Новое правительство активно включилось в решение газовых проблем Украины. Это дает повод детально проанализировать нынешние позиции страны в данной сфере и возможное изменение ситуации в перспективе.
Тема цен на газ, путей транспортировки голубого топлива, а также взаимоотношения в тройке «Газпром»—«Нафтогаз»—«РосУкрЭнерго» в начале августа снова оказалась в центре внимания вследствие прихода новой команды в исполнительную власть. Причиной пристального внимания деловой общественности к газовой тематике является тот факт, что уровень цен на газ несет в себе основной риск, влияющий на развитие экономики Украины. Активная фаза конфликта была завершена 4 января 2006 г. подписанием ряда договоренностей в Москве. Несмотря на формальное урегулирование, противостояние было лишь заморожено и может в любой момент перерасти в активную фазу.
Заложник геополитической борьбы
Для сохранения статус-кво в вопросах транспортировки газа и недопущения шокового роста цен на голубое топливо Украине необходимо, чтобы все ветви власти выступали консолидировано с единой позицией. Затяжной политический кризис долгое время препятствовал этому, внося разобщенность в украинский политикум. Основная борьба велась за контроль над финпотоками, которые генерирует «Нафтогаз». Хотя ни одна из противоборствующих сил не ставила своей целью доведение компании до банкротства. В то время как исполнительная и законодательная власть не были сформированы, Украина потеряла удобный момент для пересмотра газовых договоров или фиксации цены на топливо на долгосрочный период. Во время подготовки к Петербургскому саммиту «большой восьмерки» (состоялся в июле текущего года), посвященному энергетической безопасности, руководству России было крайне невыгодно привлечение внимания к схемам в газовом бизнесе и подрыв доверия к «Газпрому» как к надежному поставщику. Во многом благодаря этому цена газа, поставляемого «РосУкрЭнерго», сохранена на том же уровне и в III квартале 2006 г. СП «Укргаз-Энерго» будет закупать газ у «РосУкрЭнерго» по $95 за тысячу кубометров.
Осложняется ситуация еще и тем, что Украина стала заложником геополитической борьбы, являясь ареной противостояния в энергетической сфере между США и Россией, которые борются за право обладать контролем за путями транспортировки энергоносителей. Стремясь играть ведущую роль в мировой политике, Россия избрала энергетику как средство для достижения своей цели. Согласно энергетической стратегии она стремится не только добывать энергоресурсы, но и контролировать их доставку и сбыт. Для выполнения данной цели России в первую очередь необходимо получить контроль над украинской газотранспортной системой, без которой владение газораспределительными сетями и дистрибьюторскими компаниями Европы не дает возможности контролировать европейский энергетический рынок. В то же время США на протяжении последних десятилетий стремятся самостоятельно контролировать добычу и транспортировку энергоресурсов в любой точке мира. Не вызывает сомнений, что конечной целью России в газовом противостоянии является контроль над украинским внутренним газовым рынком и средствами транспортировки.
«Так назовите же цену!»
Реальная цена газа для предприятий в первом полугодии так и осталась тайной, хотя вряд ли она была выше закупочной цены в $95. Вместе с тем «Укргаз-Энерго» заключило контракты на поставку в июле природного газа промышленным предприятиям Украины по 655 грн. ($130) за тысячу кубометров, так что повышение вышло существенным. В условиях монопольного положения «Укргаз-Энерго» на украинском рынке при отсутствии альтернативы в виде туркменского газа компания может повышать цены для промышленных предприятий, даже несмотря на сохранение закупочной цены. Установленная предельная цена газа для промышленных предприятий, включающая затраты на доставку и НДС, равна 714 грн. ($141) за тысячу кубометров. Формальным поводом для увеличения стоимости газа для Украины может стать повышение цены закупки среднеазиатского газа, который включается в абстрактный «коктейль», формируемый «РосУкрЭнерго» для реализации украинским потребителям и экспорта в ЕС. Уже состоялось повышение стоимости казахстанского газа — закупочная цена газа, получаемого «Газпромом» на границе Казахстана и России, выросла с $47-50 до $138-140 за тысячу кубометров. Учитывая доли туркменского и казахстанского газа, возможное увеличение стоимости туркменского газа и уже оформленное повышение цены казахстанского топлива, новая цена «коктейля» может подскочить до $160-165. «РосУкрЭнерго» не «Нафтогаз», работать себе в убыток не будет, а если и будет, то недолго.
