Site icon Companion UA

Не оказаться глупее собственной кухни

Революция в сфере производства техники для кухни состоялась, и ее результаты мы можем наблюдать уже сегодня.


Похоже, не за горами появление у человека еще одного стимула для интеллектуального развития. Это — опасение оказаться глупее собственной кухни.

Естественный путь развития бытовой техники: через рост удобства и функциональности на базе современных технологий — к интеллектуальной интегрированной системе, способной в значительной мере освободить человека от бытовых проблем.

Как говорит руководитель по связям с общественностью компании «Electrolux Россия, Украина, Казахстан» Фатима Газанова, «Сложно сказать, что будет представлять собой бытовая техника через 70 или 100 лет с точки зрения дизайна или функций, но революция в сфере производства техники для кухни состоялась, и ее результаты мы можем наблюдать уже сегодня».

От каторги — к хобби
Можно сказать, что в последние десятилетия произошли фундаментальные сдвиги в восприятии потребителя, которые раскрывают перед производителями техники новые заманчивые горизонты. Чтобы яснее уловить суть кухонной революции, достаточно вспомнить стереотипный образ из совсем недавнего прошлого (а для кое-кого еще из настоящего): когда хорошая советская жена и мама, рассказывая, как прошел выходной день, с чувством выполненного долга говорила, что провела его у «мартена». Жизнь самоотверженно бросалась на алтарь домашнего уюта и поддержания в расчищенном состоянии пути к сердцу мужчины. Сегодня ореол жертвенности стремительно рассеивается: работа на кухне из почетной каторжной обязанности превращается в удовольствие. Изменения эти произошли не сами собой, а явились следствием напряженных усилий производителей бытовой техники. По словам специалиста по торговому маркетингу представительства в Украине «Индезит Компани Интернешнл Б. В.» Андрея Хмеленко, основная идея, которой подчинено современное развитие кухонной техники, может быть выражена лозунгом «Приятно быть дома»: «Все последние технологии, применяемые в кухонной технике, направлены на то, чтобы человек за приготовлением проводил как можно меньше времени, чтобы готовить было как можно проще, приятнее».


Холодильник в современном дизайне.

Прогресс в развитии кухонной техники не только кардинально упростил жизнь тем, кто привык посвящать часть своей жизни стоянию у плиты. Он также широко распахнул двери для неофитов кулинарного дела, для тех, кто раньше по тем или иным причинам избегал кухонных хлопот. «У нас сейчас на готовку уходит значительно меньше времени, чем у наших бабушек, — отмечает тренер компании «БСХ Побутова Техніка» Екатерина Грунт. — С другой стороны, заметно снижаются и требования к уровню мастерства готовящего. Например, хорошо замесить тесто руками большинство моих ровесниц уже не в состоянии. Однако это и не требуется, поскольку есть кухонный комбайн, который обеспечивает стопроцентную гарантию результата». Поэтому сегодня начинают готовить и те, кому раньше не позволяло отсутствие свободного времени, и те, кому мешало отсутствие необходимых навыков. В результате на Западе кулинария все более превращается в хобби.

От банальности — к волшебству
Расширение состава аудитории активных пользователей кухонной техники — само по себе приятная новость для ее производителей. А уж ожидаемое превращение кулинарии в популярное хобби сулит еще более радужные перспективы. Поскольку на свои увлечения современный человек способен тратить куда больше денег, чем просто на поддержание своей жизнеспособности. Поэтому кухня как технологическая база для хобби может стоить гораздо дороже, чем кухня как место, где просто готовят что-нибудь, чтобы утолить голод. Сегодня достаточно неожиданным образом кухня (по крайней мере для некоторой части людей) превращается в место реализации своих творческих потенций. «Еще несколько лет назад, — говорит Фатима Газанова, — сложно было представить, что кухня станет одним из основных элементов уютного дома, посредством которого мы сможем выражать индивидуальность, демонстрировать друзьям свои таланты». От демонстрации талантов друг другу один шаг до состязательности, к «мерянию» силами и соответственно — к эскалации кухонной «гонки вооружений». Думается, производители кухонной техники будут в еще большей мере поддерживать и это стремление к творческой самореализации среди своих потребителей, и этот дух состязательности. Путей для такой поддержки много: специализированные сайты, поощряющие коллекционирование кулинарных рецептов, международные интернет-клубы, соревнования и конкурсы и т. п. Но, конечно, в первую очередь — дальнейшее совершенствование кухонной техники.

Как говорит бренд-менеджер представительства фирмы Gorenje в Украине Ольга Бундз, «Современной можно назвать такую кухню, в которой вы чувствуете себя комфортно и где банальное приготовление пищи превращается в процесс волшебства. Где вы можете творить, открывать свои индивидуальные способности и показывать собственный подход к приготовлению еды. А для того чтобы проявить все свои таланты в кулинарном искусстве, вам нужна кухня, которая в первую очередь была бы вам приятна. Кухня должна гармонировать с вашим внутренним миром».

