Site icon Companion UA

Коктебельская теория управления

Новые подходы к организации событий в сфере индустрии культуры отменяют устаревший принцип следования за массовым вкусом.


По сложившейся в нашей стране традиции, культура с бизнесом встречаются в двух случаях — когда бизнесу хочется развлечься и когда культуре не хватает денег. В первом случае свой интерес к культуре отечественный бизнес до недавнего времени вполне удовлетворял на концертах поп-звезд, поскольку на большее не хватало культуры внутренней. Во втором случае встреча зачастую выглядит как взаимовыгодное сотрудничество, хотя, по сути, это обычная PR-схема, где на месте культуры может оказаться и спорт, и образование, да и любая другая привлекательная имиджевая идея.


Арт и бизнес


Ныне ситуация на глазах меняется. И не только потому, что растет аудитория увлеченных разными жанрами искусства. Имидж «культурного человека» все более входит в моду, соответственно выводя творцов-маргиналов из тени в центр внимания и широкой публики, и массмедиа. Культура в целом расширяет свое влияние на различные сферы нашей жизни и бизнеса в том числе, прививая уважение к нематериальным ценностям, приучая мыслить нестандартно и вырабатывая привычку прислушиваться к интуиции.


Происходит взаимовыгодный обмен между уже набравшейся опыта бизнес-средой и доказывающей свою состоятельность общностью организаторов культурных процессов. Тем более что с точки зрения управления культура особенно сложна, поскольку требует соединения достаточно далеких компетенций: кроме знания собственно специфики процессов в сфере культуры, необходимы опыт и навыки в области экономики и менеджмента.


Создавая фестиваль, его идеологам пришлось с самого начала отказываться от стандартов.

Существует и другая проблема, которая хорошо известна тем, кто ищет средства для развития в данной сфере — здесь не работает привычная схема «утром деньги — вечером стулья». Да и вообще, для культуры чуждо понятие «экономический эффект», что на себе прочувствовали все, кто попадал в зависимость от спонсорской иглы. Здесь работает принцип, хорошо известный в инновационной деятельности как «поглощенные затраты», когда все деньги уже потрачены, а результата пока еще нет. Опытные пиарщики могут рассказать немало историй, когда жертвой ожидаемого «экономического эффекта» становились, казалось бы, очевидные имиджевые достижения. А уж о меценатстве зачастую и вспоминать не приходится, учитывая как утерянные традиции, так и налоговую политику государства.


Джазовый фест начинался с Волошина


Но из правил всегда есть исключения. Один из примеров — фестиваль «Джаз Коктебель», проходящий с 2003 г. в легендарном одноименном крымском поселке. Его инициатором стал известный российский, а теперь и украинский журналист Дмитрий Киселев. Он, во-первых, влюблен в Коктебель и его окрестности, а во-вторых, большой любитель и пропагандист джаза. Впрочем, с самого начала идея фестиваля не ограничивалась сугубо одним музыкальным жанром, да и музыкой как таковой. Генеральный директор фестиваля Лилия Млинарич, с нуля создававшая «Джаз Коктебель», рассказывает, что идеи, заложенные в основу мероприятия, были непосредственно связаны с Коктебелем, с именем Максимилиана Волошина: «Он был синтетическим мыслителем, не только поэтом, но и художником, архитектором, философом, культурологом, в конце концов идеологом ныне популярного в мире натуризма. Создавая фестиваль, мы хотели вернуть традицию общения творческих людей, заложенную Волошиным, ведь к нему в Коктебель приезжали многие достойные представители русской и советской интеллигенции».


Дом спасли меценаты


Первым шагом организаторов фестиваля было… решение многолетней и совершенно прикладной проблемы Коктебеля — капитальный ремонт донельзя щербатой площади перед домом-музеем Волошина. Теперь это самый уютный уголок коктебельской набережной — с фонарями, гранитной плиткой и ажурным декором из кованого металла. Но что площадь, если сам музей вот уже не одно десятилетие требовал не просто ремонта — знаменитый дом Волошина был в аварийном состоянии. И это в 2003 г., когда самому дому исполнилось 100 лет, а ЮНЕСКО объявило «Год Волошина», о чем вообще мало кто знал.