Безальтернативные альтернативы
«РосУкрЭнерго» — механизм, который позволяет российскому руководству (благодаря 50%-й доле в нем «Газпрома») следовать энергетической стратегии, осуществляя экспансию на европейский рынок, и одновременно удовлетворять собственные интересы за счет участия в распределении прибыли. Компания уже действует на европейском рынке, торгуя газом через посредника Emfesz в Польше, Венгрии и Словакии, владеет активами нефте- и газодобывающих компаний. Ожидается, что в дальнейшем присутствие компании на рынке ЕС будет только увеличиваться. Швейцарская прописка «РосУкрЭнерго» позволяет ей не только оптимизировать налогообложение, но и обходить ограничения, связанные с декларируемой ЕС необходимостью диверсификации источников энергоресурсов. Еврочиновники видят угрозу в случае увеличения зависимости от одного поставщика более чем на 25%. Таким образом, именно «РосУкрЭнерго» является ключевым звеном в стратегии российских руководителей, и попытка украинского руководства исключить компанию из газовых отношений приведет к резким шагам российской стороны.
В то же время политические пертурбации в Украине на позиции компании влияния не оказывают. Формирование нового состава правительства с Юрием Бойко на должности министра ТЭК (являвшегося одним из инициаторов создания «РосУкрЭнерго») делает крайне маловероятным риск даже попыток исключения «РосУкрЭнерго» из газовых взаимоотношений. Против пересмотра газовых соглашений ранее высказывались как представители Партии регионов, так и «Нашей Украины», коммунисты и социалисты в таком вопросе самостоятельно действовать не станут и не смогут.
Заграница не поможет
Для Украины очень важным фактором является поддержка ЕС в случае нового витка противостояния. В то же время агрессивная PR-кампания «Газпрома», направленная на дискредитацию Украины и «Нафтогаза» как надежного транзитера, эффективна и формирует неблагоприятную информационную среду для Украины. Знаковыми являются два заявления, сделанные с территории России. Романо Проди, премьер-министр Италии, практически занял сторону «Газпрома» в конфликте с Украиной, выразив сомнение в способности нашей страны обеспечивать стабильный транзит газа в зимний период. Одновременно прозвучало заявление бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, который призвал исключить Украину из транзитной цепочки Россия—ЕС. Тут следует отметить, что заявление Шредера не является отражением официальной позиции Берлина, а вызвано его настоящим местом работы (он возглавляет комитет акционеров Северо-Европейского газопровода, что обязывает его лоббировать данный проект).
Заявление Проди мотивировано несколько иными причинами. Во-первых, это существенная зависимость Италии от российского газа, который составляет около 30% от всего потребления голубого топлива в стране. Во-вторых, договоренности между Романо Проди и Владимиром Путиным о взаимном доступе на энергорынки обеих стран, в соответствии с которыми «Газпром» получает возможность заниматься непосредственной реализацией газа на итальянском рынке, а итальянские компании получают право разрабатывать перспективные месторождения на территории России. Данный договор выгоден прежде всего «Газпрому», который с его помощью реализует свои стратегические цели по доступу к распределительным сетям европейских стран. В то же время итальянские компании могут в будущем столкнуться с невозможностью свободно использовать добытый газ, поскольку правом монопольного транспортирования газа по территории России обладает «Газпром», который, следовательно, может диктовать свои условия любому независимому газодобытчику на территории РФ.
Чисто реальный дефицит
Газ, на который ссылался Плачков, когда говорил о выкачке из ПГХ, будет принадлежать либо «Газпрому», либо «РосУкрЭнерго», как и объем в 5 млрд. куб. м, которые «Газпром» должен поставить в ПГХ по техническому контракту. Цену, которую «Нафтогаз» будет вынужден платить за голубое топливо для обеспечения работы теплогенерирующих предприятий, станут устанавливать в Москве.
