О пользе вкусного и здорового бизнеса
Наряду с увлечением мировых производителей генетически модифицированными продуктами, все более четкие очертания приобретает и противоположная тенденция — рост популярности экологически чистых (органических) продуктов. В 2003 г. этот сегмент мирового рынка оценивался в $25 млрд., а в 2005 г. достиг $29 млрд. Причем, по данным Global Market for Organic Food, к 2010 г. ожидается увеличение индустрии «зеленых» продуктов еще на 35%. Катализатором такого роста выступит все большая приверженность потребителей к здоровому питанию (60%). Этот фактор куда весомее высоких цен на «органику» (в Европе они дороже обычных на треть, а в России — на 200%).
В настоящее время лидером по потреблению органических продуктов являются США: в минувшем году внутренний рынок достиг $13-16 млрд. и через два года удвоится. Доля органических продуктов в общем объеме продаж там составляет 2%. В стране набирают оборот сети магазинов, специализирующихся на органических продуктах. Так, капитализация крупнейшей американской «экологической» сети Whole Foods Market (владеет 160 торговыми точками) в 2005 г. составила $5,8 млрд. Впрочем, отделы органических продуктов сегодня имеют 72% супермаркетов.
Европа несколько отстает от Штатов по объемам потребления экологически чистых продуктов ($11-13 млрд.), однако и здесь этот рынок развивается достаточно активно. К примеру, в Дании показатель потребления органических продуктов превышает американский (3%). Главная же особенность рынка ЕС заключается в том, что экологические товары там распространяются в основном через супермаркеты (Carrefour, Tesco, Ahold и др.), а не через специализированные магазины.
Между тем в Украине под органическим земледелием занято 180,4 тыс. га. Около 35 тыс. частных хозяйств (27%) занимаются органическим земледелием. Основные же препятствия его развития опрошенные «&» эксперты делят на несколько групп. Государственные — фактическое игнорирование перехода к органическому хозяйствованию, законодательный вакуум, отсутствие украинской системы сертификации и инспекции «органики». Сбытовые — неразвитость соответствующей торговой сети и нехватка информационно-консультационного обеспечения. Потребительские — неплатежеспособность населения, недостаток экологического сознания.
Между тем, как уверяют аналитики консалтинговой компании Agroeco, перед Украиной могут отрыться радужные перспективы на западноевропейском рынке, поскольку в ЕС поддерживается стабильный спрос на органические зерно, бобовые, фрукты и продукты их переработки. Эти перспективы обеспечиваются наличием плодородных земель и сравнительно низкой стоимостью рабочей силы. В таких условиях Польша и другие «новички» ЕС не скрывают своей заинтересованности в украинских органических хозяйствах. Не исключено, что вскоре поляки начнут закупать во Львовской и Закарпатской областях пробные партии продукции для вывоза в страны ЕС.
Время теряющихся возможностей
Любовь Молдаван,
главный научный сотрудник отдела форм и методов хозяйствования в агропродовольственном комплексе Института экономики и прогнозирования НАНУ:
Поэтому будущее внутреннего рынка будет зависеть от двух факторов: во-первых — от государственного протекционизма этой сферы, инновационной активности управленческих структур, изменения стереотипов, во-вторых — от роста покупательной способности населения. Заметим, что органическое производство во всех странах поддерживается государством. Адекватные меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей по переходу их на органическое хозяйствование необходимо предусмотреть в Законе «Об органическом сельском хозяйстве», который предстоит разработать и принять.
Экспортные возможности Украины в реализации органической продукции пока можно оценить как ограниченные. Во-первых, сформированные в мире после Чернобыля определенные стереотипы относительно украинских сельскохозяйственных продуктов нужно постепенно преодолевать. Во-вторых, трудно выдержать строгие зарубежные стандарты на эту продукцию.
ВТО: субсидии и дискуссии Путем защитных манипуляций
Очередная попытка стран-членов ВТО разблокировать процесс переговоров о либерализации мировой торговли (длится с сентября 2001 г.) закончилась полным провалом. Прошедшие в Женеве консультации зашли в тупик: основные игроки оказались не готовыми пойти на уступки, обвиняя друг друга в блокировании переговорного процесса. Ряд делегаций даже досрочно покинули консультации, не видя «перспектив для прогресса». Разногласия касались трех ключевых вопросов:
1. Снижение аграрных субсидий. Ожидалось, что на такие уступки согласятся США и страны ЕС. Оказалось, напрасно. Поддерживая конкурентоспособность собственного аграрного сектора с помощью государственных дотаций, развитые страны опасаются наводнения своих рынков дешевой сельскохозяйственной продукцией из стран третьего мира.
2. Сокращение таможенных тарифов на сельхозпродукцию. США и развивающиеся страны (так называемая G20) заинтересованы в снижении барьеров ЕС для своей сельскохозяйственной продукции. Ибо такие меры, утверждают они, искажают рыночные цены и делают бессмысленным сам принцип честной конкуренции. В связи с этим G20 требует снижения импортных пошлин на 54%, США — на 60%. Тогда как Брюссель готов лишь на 46%.
3. Сокращение таможенных тарифов на промышленные товары. Здесь уступок ждали от G20. Но представители развивающихся стран заявили, что не согласны предоставлять и так богатым государствам более благоприятный режим доступа на свои рынки.
Международные эксперты не скрывают разочарования. «Провал в достижении соглашения ставит под угрозу все ранее достигнутые обязательства, — отмечает Маркус Валленберг, президент Международной торговой палаты. — Они включают отмену всех субсидий на продукцию сельского хозяйства к 2013 г., введение беспошлинного рынка и отмену квотирования практически на весь экспорт из 32 наименее развитых стран к 2008 г., отмену субсидий для развитых стран на экспорт хлопка до конца нынешнего года».
По мнению скептиков (в числе которых и гендиректор ВТО Паскаль Лами), такие внутренние разногласия свидетельствуют об одном — организация находится на пороге серьезного кризиса. Ведь когда встал вопрос борьбы с протекционизмом и создания равных условий для всех, механизм ВТО тут же заскрипел и затрещал по швам.
Валерий Новицкий,
заместитель директора по научным вопросам Института мировой экономики и международных отношений:
Современная тенденция защиты внутренних рынков состоит в том, что страны «золотого ядра» используют нетарифные механизмы. Ведь для них тарифное регулирование, по сути, не решает проблемы защиты национальных отраслей: те производственные направления, которые подлежат тарифному регулированию, сейчас не самые конкурентные. Сейчас информационно насыщенные наукоемкие отрасли являются наиболее конкурентными, но они не нуждаются в тарифной защите. Доминирование нетарифных форм регулирования позволяет навязывать решения менее развитым странам.
Для Украины сегодня опасность кроется в ее собственной позиции. Условия вступления в систему ГАТТ/ВТО должны основываться на интересах внутреннего товаропроизводителя. Хотя пока трудно прогнозировать, какие отрасли понесут урон, поскольку доступ к уже подписанным двусторонним протоколам закрыт.
Экономические заботы объединенной Европы