Для того чтобы быстрый рост сети не сменился столь же стремительным обвалом, ритейлору приходится внимательно следить за тылами.
Салоны мобильной связи в Украине сейчас открываются один за другим. При этом операторы розничных сетей пытаются не только заработать, но и застолбить зоны присутствия и влияния. В ближайшие два-три года определятся основные игроки, которые в дальнейшем и будут «делать погоду» на рынке. В этой борьбе сеть «Алло» удерживает лидерские позиции на начало августа текущего года. 325 салонов в 67 городах. Ее основные конкуренты — сети «Евросеть» (около 200 салонов), «Мобилочка» (54) и «Астел»(100).
Стратегия быстрого роста
Способствует быстрому развитию сети и то, что компания размещает свои салоны только в арендованных помещениях, что позволяет не замораживать капитал. Наличие собственного строительного подразделения помогает быстро, с минимальными затратами адаптировать торговую площадку под корпоративные требования.
Сейчас в сеть входят 78 филиалов, каждый из которых возглавляет представитель компании «Алло». В задачи представителей, помимо контроля работы функционирующих салонов, входят подготовительные работы по открытию новых точек: поиск помещений, сотрудников, анализ рынка, получение всех необходимых разрешительных документов. Для сотрудников филиалов разработаны подробные инструкции, как действовать в тех или иных ситуациях. Такая структура позволяет открывать салоны одновременно в нескольких городах.
Тактика сохранения управляемости при быстром росте
2005 год прошел для «Алло» под знаком реструктуризации. Матричная структура изменилась на дивизиональную, что позволило отделить основной бизнес от дополнительного и сделать его более управляемым. Теперь компания приобрела вид корпорации, состоящей из нескольких подразделений: розница — торговая сеть «Алло»; дистрибуция и опт — «Цифротех»; сервис — «Алло сервис»; контент — «Алло контент»; строительная компания.
В компании принята вертикальная структура управления. Цели спускаются сверху вниз, однако для их разработки привлекаются менеджеры среднего и нижнего звена, что позволяет им видеть свое участие в развитии компании. Кроме этого, поощряется инициатива сотрудников — все новые идеи проходят оценку и в случае соответствия целям компании внедряются в жизнь.
«Алло» придерживается концепции, согласно которой каждый менеджер компании — это предприниматель, участвующий в создании ценности компании. Его система мотивации завязана на том, насколько успешно он достигает поставленных целей. Причем ему предоставлена определенная свобода в средствах их достижения. Активности членов команды способствует и задекларированный принцип поиска кадровых резервов в первую очередь внутри самой компании. Реальная возможность в течение одного-двух лет сделать успешную карьеру положительно влияет на лояльность сотрудников.
В головной офис ежедневно приходят отчеты от всех торговых точек. Его сотрудники, менеджеры среднего и высшего звена, посещают удаленные магазины, чтобы удостовериться в соблюдении экспертами и консультантами салонов необходимых стандартов обслуживания. Работники торговых точек осознают, что менеджер головного офиса — не бюрократ, который постоянно находится в кресле, он в любой момент может зайти в салон и поинтересоваться их работой, проблемами.
Компания использует систему сбалансированных показателей (ССП). Александр Авдеев: «ССП работает в совокупности с соответствующим программным обеспечением. Поэтому сейчас мы приступили к внедрению ERP-системы Oracle, в которой заложена возможность применения ССП. Это, пожалуй, самый серьезный и дорогостоящий проект за всю историю существования нашей компании. Мы возлагаем на него большие надежды».
Для поддержания конкурентных цен компания совершенствует свою логистическую систему и тесно взаимодействует с вендорами. Сеть «Алло» использует собственный распределительный центр, региональные склады, автопарк. В расчете на повышение эффективности логистики компания делает вклады в строительство нового распределительного центра общей площадью 2000 кв. м.
Завтра начинается сегодня
Начав с продажи мобильных телефонов и услуг операторов мобильной связи, компания значительно расширила свой ассортимент, включив в него такие группы товаров, как цифровые фотокамеры, радиотелефоны DECT, МР3-плееры и карты памяти. Цифровая техника появилась в сети в январе 2005 г. В настоящее время цифровая техника занимает 4% от общего объема реализованного товара (в физическом выражении).
В данный момент торговая сеть «Алло» переживает новый этап развития — начато внедрение формата «Алло-техно». Это салоны цифровой техники с широким перечнем дополнительных услуг: печать цифровых фотографий; загрузка мелодий, логотипов, заставок, java-игр на мобильный телефон; монтаж видеороликов; изготовление заставок для мобильных телефонов, а также консультирование и обучение клиентов. Первый салон «Алло-техно» был открыт в июне в Днепропетровске. Вскоре новые салоны должны появиться еще в нескольких городах, частично заменив прежний формат. Поскольку головной офис находится в Днепропетровске, было принято решение начинать новый проект именно в этом городе, чтобы всегда можно было держать «руку на пульсе».
Поиск новых возможностей не ограничивается развитием нового формата сети «Алло», реализуются и другие проекты. Один из них — торговля онлайн. Несколько месяцев назад подразделением «Аллоконтент» был запущен в тестовом режиме интернет-магазин. Он рассчитан на жителей крупных городов и по мере повышения спроса будет развиваться и модифицироваться. В перспективе Интернет может оттянуть на себя до 10% продаж сети. Но пока развитию подобных проектов препятствует слабая распространенность Интернета, отсутствие традиции пользоваться онлайн-магазинами и высокая стоимость логистики.
Специалисты компании также работают над созданием собственного колл-центра и занимаются разработкой специального веб-ресурса «Алло-техно», который предоставит потенциальным покупателям возможность сравнивать различные модели цифровых товаров и получать рекомендации экспертов.
На полках — только товары лидеров рынка В ассортименте розничной сети «Алло»:
мобильные телефоны Alcatel, BenQ-Siemens, Fly, LG, Motorola, Nokia, Panasonic, Samsung, Sony Ericsson; цифровые фотокамеры Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Minolta, Nikon, Olympus, Panasonic, Pentax, Sony, Ufo; радиотелефоны DECT Panasonic, Philips, Siemens; МР3-плееры Apaser, DiaNet, iPod, Iriver, LG, Olympus, Panasonic, SanDisk, Samsung, Sony; карты памяти Olympus, SanDisk, Transcend.