Мощь и масштабность транснациональных корпораций меняют правила игры и расстановку сил практически во всех сферах мировой экономики.
Фраза Чарльза Э. Уилсона «Что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки» сегодня актуальна как никогда. С развитием глобализации транснациональные корпорации становятся символом благополучия и залогом успешного развития государств. Страны происхождения ТНК зачастую живут за счет международных гигантов, например, экспорт Финляндии на треть состоит из доходов Nokia. Многие страны предоставляют любые льготы, чтобы разместить у себя чужеземное производство, вплоть до освобождения от налогов и компенсации значительной части инвестиций. Сегодня ТНК — основной двигатель прогресса (владеют 80% патентов и лицензий), главные продавцы (2/3 международной торговли) и производители. Причем мощь их неуклонно растет: если 10 лет назад под контролем ТНК находилась треть мирового производства, то сегодня — свыше половины.
Очевидно, что миром владеют транснациональные корпорации. Но вот «в лицо» героев знают далеко не все. «&» решил проанализировать, кто именно, из каких отраслей, стран, технологических укладов, а главное, в каких масштабах играет первую скрипку в новой, глобализированной экономике. Так кому все-таки принадлежит мир и как проявляется власть сильных мира сего в международной экономике?
Корпоративные мастодонты
Анализ крупнейших фирм показывает, что индустриальная экономика еще крепко держит свои позиции в мире. В рейтинге World Investment Report-2005 всего две компании из первых десяти ТНК (Vodafone Group и France Telecom) представляют новую экономику. Остальные работают в типичных отраслях четвертого уклада — нефтяной и автомобильной. Причем в последней практически все игроки — транснациональные корпорации. В первую двадцатку входят Ford, General Motors, Toyota, Volkswagen, Honda.
Компании, отсутствующие в рейтинге из-за особенностей своей организационной структуры, такие как Google, Yahoo!, Microsoft и др., являются типичным детищем глобализации. Именно они демонстрируют, насколько силен бизнес нового поколения: например, капитализация Google превышает совместную рыночную капитализацию таких гигантов, как General Motors и Ford, и уступает только Microsoft.
Интересно географическое положение лидирующих ТНК. Америка берет количеством. Она — лидер по транснациональным корпорациям (21 из 100 крупнейших), владеющий самыми большими заграничными активами. Однако США полностью уступают в качестве. В десятке первых ТНК по уровню транснационализации нет ни одной американской фирмы. Зато присутствуют Великобритания и Канада.
Между тем все интенсивнее набирают мощь транснациональные корпорации развивающихся стран. Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия и Мексика теснят Старый и Новый Свет. Причем маленький Сингапур, похоже, не нуждается в специализации, чтобы завоевать мир. Его ТНК лидируют в сфере телекоммуникаций, электроники, недвижимости, отельного бизнеса, транспорта и пищевой отрасли.
Няни для регионов
Мощь и масштабность транснациональных корпораций меняют правила игры и расстановку сил практически во всех сферах мировой и локальных экономик. «Деятельность ТНК на локальных и мировых рынках может рассматриваться как лакмусовая бумажка. Результаты деятельности отдельно взятой компании на территории определенного региона являются эталоном для других фирм. Это уже не теоретические дискуссии гуру, а измеримые результаты, на основе которых можно говорить о тенденции», — отмечает Андрей Мугуев, руководитель отдела закупок компании «МакДональдз Юкрейн Лтд.».
В Украине ярким примером является деятельность «Майкрософт Украина». «Мы понимаем, что ожидания от лидера мирового рынка намного выше, чем от локального игрока, и работаем над рядом социальных проектов, которые являются особо важными в украинском обществе: улучшение качества образования (здесь мы помогаем своей экспертизой в области преподавания информационных технологий), борьба с безработицей (обучение безработных информационным технологиям), преодоление цифрового неравенства», — подчеркивает Валерий Лановенко, генеральный директор «Майкрософт Украина».
ТНК — это люди. Каждая корпорация, выходя на местный рынок, создает тысячи рабочих мест. IT-сектор Индии, стержнем которого являются западные транснациональные корпорации, уже до 2008 г. обеспечит 7 млн. рабочих мест, сократив издержки государства на социальные пособия. Кроме того, ТНК — это люди с хорошей зарплатой. По данным Uppsala Universitety, средняя зарплата в таких компаниях в 1,5-2 раза выше, чем в местных компаниях. А главное, в ТНК — хорошо мотивированные люди. Мало какие украинские компании за выдающиеся заслуги работника наградят «мерседесом», окрашенным в корпоративные цвета, как это принято в Mary Kay.