Негативно — как на стабильность газовых поставок, так и на имидж «Нафтогаза» как надежного транзитера — влияет низкий текущий уровень заполненности украинских ПГХ собственным газом. По состоянию на 3 августа объем закачки составил 11 млрд. куб. м. Согласно последним договоренностям с «Газпромом» недостаток собственных ресурсов будет компенсирован за счет закачки дополнительных объемов газа, принадлежащего российскому монополисту и его сателлитам, «РосУкрЭнерго» и «Укргаз-Энерго». Это позволит «Нафтогазу» обеспечивать транзит, однако лишает его возможности контролировать собственные ПГХ и делает еще более зависимым от ценовой политики «Газпрома». Возможность заполнения ПГХ собственным газом «Нафтогаза» ограничена нехваткой оборотных средств, а также высоким уровнем накопившегося долга перед «РосУкрЭнерго». Для погашения долгов и покупки недостающих объемов газа «Нафтогаз» привлекает кредиты как на внешних рынках (помимо согласованных с Минфином $200 млн., планируется привлечь еще $300 млн. у ABN-AMRO), так и за счет государственного финансирования («Нафтогаз» обратился к Кабинету министров с просьбой выделить $1 млрд.). Но в государственном кредите «Нафтогазу» было отказано. Значит, монополисту придется искать средства за рубежом.
Состояние финансового нестояния
Вопрос о финансовой устойчивости «Нафтогаза», как и цены на энергоносители, излишне заполитизирован, что мешает адекватной оценке реального финансового состояния компании. Кроме того, оценку финансового состояния осложняет непрозрачность операционной деятельности и финансовой отчетности «Нафтогаза». Последняя опубликованная отчетность относится к 2004 г., а предоставляемая международным рейтинговым агентствам консолидированная отчетность формально существующей группы предприятий, в которых «Нафтогазу» принадлежит более 50% акций, не может корректно отражать финансовое состояние самой компании, поскольку контроль над двумя основными предприятиями группы — «Черноморнефтегазом» и «Укрнафтой» — принадлежит ему лишь на бумаге.
Основной угрозой финансовому состоянию «Нафтогаза» является растущая финансовая задолженность в связи с активными внешними заимствованиями на протяжении 2005-2006 гг. В 2005 г. НАК привлек около $2 млрд. только за счет долгосрочных кредитов. Продолжилось привлечение кредитных средств и в 2006 г. (вышеупомянутые $200 млн. + $300 млн.). Потребность «Нафтогаза» в заемных средствах возникает также в связи с характерными для компании кассовыми разрывами — как внутренними, так и внешними (платежи «Газпрома» в оплату транзита газа не совпадают по срокам со временем оплаты поставляемого газа). Возникновение дефицита средств в 2006 г. связано с результатами соглашения от 4 января 2006 г., когда цена импортного топлива выросла до $95 за тысячу кубометров, а «Нафтогаз» де-юре лишился высокодоходного рынка промышленных производителей (реализацией газа для этих субъектов хозяйствования с 1 марта занимается ЗАО «Укргаз-Энерго»), также льготными тарифами на газ для населения, бюджетных организаций и предприятий теплокоммунэнерго. Де-факто в I квартале 2006 г. практически весь газ в Украине реализовывался структурами «Нафтогаза» (объем реализации природного газа составил 21,8 млрд. куб. м, стоимость реализованного топлива — 6,1 млрд. грн.). «Укргаз-Энерго» поставило украинским потребителям около 100 млн. куб. м газа. Потери «Нафтогаза» в I квартале 2006 г. от реализации газа населению, теплогенерирующим и бюджетным предприятиям по льготному тарифу составили порядка 3,5 млрд. грн. ($690 млн.).