Рассматривая фестиваль как проект, организаторы в первую очередь создали проектный офис


По сути, первый фестиваль стал аккумулятором средств для восстановления дома Волошина, способом собрать вокруг него среду меценатов. «Помогали люди разных взглядов, в том числе политических, — говорит Лилия Млинарич. — Не могу не назвать Анатолия Кинаха и руководимую им Украинскую партию промышленников и предпринимателей. Он был одним из первых, кто откликнулся. Также помогли финансовая группа «ТАС» и Сергей Тигипко, акционерное общество «Укрнафта» и достаточно большое количество других меценатов, внесших средства в общий фонд реконструкции музея. Спасибо надо сказать и Петру Порошенко, который тогда был главой бюджетного комитета ВР и отреагировал на мою просьбу. В результате в середине года внесли изменения в бюджет и выделили средства на реконструкцию. А ведь требовалось около двух с половиной миллионов гривен, хотя весь бюджет Коктебеля — немногим более миллиона».


Джаз как бизнес-проект


Создавая фестиваль, его идеологам пришлось с самого начала отказываться от стандартов. К организации «Джаз Коктебеля» они подошли с теми же принципами, что и в бизнесе: рассматривая фестиваль как проект, создали проектный офис. Его задачей было планировать трудно поддающиеся контролю творческие процессы, при этом учитывать риски и корректно анализировать результаты. А любые ситуации, связанные с проведением фестиваля — это всегда необходимость быстрого реагирования. Затем менеджеры проекта, своеобразные «бойцы на передовой», обладающие знанием и опытом, дополнительно формировали команду для выполнения временных функций. «Сейчас успехи в бизнесе связаны с нестандартным мышлением, нестандартными решениями, — считает Лилия Млинарич. — Теория управления признает разные системы, базирующиеся и на знаниях, и на эмоциональных контактах. Готовых рецептов не существует».


Жесткой стратегии в построении фестивальных программ не было — проекты часто возникали благодаря новым идеям и контактам. Музыка стала основой, позволяющей настроиться и создать атмосферу праздника. А поскольку это джаз, то отличительной характеристикой фестиваля стала атмосфера свободы. Теперь проектный офис превратился в агентство Promo.Ua, успешно работающее в различных направлениях на музыкальном и шоу-рынке.


Спонсоры становятся единомышленниками


Собирая вокруг себя нетривиально мыслящих людей, бизнесменов-интеллектуалов и генераторов идей, создатели фестиваля и сами не перестают удивляться. «Хорошо видно, как люди вдруг открываются с другой стороны, — замечает Лилия Млинарич. — Например, одним из наших партнеров является Национальная резервная корпорация. Мы пригласили ее создателя, ныне депутата Госдумы России, координатора группы по связям с парламентом Украины Александра Лебедева посмотреть фестивальную площадку и организовали экскурсию по музею. И вдруг он неожиданно стал читать стихи Волошина, причем прекрасно читать. Вот тут и начинаешь понимать составляющие формулы успеха в бизнесе. Этот успех приходит к людям разносторонним, для которых жизнь шире, чем количество денег».


Одна из сцен будет называться «Открытая» — на ней выступят молодые и перспективные музыканты.

Более того, Национальная резервная корпорация (заметим, российская компания) давно поддерживает усилия, направленные на ведение диалога между родственными русской, украинской и мировой культурами. Она неоднократно поддерживала многие культурные проекты, театральные коллективы и музеи, сейчас помогает в Ялте реконструировать театр имени Чехова. Поэтому участие в организации фестиваля «Джаз Коктебель» — органичная составляющая социально ориентированной деятельности корпорации.


