Падение рынков в кризис заставило многие компании в очередной раз внимательно посмотреть на свои системы доставки товаров до конечного потребителя.
Стимулированное кризисом рассматривание компаниями своих систем доставки товаров до конечного потребителя в ряде случаев привело к преобразованиям в сфере дистрибуции и продаж. Это в итоге помогло не только сохранить продажи, но кое-кому даже нарастить их.
Справедливости ради напомним, что такими эпитетами, как «лишнее звено», «отмирающий бизнес», менеджеры крупных торговых сетей и компаний-производителей награждали своих дистрибьюторов еще шесть-семь лет назад. Тогда же многие производители бросились создавать собственные торговые дома, напрямую работавшие с торговыми сетями. Но через пару лет энтузиазма поубавилось, массового отказа от дистрибьюторов как профессиональных посредников не произошло.
Об эволюции отношений удобно рассказать на примере пивного рынка, являющегося наиболее показательным. Еще в середине
В ответ некоторые дистрибьюторы превратились в чистых логистиков, хотя основная часть пока остается в бизнесе за счет дополнения основной деятельности другими видами (которые, впрочем, со временем могут становиться основными). Речь идет о создании собственных розничных сетей, маркетинге или производстве товаров под собственными марками, усилении логистики и строительстве собственных терминалов, о создании отделов продвижения со штатами мерчандайзеров, промоутеров и др. То есть можно констатировать, что в целом наши компании идут по пути, который в свое время прошли западные дистрибьюторы.
По мере развития конкуренции на рынках все большее количество производителей утверждают, что торговый представитель дистрибьютора, обремененный большим прайс-листом, их не устраивает. Поэтому продажу и сбор заказов (особенно в крупных городах) осуществляют торговые представители производителя, а доставку — дистрибьютор.
Подобная схема работы весьма затратна для производителя, соответственно многие из них ограничиваются тем, что вмешиваются в работу дистрибьютора с розницей. Это сводится не только к формированию выделенных команд торговых представителей той или иной степени эксклюзивности, но и к рекомендациям по уровням наценок (чтобы избежать перетока товара по регионам). Кроме того, производитель может внимательнее изучить потребителей, определить для дистрибьютора целевую розницу и сформировать для него обоснованно высокий план продаж. В качестве благодарности для дистрибьютора могут быть дополнительные бонусы и более гибкая кредитная политика.
Не секрет, что в кризис многие сети увеличили отсрочку платежа. В результате оказалось, что некоторым производителям стало выгоднее работать не с сетями, а с дистрибьюторами, поставляющими товар мелким ритейлерам.