Привычная модель мира уходит в прошлое. Теперь лицо планеты определяют новые лидеры, а Украине нужно срочно искать партнеров, чтобы не потеряться в джунглях глобализации.
Через два года мир будет праздновать двадцатипятилетний юбилей глобализации. Не процесса как такового (он начался много столетий назад, а прародителем глобализации считают самого Чингисхана, в крайнем случае Колумба), а сам термин, который появился лишь в 1983 году в статье «Глобализация рынков» профессора Гарвардского университета Теодора Левитта. За двадцать три года глобализация изменила не только мир. Она сама претерпела изменения. Сегодня модель глобализационных процессов коренным образом отличается от модели, которая работала еще семь лет назад. А это значит, что меняются правила ведения бизнеса, риски, принципы партнерства, эффективные стратегии развития. Именно сегодня, в переломной точке процесса, Украине и отечественному бизнесу важно определить, какую роль они хотят играть на мировой арене в новом столетии. А главное — как этого добиться.
Восток — дело тонкое, но побеждающее
Эпоха Америки как символа глобализации подходит к концу, говорится в докладе «Проект-2020» Национального разведывательного совета США. Если «первоначальная редакция» глобализации предполагала, что ведущую партию исполняет Новый Свет, то сегодня первую скрипку играет тонкий Восток. «Прежняя глобализация, которую мы знали, уходит с арены. Работает уже другая модель. Предыдущая была западоориентированной, когда информационное регулирование охватывало весь мир с центром на Западе. Это была модель, когда ТНК концентрировали свои капиталы, все больше в странах «золотого миллиарда». Данная модель глобализации уходит. Теперь Восток уверенно перебирает на себя функции миросистемного ядра», — утверждает Юрий Пахомов, академик НАН Украины, директор Института мировой экономики и международных отношений. Неудивительно, что номером один в рейтинге глобализации 2005 года является Сингапур.
Новая глобализация рушит устоявшиеся стереотипы. Победители и проигравшие меняются местами. Теперь развивающиеся страны успешно реализуют советский лозунг «Догнать и перегнать Америку», а заодно и Европу. Темпы роста ВВП азиатских стран в 3-4 раза превышают европейские (9% Китая против 2% ЕС) и вдвое — мировые. Азиатские транснациональные корпорации входят в списки крупнейших в мире. И сегодня уже восточные ТНК завоевывают западные рынки. За последний год, пишет The Wall Street Journal, компании из Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки потратили более $42 млрд. на сделки с европейскими компаниями и $14 млрд. «оставили» в США. Это вдвое больше, чем в 2004 году.
По иронии судьбы во многом именно Соединенным Штатам Восток обязан своей нынешней мощью. «Во времена противостояния США и СССР Америка опоясывала опасный мир советского режима своими сателлитами — Японией, Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем, Гонконгом. Тогда Америка была щедра на высокие технологии и раздавала эти технологии своим «дружественным странам». Именно США вырастили страны экономического чуда. Например, компания Samsung сформировалась на фундаменте пяти крупнейших военно-промышленных комплексов Кореи, построенных США», — рассказывает Юрий Пахомов.
В новой экономике меняются условия лидерства. Теперь борьбу за власть выигрывают большие страны. Особое внимание привлекают так называемые страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Они — самые желанные для инвестиций. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, 71% руководителей крупных мировых компаний намереваются вести бизнес в этих странах, причем приманкой служит уже не дешевая рабочая сила, а огромные рынки сбыта.
Новые мировые лидеры станут вести себя уже по-другому. Из-за большой численности населения и ограниченных ресурсов, а главное, особенностей менталитета и культуры, они не будут расточительными в потребительском плане. Они станут бережно относиться к природе и полагаться на технологии энерго- и водосбережения. При этом новые лидеры не будут агрессивными. По словам Юрия Пахомова, это будет доброкачественное лидерство, не угнетающее другие страны, так как это отсутствует в психологии китайцев, индусов, бразильцев и уж тем более малых стран типа Тайваня и Сингапура.
В новой эпохе уже нельзя будет выбиться в лидеры путем догоняющего развития, как это сделали азиатские тигры. В условиях глобализации жизнь технологий очень коротка из-за отсутствия трудностей в передаче информации. Сегодняшнее изобретение завтра будет скопировано десятками конкурентов. Поэтому озолотиться успеет тот, кто первым использует новые разработки, а для этого нужна своя передовая наука, которую как раз и культивируют те же Индия и Китай.