Создавая все более гармонирующие с творческими порывами потребителя кухни, производители вовлекают в новое хобби все большее число потребителей. В итоге имеем хороший пример положительной обратной связи в самовозбуждающейся системе.

Мужчины надевают фартуки
Новые перспективы открывают и намечающиеся гендерные изменения состава кухонных тружеников. Екатерина Грунт: «Еще одно следствие технического прогресса на кухне — сейчас все больше готовят мужчины. Купил духовку, которая сама знает, как печь, вот жена на кухне уже и не очень нужна». Кроме того, мужчины гораздо охотнее, чем женщины, используют технику. И чем больше сложной техники на кухне, тем мужчинам там интереснее.














Современное кухонное оборудование вызывает желание творить.

Пришествие мужчин в домашнюю кулинарию и вообще в домашнее хозяйство уже всерьез учитывается производителями бытовой техники, которые в свой ассортимент начинают вводить позиции, ориентированные на мужскую аудиторию. Это выражается, например, в весовых характеристиках предлагаемого товара. Влияет это и на цветовые решения. Например — утюг черного цвета для того, кто живет один и гладит сам. С точки зрения мужчины он не такой легкомысленный, как розовенькие и голубенькие.

Здесь можно также увидеть циклы с положительной обратной связью. Чем больше мужчин на кухне, тем больше «мужской» — по уровню технической сложности и дизайнерским решениям — кухонной техники появляется на рынке. А чем больше на кухне будет появляться «мужской» техники, тем больше мужчин станет вовлекаться в домашнюю кулинарию.


Производители упорно продолжают подключать холодильники к Интернету.
Возможно, потребители скоро и поверят, что это полезно


Процесс маскулинизации потребительской аудитории с позиций производителя бытовой техники хорош тем, что мужчины в среднем гораздо больше женщин склонны к тратам на свои увлечения.

Практика кухонной эволюции
По словам Ольги Бундз, конкуренция производителей весьма существенно ощущается в сфере функциональности, технологий, инноваций. Причем, если раньше целью инновационных поисков в основном было сокращение времени работы на кухне и прилагаемых человеком физических усилий, то сегодня производители кухонной техники все больше стараются избавить потребителя и от усилий умственных. Что касается физической работы, то сегодня (по крайней мере в отдельных видах техники) на повестке дня стоит вопрос приспособления набора функций бытовой техники к тому, чтобы человек вообще ничего не делал вручную.


Благодаря новой технике работа на кухне из почетной каторжной обязанности превращается в удовольствие.
Дверь этого холодильника становится прозрачной
при прикосновении.



Фатима Газанова: «Сейчас появляется техника, которая избавляет от необходимости гладить вещи, за вас это сделает сушильный барабан с функцией отпаривания; первый серийный робот-пылесос уберет квартиру самостоятельно, а затем сам найдет дорогу к зарядному устройству».

На примерах отдельных типов бытовых приборов можно проследить эту эволюцию функциональности.
Сперва нас приучали к тому, что не обязательно тратить время и силы на размораживание холодильника. Предлагали разнообразные эргономичные схемы внутреннего обустройства аппарата, призванные сократить наши физические усилия и неудобства при его эксплуатации. Потом стали избавлять от необходимости лишний раз открывать дверь холодильника. Новые холодильники марки Gorenje, например, дают возможность рассмотреть содержимое, не открывая дверь. А холодильники марки Ariston научились оповещать звуковым сигналом о том, что спиртное (или еще какой продукт) охладилось до нужной температуры. Либо поддерживать режим интенсивного охлаждения, а потом выход на температуру постоянного хранения. Этот режим полезен при вошедших в моду закупках в супермаркетах. И если уж человек задержался на кухне у холодильника, это не повод терять связь с окружающим миром. Об этом позаботятся холодильники марки Electrolux с возможностью выхода в Интернет, встроенными веб-камерой и телевизором.

Как говорит Андрей Хмеленко, в перспективе на рынке должны появиться холодильники, полки которого считывают информацию с упаковки продукта, который на них закладывается. Например, полка определила, что на ней стоит сметана. И сама уже подстраивает температуру той зоны, где стоит продукт. А что потребителя может ожидать в далекой перспективе, показывает представленная компанией Whirlpool концепция «кухни будущего» в «доме будущего». Где продукты без участия человека будут покидать холодильник и отправляться в зону приготовления.