Партнеры у команды, созданной Дмитрием Киселевым и Лилией Млинарич, появились не только среди крупных столичных компаний. Было найдено взаимопонимание с местной властью, прежде всего с мэром Коктебеля Алексеем Булыгой. Фестиваль стал для поселка помощником в решении сложных хозяйственных проблем. Нашлись на месте и единомышленники — прежде всего возглавляемая Андреем Охлопковым группа компаний «Союз-Виктан» и ее знаменитая торговая марка «Коктебель». Возникла новая форма сотрудничества бизнеса и культуры, построенная на интеллектуальных ценностях, поданная через отечественную историю и до краев наполненная праздником. В немалой степени это получилось благодаря заместителю директора по маркетингу ВКП «Коктебель» Наталье Ворожейкиной.


Впервые в мире — в Коктебеле


Трезвый менеджерский подход сочетается у фестивальной команды с внедрением дерзких и даже фантастических идей. К таким относится и проект «Джаз со скоростью света».


Судя по всему, эта идея будет реализована впервые в мире и произведет переворот в музыкальной индустрии. Организаторы собираются провести четыре онлайновых джем-сейшн, в которых будут участвовать музыканты, находящиеся на расстоянии тысяч километров друг от друга. Сцену в Коктебеле и четыре студии в разных концах планеты соединит Всемирная паутина, два ПК и уникальная компьютерная программа, позволяющая передавать сигнал с задержкой не более 30 миллисекунд, то есть разница во времени будет практически неощутима. До сего момента такого программного продукта просто не было, хотя идея создания висела в воздухе. Его разработали в прошлом году четыре московских студента и стали победителями конкурса Microsoft в Токио, получив $25 тыс. в качестве премии. Кстати, двое из них по национальности украинцы. До сего момента программу тестировали в лабораторных условиях, и это будет первый масштабный экзамен для ее создателей.


Рай для папарацци


Это только первый сюрприз «Джаз Коктебеля-2006». В нынешнем году сюда приедет не одна мировая знаменитость. Но о джазовых звездах чуть позже. Уже традицией фестиваля стали дискуссии, на которые организаторы приглашают ученых, политиков, деятелей культуры. На сей раз участников интеллектуальных боев ожидает «бомба»: на крымском берегу появится автор нашумевшей книги «NETократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма» Ян Зодерквист. Его совместный с Александром Бардом труд критики считают первой книгой, столь глубоко исследующей революционные проявления продолжающихся перемен в сфере информационных технологий — экономике, политике и культуре.


Возникла новая форма сотрудничества бизнеса и культуры, построенная на интеллектуальных ценностях, до краев наполненная праздником.


Еще одной неожиданной акцией будет появление в Коктебеле знаменитых мастеров художественного эпатажа Игоря Дюрича и Игоря Подольчака, создателей фонда Захер-Мазоха. На сей раз художники взялись за кинематограф. Но от своей профессии далеко не ушли — их замысел навеян образами и впечатлениями от знаменитой картины испанского художника Диего Веласкеса «Менины», созданной в 1656 г. Оба Игоря представят гостям фестиваля проект и, не исключено, трейлер фильма.


Даже концертная площадка, вещь утилитарная, на коктебельском фестивале этого года станет отдельным проектом «Сцена как арт-объект». Вернее, сцен будет две, их концепцию и оформление разрабатывает киевский дизайнер и архитектор Игорь Паламарчук.


Ну, а знатоки джаза уровень фестиваля могут определить по именам хедлайнеров — впервые выступят в Украине (а некоторые — и в СНГ) легенды мирового джаза: бас-гитарист Стенли Кларк, пианист Кенни Вейн, трубач Саския Лару, а также уже знакомый киевлянам знаменитый ударник Билли Кобэм.


Рассказывая о планах, Лилия Млинарич говорит скорее как мечтатель, а не генеральный директор фестиваля: «Наша стратегия — создать в Коктебеле подобие гайд-парка. Но не в смысле свободы высказываний, а как открытую площадку для общения разных интересных людей. Которых, помимо прочего, объединяет джаз».

Exit mobile version