Протекционизм: Российскому IТ-экспорту обещана господдержка
В ближайшее время в России появятся два новых федеральных агентства — по информационным системам и по развитию экспорта в сфере информационных технологий.
Федеральное агентство по информационным системам будет создано в результате реорганизации Федерального агентства по информационным технологиям. Оно призвано отвечать за использование информационных систем, ресурсов и технологий в органах исполнительной власти. А Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий займется поддержкой компаний-производителей программного обеспечения и продвижением российского ПО на мировом рынке.
Для того чтобы получить поддержку, компания должна принадлежать российскому рынку. Если компания зарегистрирована за рубежом, у нее должно быть юридическое лицо в России, показывающее прибыль в налоговой отчетности.
Участники рынка давно говорили о необходимости господдержки компаний, поставляющих IТ-продукцию и услуги на экспорт. В качестве примера при этом обычно назывались агентства Индии и Китая, которые, помимо прочего, финансируют участие своих компаний в зарубежных выставках и семинарах. Говорится также и о госгарантиях и кредитовании при экспортных поставках высокотехнологичной продукции. Такие функции, например, выполняют немецкое агентство Hermes и французское Coface.
Украина также располагает потенциалом для экспорта программного обеспечения. Но пока быстро сменяющимся правительствам не до проблем этой отрасли.
Ритейл: Wal-Mart временно отступает
В начале августа американская компания Wal-Mart Stores, крупнейший в мире ритейлер, продала свои 85 магазинов в Германии группе Metro. Они будут присоединены к входящей в группу сети Real. Сделка принесет Wal-Mart $1 млрд. В свою очередь Metro получит магазины Wal-Mart без какого-то долгового обременения.
В настоящее время сеть Real проводит реструктуризацию бизнеса — предполагается пересмотреть ценовую политику сети, ассортимент товаров и структуру расходов. Присоединение бывших магазинов Wal-Mart поможет значительно сократить расходы, но уже ясно, что некоторые из приобретенных магазинов будут закрыты. Многие эксперты сомневаются в выгодности этой сделки, считая, что гипермаркеты, которыми была представлена Wal-Mart в Германии, проигрывают конкурентную борьбу дискаунтерам. Уже давно Real приходится снижать цены на основные товары, чтобы противостоять супердискаунтерам Aldi Einkaufs и Lidl, которые контролируют сейчас примерно 40% германского рынка продуктов питания. Но текущие расходы Real все равно остаются выше, чем у дешевых конкурентов, и компании необходимо компенсировать падение нормы прибыли за счет повышения цен на марочные товары. В результате многие покупатели воспринимают сеть как дорогую.
Несмотря на неудачи в Корее и Германии, на иностранных рынках в прошлом году оборот Wal-Mart составил $56,3 млрд., что на 18% больше, чем годом ранее. После продажи магазинов в Германии ритейлер заявил, что намерен сосредоточиться на укреплении своих позиций в Китае, Центральной и Южной Америке. Поэтому слухи о скором приходе Wal-Mart в Россию и тем более Украину скорее всего далеки от истины.
Автопроизводство: Rover продан двумя частями
Концерн BMW в два приема продал британскую марку автомобилей Rover китайским производителям. В середине августа права на марку Rover проданы Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) (хотя BMW официально отрицает завершение сделки). По неофициальной информации, сумма сделки составила 16,32 млн. евро. SAIC еще до банкротства компании MG Rover пыталась заключить с ней стратегический альянс и предлагала финансовую помощь, а затем участвовала в конкурсе на приобретение активов этого производителя. Однако производственные мощности Rover в итоге достались другой китайской компании — Nanjing Automobile. Эта компания также пыталась приобрести у BMW права на марку Rover, однако ее предложение — 500 тыс. фунтов стерлингов — показалось BMW неинтересным.
Китайским автопроизводителям мировые бренды нужны для более активного проникновения на международные рынки, в первую очередь европейские, где велика привязанность к местным маркам и столь же велико предубеждение к китайским авто.