Человека собираются избавить не только от необходимости готовить и мыть посуду, но даже и выходить из дома для ее приобретения. В Массачусетском технологическом институте разработано устройство — производитель посуды, использующий для работы многоразовые пластиковые диски. Этот аппарат может отформовать тарелки нужной глубины и формы из дисков. А использованные тарелки опять перерабатывать и хранить в виде дисков. Фактически если это устройство доведут до стадии практической реализации, оно сможет заменить посудомоечную машину, шкафы для хранения посуды и саму посуду.

Через сети — к кухонному интеллекту
Однако действительно прорывные результаты обещает освоение кухонной техникой сетевых технологий. Практически все ведущие производители бытовой техники ведут работу по развитию интеграционных способностей своих приборов. Алексей Катюха, директор по продажам и маркетингу ООО «Миле»: «Уже не первый год идет работа по интегрированию техники в «умный дом». На каждом из наших сложных приборов есть оптический интерфейс, через который сервисный инженер может подключить к прибору ноутбук и получить полный доступ ко всем органам управления, датчикам, сенсорам, имеющим место в машине».

Таким образом, очень большое количество диагнозов можно поставить, не откручивая ни единого винтика. Кроме того, сервисный инженер получает информацию о том, как устройство эксплуатировалось, какие были нарушения режимов работы. Обеспечение такого доступа к технике через Интернет предоставляет весьма заманчивые возможности вплоть до появления новых видов бизнеса. Например, по словам Андрея Хмеленко, в Европе компанией Indesit реализован проект, когда покупается не стиральная машина, а определенное количество стирок. Человеку привозят бесплатно машину, она подключается к Интернету и пересылает информацию, сколько стирок совершено.

Сегодня хозяйка может не просто найти интересующий ее рецепт на кулинарном сайте, но и загрузить соответствующую программу прямо в память своей духовки.

Через Интернет может производиться и управление бытовой техникой
На практике опробованы уже различные схемы интеграции техники в системы «умной кухни». В Западной Европе, например, продается компьютер Leonardo, с которым интегрируются многие виды техники, производимые под марками Ariston и Indesit. Компания Miele, по словам Алексея Катюхи, первоначально представляла себе интеграцию кухонной техники с неким центральным органом управления в виде отдельного модуля с дисплеем. Однако не удалось найти производителя дисплеев, который предоставлял бы достаточно надежный продукт, который гарантированно работал бы лет 20. «В итоге мы пошли по другому пути, — говорит Алексей Катюха. — Сейчас для наших приборов существует пейджер, позволяющий контролировать процесс работы на большом расстоянии. А в качестве центральных органов контроля системы, имеющих доступ к другим приборам сети, предлагаются духовка и пароварка специальной серии».

Но нет сомнений, что наиболее интересных интеграционных решений, основанных на совершенно новых идеях использования техники, стоит ждать в будущем. Сейчас идет только нащупывание перспективных путей и наработка необходимой технологической базы.  


 


 


 


 






Посуда будет мыться без воды
Компания Electrolux проводит ежегодный конкурс Design Lab, заданием которого является изобретение концепта «Бытового прибора будущего». Работы финалистов воплощаются инженерами компании в жизнь.

В 2005 г. победителем стал студент из Сингапура, создатель машины сухой чистки Airwash. Вместо воды для чистки одежды уникальный прибор использует отрицательно заряженные ионы, сжатый воздух и дезодорант. Внешним видом устройство напоминает водопад.

А в 2004 г. конкурс выиграла команда австралийских студентов, которые презентовали уникальную разработку посудомоечной машины, которая моет посуду без воды.







Кухня 2035 года
В начале текущего года подразделение компании General Electric, занимающееся разработкой бытовой техники, — GE Consumer & Industrial — представило концепцию кухни будущего GE Kitchen of the Future, которая появится в продаже не ранее 2035 г.

Кухня выглядит как большой зеркальный прямоугольный шкаф. Большую часть ее поверхности занимает экран, чувствительный к прикосновению во всех точках. В состоянии покоя на экране изображается выбранный владельцем пейзаж. Когда к ней подходит человек, система оживает и выводит на экран ряд пиктограмм с выпадающими меню управления.

В кухню входят холодильник, духовка, микроволновая печь, электрическая плита и посудомоечная машина. Все это «прячется» за экраном, часть которого в нужное время сдвигается, чтобы открыть доступ к требуемому прибору. Система самостоятельно будет мыть стол и плиту, контролировать расход воды и очищать поступающую воду.

В функции системы также входит ассистировать человеку во время готовки.

Она будет предлагать владельцу рецепты блюд, просканировав содержимое холодильника и проанализировав, что можно из всего этого приготовить. Этой кухней можно управлять через Интернет, а позвонив по телефону, можно будет узнать у нее, какие продукты следует купить.

Exit mobile version