Многие банки стремятся быть универсальными. Однако ряд услуг значительно эффективнее предоставлять через отдельные структуры. Теперь очередь за банковским лизингом.
Рассуждая о перспективах развития рынков финансовых услуг в Украине, большинство специалистов, в том числе западных, непременно указывают на рынок лизинга. Он относительно молодой и начал более-менее активно развиваться всего лишь несколько лет назад. На сегодняшний день объемы лизинга в Украине составляют 0,2-0,35% ВВП, в то время как в развитых странах — в среднем 2%. Доля же лизинга в структуре инвестиций в основной капитал составляет 0,9%, при 30% в США. Несмотря на скромные показатели, в последнее время на рынок лизинговых услуг стали обращать внимание далеко не последние игроки украинского банковского рынка. Свое присутствие на рынке уже очертили «Укрэксимбанк», «УкрСиббанк», банк «Надра» и ряд других. Совсем недавно к ним начали присоединятся и западные игроки: «ХФБ Украина», «Райффайзен Банк Аваль», «СЕБ Банк». На завершающей стадии находится запуск Societe Generale своей специализированной компании.
Такой интерес очень просто объяснить: создание отдельной компании, работающей в связке с банком, позволяет выйти на новые сегменты, оптимизировать свою структуру, обойти ограничения Нацбанка, увеличить доходность данного направления, в конце концов повысить эффективность как своей работы, так и холдинга в целом.
Следуя за Европой
«Согласно данным Европейской лизинговой ассоциации LeaseEurope, более 40% лизинговых компаний стран Западной и Центральной Европы на 75-80% контролируются банками или являются их дочерними компаниями», — отмечает Надежда Рязанова, консультант по финансовым вопросам проекта IFC «Развитие лизинга в Украине». Примечательно, что подобное состояние дел характерно и для отечественного рынка лизинговых услуг. По результатам исследования этого же проекта, на начало 2006 г. коммерческие банки, а также физические лица, значительная часть которых являются одновременно владельцами банков, в структуре собственников лизинговых компаний-резидентов составляли 9% и 38% соответственно. По мнению Надежды Рязановой, подобная ситуация обусловлена несколькими причинами. Во-первых, банковские кредиты являются наиболее распространенным источником финансирования лизинговых операций (см. диаграмму). Во-вторых, лизингополучатели нередко являются клиентами банков, кредитующих приобретение предметов лизинга. В конце концов, операции финансового лизинга, являясь финансовой услугой, могут осуществляться самими банками, хотя во многих случаях предоставление этого вида услуг выделяется в самостоятельную лизинговую компанию.
Вместе с тем эксперты отмечают, что свое влияние на данный рынок возымели и действия регулирующих органов, в частности Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг). Лизинговые компании, несмотря на то что они, согласно Закону Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», являются финансовыми учреждениями, вынесены регулятором в отдельную категорию. Так, в отличие от финучреждений, к лизинговым компаниям не применяются требования к размеру капиталу. По большому счету, все, что требуется от компании, так это встать на учет в Госфинуслуг и регулярно предоставлять туда отчетность.
Лизинговые сюрпризы
Многие клиенты все еще продолжают рассматривать лизинг как возможную альтернативу кредиту. Они, в принципе, правы. За исключением имущественных и некоторых технических вопросов, а также вопросов налогообложения лизинг является своего рода кредитом. Впрочем, с точки зрения банка или лизинговой компании отличия более чем значительные.
Не могу позволить себе взять машину в кредит —
возьму в лизинг!..
«В лизинге немного по-другому. Есть имущество, которое приобретает лизингодатель. С позиций юриспруденции банк или лизинговая компания — владелец этого имущества. Однако в случае с банком ситуация сложнее. Во-первых, банк не всегда хочет, чтобы у него на балансе находилось какое-то имущество, переданное в использование по договору оперативного лизинга. Во-вторых, иногда приходится заниматься взысканием имущества. Банковские службы не всегда готовы к этому, ведь тогда нужно создавать специальный отдел, так как иногда необходимо поехать к клиенту в другой город, регион. Имущество нужно доставить, обеспечить его хранение», — рассказывает Ярослав Кончевски. Соответственно эксперты рекомендуют создавать лизинговую компанию.
От подразделения по продажам до независимой компании
Создавая специализированную лизинговую компанию, эксперты вместе с тем советуют банкам обращать внимание на ряд нюансов, которые в той или иной мере могут повлиять на ее эффективность. Во-первых, для обеспечения быстрого роста лизинговой компании очень важно, особенно на первых порах, развитие взаимодействия с филиальной сетью банка. На начальном этапе филиалы могут выполнять функцию точек продаж и поставлять для лизинговой компании новых клиентов. На практике довольно сложно убедить филиалы активно продавать услуги лизинга в дополнение к прочим банковским услугам. Здесь важно найти рычаги стимулирования руководителей и сотрудников филиалов для активизации продаж именно лизинга.
