Site icon Companion UA

Кому принадлежит мир

Мощь и масштабность транснациональных корпораций меняют правила игры и расстановку сил практически во всех сферах мировой экономики.


Фраза Чарльза Э. Уилсона «Что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки» сегодня актуальна как никогда. С развитием глобализации транснациональные корпорации становятся символом благополучия и залогом успешного развития государств. Страны происхождения ТНК зачастую живут за счет международных гигантов, например, экспорт Финляндии на треть состоит из доходов Nokia. Многие страны предоставляют любые льготы, чтобы разместить у себя чужеземное производство, вплоть до освобождения от налогов и компенсации значительной части инвестиций. Сегодня ТНК — основной двигатель прогресса (владеют 80% патентов и лицензий), главные продавцы (2/3 международной торговли) и производители. Причем мощь их неуклонно растет: если 10 лет назад под контролем ТНК находилась треть мирового производства, то сегодня — свыше половины.


Очевидно, что миром владеют транснациональные корпорации. Но вот «в лицо» героев знают далеко не все. «&» решил проанализировать, кто именно, из каких отраслей, стран, технологических укладов, а главное, в каких масштабах играет первую скрипку в новой, глобализированной экономике. Так кому все-таки принадлежит мир и как проявляется власть сильных мира сего в международной экономике?


Корпоративные мастодонты


Пример ТНК еще раз подтверждает: выигрывает тот, кто сильнее. Корпорации уменьшают расходы на производство за счет эффекта экономии на масштабе. Сеть офисов по всему миру помогает легко переносить головной офис туда, где удобнее налоговое законодательство и инвестиционный климат. Огромные оборотные средства позволяют играючи входить на локальные рынки и завоевывать монопольный статус. Значительные отчисления на R&D обеспечивают ТНК передовыми технологиями. Как результат — все производители, входящие в первую двадцатку лучших компаний Forbes-2000, являются транснациональными корпорациями. Остальные компании — финансовые и консалтинговые структуры, обслуживающие денежные потоки тех же ТНК. В этом году транснациональным корпорациям удалось потеснить даже бессменного лидера по абсолютным продажам Wal-Mart: первое место заняла нефтяная компания ExxonMobil.


Анализ крупнейших фирм показывает, что индустриальная экономика еще крепко держит свои позиции в мире. В рейтинге World Investment Report-2005 всего две компании из первых десяти ТНК (Vodafone Group и France Telecom) представляют новую экономику. Остальные работают в типичных отраслях четвертого уклада — нефтяной и автомобильной. Причем в последней практически все игроки — транснациональные корпорации. В первую двадцатку входят Ford, General Motors, Toyota, Volkswagen, Honda.


Зато ТНК нового поколения более «глобализированы». По индексу транснационализации информационная экономика вырывается вперед. Две компании в тройке лидеров — канадская Thompson Corporation и австралийская News Corporation — представляют медиаотрасль. Поскольку они торгуют информацией — главным товаром новой экономики — такая расстановка сил вполне вписывается в тенденции развития мировой экономики. А компании Nokia, Nestle, IBM, Samsung по праву могут считаться символом глобализации. Согласно индексу интернационализации на один офис этих компаний внутри страны приходится до 50 представительств за ее пределами. При этом каждая корпорация-лидер имеет более 350 филиалов в разных государствах.


Супериндустриальная корпорация с горизонтальными связями сегодня сменяет классическую вертикальную структуру.

Компании, отсутствующие в рейтинге из-за особенностей своей организационной структуры, такие как Google, Yahoo!, Microsoft и др., являются типичным детищем глобализации. Именно они демонстрируют, насколько силен бизнес нового поколения: например, капитализация Google превышает совместную рыночную капитализацию таких гигантов, как General Motors и Ford, и уступает только Microsoft.


Интересно географическое положение лидирующих ТНК. Америка берет количеством. Она — лидер по транснациональным корпорациям (21 из 100 крупнейших), владеющий самыми большими заграничными активами. Однако США полностью уступают в качестве. В десятке первых ТНК по уровню транснационализации нет ни одной американской фирмы. Зато присутствуют Великобритания и Канада.


Между тем все интенсивнее набирают мощь транснациональные корпорации развивающихся стран. Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия и Мексика теснят Старый и Новый Свет. Причем маленький Сингапур, похоже, не нуждается в специализации, чтобы завоевать мир. Его ТНК лидируют в сфере телекоммуникаций, электроники, недвижимости, отельного бизнеса, транспорта и пищевой отрасли.


