитом, риск неожиданного изменения цены на газ, риск роста процентных ставок, который может притормозить экономический рост.


Дмитрий Боярчук, эксперт «CASE-Украина»:
— По большому счету, в Украине существует политический кризис и нет никаких оснований говорить об экономическом. Реальный сектор ускоряется, доходы населения растут в реальном выражении, инфляция замедляется. Причиной разговоров об экономическом кризисе послужило повышение цен на импортный газ. И российские, и украинские СМИ настроили общественное мнение на неизбежность коллапса, в лучшем случая, на затяжной кризис. А в реальности экономика достаточно мягко адаптируется к новым ценам. По сути, уже с мая текущего года цены для предприятий были подняты, а показатели роста по основным энергозависимым секторам не пострадали.


Более того, те макропоказатели, которые мы наблюдаем по результатам первого полугодия, оказались достаточно неожиданными. Причина в том, что улучшение внешней конъюнктуры повысило результаты деятельности основных секторов и тем самым создало условия для довольно мягкой адаптации промышленности к новым ресурсным ценам. Трудно делать заявления о долгосрочности такой динамики, однако скорее всего эта тенденция сохранится до конца года. Тем более до начала 2007 г. не предвидится вторичного повышения цен на газ. По большому счету, в Украине прекрасно работает принцип «невидимой руки рынка». Экономикой никто не занимается, а она тем не менее прекрасно себя чувствует.


Учитывая вышесказанное, сложно понять, какой кризис будет решать «антикризисная коалиция». На данном этапе существует целый ряд реформ, которые нужно провести для дальнейшего стабильного развития экономики (пенсионная и налоговая реформы, вступление в ВТО и др.), но по данным вопросам эта коалиция никаким образом не будет «антикризисной». Трудно себе представить, как социалисты и коммунисты голосуют за повышение пенсионного возраста или за выравнивание условий налогообложения и устранения всяких льгот. Словом, такая коалиция выглядит еще более недееспособной, чем «оранжевая».

Exit mobile version