Site icon Companion UA

С точки зрения эскимоса

О Венеции трудно рассказать что-то новое.
Можно лишь попробовать увидеть ее по-другому.

Витиеватые и напыщенные названия вроде Базилика-ди-Сан-Марко, Палаццо Дукале, Сан-Джорджо Маджоре и др. лишь сбивают с толку. С точки зрения гренландского эскимоса центральная Венеция — довольно крупный (5,5×3 км) причудливый айсберг, разрезанный на 118 островов 150 большими каналами и покрытый мелкими трещинами, по которым сочится мутноватая вода. Эти коренные жители Арктики изобрели лучшее транспортное средство для совершения идеальной прогулки по Венеции.

Утешение аутсайдеров
Авторы пока не переведенной на русский язык «Критики самого туристического города мира» Роберт Дэвис и Гарри Мартин пишут, что турист без личного плавательного средства в Венеции — безнадежный аутсайдер. Водный трамвай вапоретто может дать лишь слабое утешение. Даже его более компактный вариант мотоскафо, или водное такси, не в состоянии проникнуть в наиболее «интимные» пространства города. Остается только гондола. Теоретически это лучшее средство для того, чтобы заглянуть за последнюю кулису Венеции. Однако легендарная лодка, неизменно входящая в традиционный венецианский комплект, уже давно не справляется с этой задачей. Да и не стремится с ней справиться. Так же как архитектурный облик города застыл на отметке XVII в, количество лицензированных гондольеров остановилось на цифре 425. Все, что связано с гондолой, сегодня с большой натяжкой можно отнести к познавательному туризму и скорее тяготеет к тяжеловесному понятию luxury. Одиннадцатиметровая шестиместная лодка, собранная из 280 деталей, весит около 600 кг и стоит €20-50 тыс. Аналогию с дорогим автомобилем усиливает и традиционный черный корпус. Гребцы в полосатых фуфайках еще с 1800-х с нарастающим раздражением наблюдают за увеличивающимся количеством моторизованного водного транспорта в венецианских каналах. Однако все большую угрозу несут одноместные лодки, изготовленные из литой пластмассы.

Коллективные усилия
Изобретателем каяка 4тыс. лет назад стал коллективный разум жителей приполярной зоны Северного полушария. В европейских водах эти лодки впервые появились в начале XVII в. В 1605-1606 гг. снедаемая колонизаторскими порывами Дания предприняла две арктические экспедиции в область Дэвисова пролива. Среди привезенной добычи оказалось несколько жителей Гренландии с экзотическими лодками из тюленьей кожи. На водном шоу, организованном при дворе короля Кристиана IV, местная публика с удивлением наблюдала за тем, как ловко инуиты управляются со своими каяками, и была в восторге от «эскимосского переворота» — эффектной постановки на ровный киль опрокинувшейся лодки. Представление, описанное очевидцами как «танец на воде», стало зерном, из которого выросло дерево современного рекреационного каякинга. Впрочем, это состоялось не сразу. Застрельщиком индивидуальной гребли стал шотландский юрист и любитель приключений Джон Мак-Грегор. Впервые эскимосскую лодку он увидел, путешествуя по Камчатке. Вернувшись в Англию, заказал себе одноместный гибрид каноэ и каяка и дал ему патриотическое название «Роб Рой». На этой лодке в 1865 г. Мак-Грегор отправился в трехмесячное плавание по рекам и озерам Франции, Германии и Швейцарии. Книга, описывающая его водные перипетии, сделала знаменитой и саму конструкцию судна, и способ ее использования. Однако популяризация каякинга в Европе поначалу сдерживалась дороговизной производства лодок. Первые европейские каяки были не менее эксклюзивными изделиями, чем венецианские гондолы. А в 1915 г. отдыхающая элита пересела на вошедшие в моду моторные лодки и мотоциклы, и производители рекреационных флотилий задумались над расширением своей аудитории. В 1920-х в Германии придумали складной каяк, а в 1950-х появилась возможность создавать лодки из фибергласа. Одна из мощнейших волн увлеченности каякингом прокатилась в 1990-х (на этом поприще особенно отличились отдыхающие из США). Наконец в 2000-х было обнаружено, что тонкое, как игла, тело каяка способно проникнуть под кожу Венеции, подняться по капиллярам ее самых мелких каналов и, кто знает, может, добраться до самой сути этого великого города.

Хлеб гондольеров
В 2007 г. 43-летний историк и любитель активного отдыха датчанин Рене Сеиндаль обнаружил, что в Венеции нет ни одного места, где дают напрокат каяки. Так появилась небольшая Venice Kayak, которая по сей день занимает эксклюзивное положение в местной туриндустрии. Ее штаб-квартира расположена на острове Лидо в 30 минутах гребли от центральной Венеции. На острове есть небольшой кемпинг, где можно остановиться за небольшую по местным стандартам плату. Своим клиентам Venice Kayak предлагает туры по каналам Венеции, островам и лагунам в составе небольших групп (два-пять человек) в сопровождении гида. Туристический сезон длится с марта по октябрь. Стоимость однодневного каякинга по каналам составляет €100, трехдневного путешествия — €280, шестидневного похода — €650.

Венеция по-другому
Анна Павленко, путешественник-любитель:
— Что говорить про Венецию? Про нее и так уже все сказано. Мы были в этом городе три раза, исходили его очень добросовестно, но в сочетании с каяками получили от него массу новых впечатлений. Это Венеция совсем по-другому. Вы сможете попасть в самый узкий канал — туда, где ноге человека некуда ступить из-за отвесно уходящих под воду стен. Переживете удивительные ощущения, проплывая под низкими венецианскими мостами и сталкиваясь лицом к лицу с маскаронами. Пассажиры гондол будут смотреть на вас квадратными глазами. Взгляд гондольера наверняка будет недобрый, как у человека, которого лишают куска хлеба (заработок гондольера составляет €80 за 40 минут поездки).
Морской каяк, используемый для прогулки, развивает хорошую скорость, однако новичку он может показаться неустойчивым. Тем не менее даже если вы совсем без опыта, можно взять себя в руки и получить удовольствие. Как по мне — это прекрасный способ провести трехдневный уикенд в Венеции. К прогулке на каяках можно добавить посещение какого-либо концерта в Вероне. На Арена-ди-Верона всегда происходит что-нибудь интересное.

Exit mobile version