Няни для регионов


Мощь и масштабность транснациональных корпораций меняют правила игры и расстановку сил практически во всех сферах мировой и локальных экономик. «Деятельность ТНК на локальных и мировых рынках может рассматриваться как лакмусовая бумажка. Результаты деятельности отдельно взятой компании на территории определенного региона являются эталоном для других фирм. Это уже не теоретические дискуссии гуру, а измеримые результаты, на основе которых можно говорить о тенденции», — отмечает Андрей Мугуев, руководитель отдела закупок компании «МакДональдз Юкрейн Лтд.».


При этом влияние ТНК касается всех сфер национальной экономики, как на микро-, так и на макроуровне. Прежде всего это рынки капитала и технологий, установление новых стандартов в качестве продукта и работе с персоналом, влияние на макроэкономическую ситуацию. Во многом это влияние долгожданное для региональных рынков, потому что ТНК — это деньги. Благодаря корпорациям в XXI веке суммы прямых иностранных инвестиций каждой транснациональной корпорации измеряются девятизначными цифрами. IBM за последние три года инвестировала в Индию $2 млрд. и в течение следующих трех лет планирует вложить еще $6 млрд. Это тройной годовой доход Google. Причем эффект от вложений отразится на всем населении страны, так как часть денег пойдет на реализацию проектов в области образования и здравоохранения. Между тем Ford инвестирует в Мексику уже $9,2 млрд. в 2006-2012 гг., в том числе и на ремонт существующих объектов. В этом смысле корпорации значительно облегчают жизнь государству, избавляя его от ряда проблем, еще и за свои же деньги.


В Украине ярким примером является деятельность «Майкрософт Украина». «Мы понимаем, что ожидания от лидера мирового рынка намного выше, чем от локального игрока, и работаем над рядом социальных проектов, которые являются особо важными в украинском обществе: улучшение качества образования (здесь мы помогаем своей экспертизой в области преподавания информационных технологий), борьба с безработицей (обучение безработных информационным технологиям), преодоление цифрового неравенства», — подчеркивает Валерий Лановенко, генеральный директор «Майкрософт Украина».


ТНК — это люди. Каждая корпорация, выходя на местный рынок, создает тысячи рабочих мест. IT-сектор Индии, стержнем которого являются западные транснациональные корпорации, уже до 2008 г. обеспечит 7 млн. рабочих мест, сократив издержки государства на социальные пособия. Кроме того, ТНК — это люди с хорошей зарплатой. По данным Uppsala Universitety, средняя зарплата в таких компаниях в 1,5-2 раза выше, чем в местных компаниях. А главное, в ТНК — хорошо мотивированные люди. Мало какие украинские компании за выдающиеся заслуги работника наградят «мерседесом», окрашенным в корпоративные цвета, как это принято в Mary Kay.


ТНК — это новые стандарты. Украинская экономика хорошо демонстрирует, как оживился бизнес с приходом транснациональных корпораций. Рынок фаст-фуда уже достигает $1 млрд. А ведь до прихода McDonald’s украинские граждане и понятия не имели о таком виде общепита. При этом именно McDonald’s во всех 119 странах своего присутствия диктует стандарты обслуживания в фаст-фудах. Заведения быстрого питания без отличительной формы официантов, постоянной улыбки и уже легендарных фраз «Свободная касса!» и «Пожалуйста, ваша сдача. Приятного аппетита» сегодня уже вряд ли станут конкурентоспособными. «У ТНК есть возможность проанализировать все требования в различных странах и сформулировать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы они были одинаковы в любой стране и соответствовали локальным стандартам. Разумеется, данный подход приводит, например, к ситуации, когда стандарты McDonald’s, как правило, превышают требования в отдельно взятой стране», — объясняет Андрей Мугуев.


Безусловным законодателем мод, в частности в сфере маркетинга, является для Украины «Кока-Кола». «Это проявляется, начиная с самых элементарных вещей — «Кока-Кола» первой разработала механику маркетинговых акций с призами в обмен на крышечки, этикетки; она первой развесила красочные постеры, извещающие о начале новой акции, и т. д. Сегодня это вещи уже сами собой разумеющиеся», — утверждает Дуглас Хилл, региональный менеджер «Кока-Кола Украина».


ТНК — это новый бизнес. Та же «Кока-Кола», отмечает Дуглас Хилл, первой в Украине реанимировала советские автоматы с газировкой и установила холодильные установки, чтобы потребитель всегда мог получить охлажденный напиток. Компания Nestle первой у нас в стране заменила газировку на кофе, капучино и горячий шоколад. Тем самым корпорации стимулировали развитие такого бизнеса, как вендинг — установка торговых автоматов. Бизнес маленький, но выгодный. Себестоимость одной чашки эспрессо Nescafe — 50 копеек, ее цена в автомате — 2-2,5 грн. Учитывая стоимость арендной платы, рентабельность такого бизнеса составляет порядка 80%.