Безусловным законодателем мод, в частности в сфере маркетинга, является для Украины «Кока-Кола». «Это проявляется, начиная с самых элементарных вещей — «Кока-Кола» первой разработала механику маркетинговых акций с призами в обмен на крышечки, этикетки; она первой развесила красочные постеры, извещающие о начале новой акции, и т. д. Сегодня это вещи уже сами собой разумеющиеся», — утверждает Дуглас Хилл, региональный менеджер «Кока-Кола Украина».
Некоторые ТНК поручают местным компаньонам самое дорогое, что у них есть, — своих клиентов. «Партнерская сеть — основа нашего бизнеса. Безусловно, сотрудники корпорации ведут диалог с наиболее крупными заказчиками, однако, в конечном итоге внедрение и решение бизнес-задач клиента — прерогатива партнера. Эта бизнес-модель была построена «Майкрософт» с первого дня своего существования, и корпорация не намерена ее изменять. Именно поэтому развитию, обучению и поддержке партнерского канала уделяется такое большое значение», — отметил Валерий Лановенко.
ТНК — это исторические решения. Одна из самых могущественных европейских корпораций банковской и страховой сферы Fortis владеет полусотней крупнейших банков и страховых компаний в мире. Естественно, разнообразие валют усложняет и тормозит внутренние финансовые потоки. Поэтому, по мнению западных СМИ, для упрощения внутрибанковских расчетов Fortis выступал одним из лоббистов введения единой европейской валюты.
Скелет для корпорации
Глобальные финансовые потоки, многоуровневый контроль в десятках стран и диверсификация производства нуждаются в сильном скелете. Современные требования глобализации порождают новые формы организации транснациональных компаний, позволяющих выиграть борьбу за глобальную рыночную власть. Самыми распространенными из них являются концерн и стратегический альянс, каждый из которых решает свои задачи.
Другой моделью современных корпораций, прежде всего тех, которые работают в наукоемких отраслях (компьютерной и автомобильной), являются стратегические альянсы. Эффективность подобных объединений-гигантов и сверхгигантов столь высока, что мало кто из ТНК не использует их в своем бизнесе. Так, корпорация Sun — участник двадцати альянсов, а все крупнейшие мировые автопроизводители входят в один из пяти больших стратегических альянсов, образовавшихся в 1990-2000 гг.
Наиболее популярным является сотрудничество с целью реализации научно-исследовательских проектов. В альянсе Toshiba-Sun Microsystems Toshiba разрабатывает портативные рабочие станции для Sun и использует в своей продукции оборудование Sun. Другой пример — соглашение автомобильных гигантов General Motors, Ford, Toyota и Reno-Nissan о создании крупнейшего в мире виртуального рынка — общей компьютерной сети продаж своей продукции и закупок комплектующих через Интернет.
Популярными становятся альянсы по совместному освоению новых рынков и продвижению новых товаров. В результате долгосрочного альянса с Mercedes, связанного с работой над внедорожниками, корейская компания SsangYong занимает сегодня 70% родного рынка в сегменте внедорожников. А сотрудничество IBM и Russell Investment Group стоимостью в $175 млн. и сроком в семь лет призвано ускорить продвижение нового поколения услуг по пенсионному страхованию.
Таким образом, главная тенденция в структуре ТНК — уход от жесткой иерархии в пользу гибкой горизонтальной организации. ««Майкрософт», как и многие другие транснациональные корпорации, имеет матричную структуру. Для нашего офиса это наиболее оптимальная модель, делающая его самостоятельным, динамичным в принятии решений и хорошо интегрированным на локальном уровне», — подтверждает Валерий Лановенко. По мнению американского социолога Э. Тоффлера, если раньше классическая корпоративная структура представлялась пирамидой Хеопса, то сегодня ТНК — типичная скульптура А. Колдера «Мобайл». Как и детали скульптуры, модули могут двигаться, реагируя на изменения во внешней среде, их можно свободно ликвидировать или группировать, как того потребуют нынешние задачи корпорации.
Тест на транснациональность ООН относит к ТНК любую компанию, которая имеет производственные мощности за границей. Исследователи дают более конкретное определение ТНК и при отнесении компании к транснациональной используют такие критерии:
• число стран, в которых действует корпорация (не меньше пяти);
• число стран, где размещены производственные мощности корпорации (не меньше трех);
• позиция лидера на ключевом рынке;
• доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не меньше четверти);
• многонациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.