Бизнес на пересекающихся параллелях
На новом витке глобализации привычные законы рынка уже не работают безупречно. «В глобализированной экономике действует множество факторов, не учтенных традиционными макроэкономическими моделями. Например, движение капиталов определяется не только процентной ставкой и обменным курсом, но и стоимостью рабочей силы, уровнем налоговой нагрузки. Не менее важны и такие трудноизмеримые характеристики, как защита прав собственности, перспективы рынка, квалификация рабочей силы, политическая стабильность. Транснациональные компании должны решать проблему совместимости их корпоративных культур с культурами стран, в которых им приходится работать», — говорит Владимир Дубровский, ведущий экономист центра социально-экономических исследований «CASE Украина».
В современной глобальной экономике часто не работает даже закон предельной ценности. Если раньше ценность определялась редкостью товара и увеличение количества товаров обесценивало их, то сейчас ценность товара увеличивается при его распространении. Никому не нужен мобильный телефон, если больше ни у кого его нет, и наоборот, при увеличении количества друзей с мобилками ценность и полезность телефона повышается.
Новая метла по-новому метет
Новые условия порождают новые способы ведения бизнеса. Крупные компании становятся сверхгигантскими, чтобы сохранить лидерство в глобальной экономике. По данным Morgan Stanley и Lehman Brothers, объем мирового рынка слияний и поглощений в 2005 году составил $2,58 трлн., увеличившись на 33%. Рынок M&A в молодых отраслях еще динамичнее. Объем сделок по слиянию и поглощению на европейском рынке телекоммуникаций в 2005 году вырос вдвое по сравнению с предыдущим.
Вместе с тем возрастает сложность ведения бизнеса в глобальных корпорациях. 77% опрошенных PricewaterhouseCoopers директоров крупных компаний мира отметили, что в последние три года стало сложнее управлять компанией. Например, уже необходимым для международных корпораций стал процесс локализации своей продукции на новых рынках. Дуглас Хилл, региональный менеджер «Кока-Кола Украина»: «Наша компания работает более чем в 200 странах мира, но на каждом локальном рынке мы работаем по единому принципу: «думай глобально — действуй локально». Это значит, что каждый рынок индивидуален. Как любая международная компания, вступая на внутренний рынок, мы прежде всего проводим его анализ с целью выяснить, что нужно потребителю, и предоставить ему именно то, что он желает. Местный бренд компании в Украине — напиток «Фруктайм». Выходя с ним на рынок, мы приняли во внимание предпочтения наших потребителей, которые полностью учтены в нашем обновленном бренд-портфолио».
С повышением влияния ТНК меняются стратегии развития менее крупных фирм. Локальные компании, не способные конкурировать с гигантами, уходят в уникальные ниши. В некоторых аспектах такой вариант даже выгоднее: например, ежегодная доля рынка подобных организаций растет на четверть быстрее, чем доли рынка ТНК, работающих в высококонкурентных отраслях.
Из недр глобализации выросли и абсолютно новые схемы организации производства. Возникло понятие глобального аутсорсинга, когда индийские и китайские компании обслуживают потребности в программном обеспечении крупных европейских и американских игроков. Причем процесс взаимовыгодный: западные заказчики получают качественный недорогой продукт, а азиатские страны на этих заказах поднимают свою экономику. Доля Индии, например в мировом рынке IT-аутсорсинга, составляет около 40%, или $30 млрд.
В целом, как показало исследование PricewaterhouseCoopers, мировой топ-менеджмент положительно воспринимает глобализацию. 63% опрошенных считают, что глобализация позитивно повлияла на их бизнес в течение последних трех лет.
Через симбиоз к звездам
Очевидно, что при глобализации, как и при коммунизме, «жить в обществе и быть свободным от него невозможно». Относительно независимо могут работать только огромные страны, такие как БРИК. Малым государствам (а украинская экономика пока принадлежит к этой группе) в одиночку не выжить. Возникает извечный вопрос: что делать украинскому государству и бизнесу, чтобы не утонуть в глобализированном море и занять свое место в спасательной шлюпке.
Еще один вариант — наращивание мощностей украинскими компаниями, которые уже работают на международных рынках, например, таких как Nemiroff, «Квазар-Микро», System Capital Management и др. Но, чтобы перейти в статус транснациональной корпорации, нужно аккумулировать достаточно ресурсов, чего украинские компании сделать пока не в состоянии. Выходом может стать объединение усилий украинских и зарубежных компаний.