В то же время вероятность дефолта «Нафтогаза» по его долговым обязательствам невысокая. Главные операционные риски касаются деятельности компании в краткосрочной перспективе, в то время как выплата большей части долга, наращивание которого — основной финансовый риск, относится к долгосрочной перспективе. Сдерживает риск дефолта и высокий уровень государственной поддержки (даже несмотря на отказ в миллиардном кредите из бюджета). Залогом платежеспособности НАК «Нафтогаз» является контроль над транзитными потоками газа, который приносит до $2,2 млрд. в год даже при низких относительно среднеевропейских ставках транзита. Не следует забывать о том, что размер ставки транзита при любых раскладах — чуть ли не единственный экономический противовес при ценовых переговорах с «Газпромом». И здесь у «Нафтогаза» всегда остается поле для маневра.
ГТС — это наше все!
На данный момент газотранспортная система Украины является ключевым звеном на пути транспортировки российского и среднеазиатского газа в Европу. Зависимость европейских потребителей от импорта составляет порядка 40%. На долю голубого топлива, поставляемого «Газпромом», приходится около 25% потребляемого в ЕС голубого топлива, 80% которого проходит через Украину. Несмотря на строительство обходных газопроводов по дну Черного и Балтийского морей, в связи с прогнозируемым увеличением потребления природного газа в ЕС к 2025 г. на 60% — до 670 млрд. куб в год и сокращением собственной добычи вследствие истощения месторождений в Северном море, украинской ГТС не грозит сокращение транзитных объемов. Оценка финансового состояния «Нафтогаза» построена на основе предположения, что стратегический с точки зрения энергобезопасности страны контроль над ГТС не будет утрачен. Создание консорциума по управлению украинской ГТС допустимо лишь для строительства новых путей транспортировки газа в Европу, в частности, по направлению Богородчаны—Ужгород. Пример Беларуси явственно показывает, что уступки в виде сдачи в аренду «Газпрому» трубы не способны ограничить рост цен в среднесрочной перспективе и сдерживают российского монополиста на срок не дольше года. В дальнейшем же страна, потерявшая монопольный контроль над ГТС, лишается возможности торговаться с «Газпромом» и сталкивается с неограниченным ростом цен.
В то же время неверным является часто звучащее в прессе предположение, что в случае проблем с финансовой устойчивостью «Нафтогаза» Украина может потерять газотранспортную систему. Все дело в том, что дочерние предприятия этой фирмы являются лишь операторами транспортировки и хранения газа, не обладая правами собственности, принадлежащими государству. Не исключено, что с начала 2007 г. может быть начата программа реформ компании, которая будет состоять в разделении ее на две структуры — газовую и нефтяную — с целью построения на базе «Нафтогаза» вертикально-интегрированной нефтяной компании и отдельной фирмы, занимающейся добычей, транспортировкой и реализацией газа.
До новых встреч зимой…
Дальнейшее развитие ситуации с поставками газа в Украину во многом будет зависеть от непубличных договоренностей как между отечественными политиками, так и между руководством Украины и России. Тем более что Юрий Бойко еще в бытность главой НАК «Нафтогаз Украины» доказал свое умение находить общий язык с руководством «Газпрома» и с президентом Туркменистана. Естественным ограничением на пути любых противостояний по линии Украина-Россия является тесная зависимость между странами в вопросах поставки и транспортировки газа. Каждая из сторон, помимо отстаивания своей позиции, должна одновременно доказывать ЕС свою состоятельность и надежность — то ли как транзитера, то ли как поставщика. Все это, а также наличие неизвестных общественности договоренностей, позволяющих находить общий язык политическим элитам двух стран, вынуждает обе стороны вести переговоры и находить компромисс. В этой связи мы не ожидаем резкого роста цен с октября 2006 г., хотя избежать подорожания с января 2007 г. уже вряд ли удастся. И хотя сейчас даже ориентировочно трудно спрогнозировать пределы повышения, в случае выполнения каждой из сторон как формальных, так и неформальных договоренностей, цена не должна превысить $160-170 за тысячу кубометров. Возможные же, но крайне маловероятные резкие шаги нового правительства Украины могут привести к резким ответным действиям «Газпрома». В отличие от прошлогоднего зимнего противостояния Украина с точки зрения ЕС выступит инициатором данного конфликта, следовательно, не сможет рассчитывать на поддержку европейских государств, за исключением Польши и Великобритании — традиционных союзников США.