Некоторые ТНК поручают местным компаньонам самое дорогое, что у них есть, — своих клиентов. «Партнерская сеть — основа нашего бизнеса. Безусловно, сотрудники корпорации ведут диалог с наиболее крупными заказчиками, однако, в конечном итоге внедрение и решение бизнес-задач клиента — прерогатива партнера. Эта бизнес-модель была построена «Майкрософт» с первого дня своего существования, и корпорация не намерена ее изменять. Именно поэтому развитию, обучению и поддержке партнерского канала уделяется такое большое значение», — отметил Валерий Лановенко.


ТНК — это исторические решения. Одна из самых могущественных европейских корпораций банковской и страховой сферы Fortis владеет полусотней крупнейших банков и страховых компаний в мире. Естественно, разнообразие валют усложняет и тормозит внутренние финансовые потоки. Поэтому, по мнению западных СМИ, для упрощения внутрибанковских расчетов Fortis выступал одним из лоббистов введения единой европейской валюты.


Скелет для корпорации


Глобальные финансовые потоки, многоуровневый контроль в десятках стран и диверсификация производства нуждаются в сильном скелете. Современные требования глобализации порождают новые формы организации транснациональных компаний, позволяющих выиграть борьбу за глобальную рыночную власть. Самыми распространенными из них являются концерн и стратегический альянс, каждый из которых решает свои задачи.


Организационная модель концерна помогает диверсифицировать риски. Изменение потребительских предпочтений, сезонность, снижение конкурентных позиций у одного товара компенсируют остальные. Только направлений деятельности у Nestle насчитывается десяток — от детского питания до корма для животных. Всего же компании принадлежит несколько десятков глобальных и свыше ста региональных брендов. Кроме того, множество товаров концерна помогают лидировать на нескольких рынках, не ограничиваясь каким-то одним. Так, компания Samsung Electronics — номер один на мировых рынках телевизоров, компьютерных мониторов, микросхем памяти и SDMA-телефонов.


«Неакционерные» формы международных концернов дают возможность ТНК участвовать в менеджменте компаний и получать прибыль за пользование патентами и лицензиями. Согласно соглашениям об управлении транснациональные корпорации организуют менеджмент и техническое обслуживание местных компаний-партнеров в обмен на оплату и долю в капитале.


Другой моделью современных корпораций, прежде всего тех, которые работают в наукоемких отраслях (компьютерной и автомобильной), являются стратегические альянсы. Эффективность подобных объединений-гигантов и сверхгигантов столь высока, что мало кто из ТНК не использует их в своем бизнесе. Так, корпорация Sun — участник двадцати альянсов, а все крупнейшие мировые автопроизводители входят в один из пяти больших стратегических альянсов, образовавшихся в 1990-2000 гг.


Наиболее популярным является сотрудничество с целью реализации научно-исследовательских проектов. В альянсе Toshiba-Sun Microsystems Toshiba разрабатывает портативные рабочие станции для Sun и использует в своей продукции оборудование Sun. Другой пример — соглашение автомобильных гигантов General Motors, Ford, Toyota и Reno-Nissan о создании крупнейшего в мире виртуального рынка — общей компьютерной сети продаж своей продукции и закупок комплектующих через Интернет.


Популярными становятся альянсы по совместному освоению новых рынков и продвижению новых товаров. В результате долгосрочного альянса с Mercedes, связанного с работой над внедорожниками, корейская компания SsangYong занимает сегодня 70% родного рынка в сегменте внедорожников. А сотрудничество IBM и Russell Investment Group стоимостью в $175 млн. и сроком в семь лет призвано ускорить продвижение нового поколения услуг по пенсионному страхованию.


Таким образом, главная тенденция в структуре ТНК — уход от жесткой иерархии в пользу гибкой горизонтальной организации. ««Майкрософт», как и многие другие транснациональные корпорации, имеет матричную структуру. Для нашего офиса это наиболее оптимальная модель, делающая его самостоятельным, динамичным в принятии решений и хорошо интегрированным на локальном уровне», — подтверждает Валерий Лановенко. По мнению американского социолога Э. Тоффлера, если раньше классическая корпоративная структура представлялась пирамидой Хеопса, то сегодня ТНК — типичная скульптура А. Колдера «Мобайл». Как и детали скульптуры, модули могут двигаться, реагируя на изменения во внешней среде, их можно свободно ликвидировать или группировать, как того потребуют нынешние задачи корпорации.  







Тест на транснациональность


ООН относит к ТНК любую компанию, которая имеет производственные мощности за границей. Исследователи дают более конкретное определение ТНК и при отнесении компании к транснациональной используют такие критерии:
• число стран, в которых действует корпорация (не меньше пяти);
• число стран, где размещены производственные мощности корпорации (не меньше трех);
• позиция лидера на ключевом рынке;
• доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не меньше четверти);
• многонациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.

Exit mobile version