Корректное распределение полномочий в принятии решений между лизинговой компанией и банком играет важнейшую роль в развитии фирмы. Очевидно, что слишком жесткий контроль со стороны банка замедляет рост продаж лизинговой компанией.
Быстрее, но дороже
Проведу в аду только первые пять лет, так как я не продал свою душу, а отдал ее в лизинг!
В то же время о массовом снижении стоимости лизинга для клиента пока говорить не приходится. Лизинг всегда будет дороже банковского кредита. Хотя бы потому, что львиная доля финансирования приходится на банки. Впрочем, ряд экспертов заявляют, что с развитием рынка у компаний появится возможность привлекать ресурсы из альтернативных источников. В частности, «ХФБ Лизинг» в будущем не исключает сотрудничества в этой сфере с ЕБРР и IFC. Наряду с этим эксперты уверены, что многим клиентам уже в скором времени будет выгоднее получать товары в лизинг через лизинговые компании, учредителями которых являются западные финансовые структуры, чем в кредит в ряде украинских банков. К слову, даже сегодня коэффициент удорожания объекта лизинга в отдельных фирмах ненамного превышает соответствующие значения по банковским кредитам.
Рост количества вопросов по лизингу —
явный признак того, что пора создавать
специализированную компанию
Специалисты единогласны в том, что лизинг нужно воспринимать не как конкуренцию кредитованию, а как дополнительный финансовый продукт и способ финансирования бизнеса. «Тут все зависит от финансовой стратегии клиента: кто-то не хочет держать у себя на балансе дополнительное имущество, кто-то же, наоборот, готов к этому», — делится опытом Ярослав Кончевски.
Лизинговые компании подкупают и другими преимуществами. «В отличие от банков лизинговые компании могут предоставлять имущество не только в финансовый лизинг, но и в оперативный. Они способны предоставлять своим клиентам множество дополнительных услуг, например, техобслуживание, управление автопарком, trade-in и т. д. Это позволяет увеличить спектр продуктов компании и более полноценно удовлетворять потребности клиентов. Политика ценообразования лизинговой компании гораздо более гибкая, чем у банков. Это же касается графика платежей, который может быть построен специально под потребности лизингополучателя», — рассказывает Юрий Колядюк. И хотя на данном этапе востребованность клиентами тех же дополнительных услуг не так велика, а порой они могут просто навязываться компаниями, эксперты уверяют: со временем ситуация должна измениться.
Лояльность клиентов и законодательное «творчество» — главные проблемы рынка
начальник управления лизинга «СЕБ Банка»:
— Одним из основных преимуществ для клиентов лизинговых компаний является то, что компания берет на себя большое количество проблем и рисков лизингополучателя. Как собственник предмета лизинга она решает все проблемы, связанные с приобретением, и заключает договор покупки с поставщиком на самых выгодных условиях для лизингополучателя.
Что касается преимуществ работы через лизинговую компанию, то на данный момент об этом тяжело говорить, что вызвано недостаточной насыщенностью рынка и пробелами в регулирующем законодательстве. В качестве примера — платежи по оперативному лизингу автомобилей по международным стандартам снижают налогооблагаемый доход на 100%. У нас эта цифра равняется 50%, что не дает возможности развиваться такому перспективному направлению в полной мере.
Более того, пока и клиенты не успели полностью перестроиться к восприятию новых услуг — для них кредит является более привычным.
Небанковские преимущества
консультант по финансовым вопросам проекта IFC «Развитие лизинга в Украине»:
— Опираясь на опыт лизинговых компаний стран Запада, а также базируясь на логике развития бизнеса, можно утверждать, что тенденция выделения банками лизинга в самостоятельный бизнес и создание для его реализации дочерних лизинговых компаний позитивно сказывается на развитии рынка лизинга и рынка финансовых услуг в целом.
Среди преимуществ лизинговых компаний можно отметить следующие:
• увеличение количества лизинговых продуктов;
• увеличение объемов лизинговых операций;
• улучшение качества услуг;
• удешевление услуг лизинга;
• ускорение процедур рассмотрения и принятия решений по лизинговой заявке потенциального лизингополучателя, поскольку лизинговые компании не имеют столь строго регламентированной, как у коммерческих банков, процедуры рассмотрения и принятия решений по заявкам клиентов. Лизинговые компании более гибкие, чем банки, в отношении своих клиентов.