Вид в окно не радует

Ситуация на рынке оконных конструкций подтверждает, что к росту спроса нужно готовиться заранее.

За два года ситуация, когда все снижают затраты и ужимают бюджеты, стала вполне обычной. Такую экономию называют оптимизацией, видимо, подразумевая под критерием этой оптимизации приведение в соответствие доходов и расходов. Причем нередко планы по оптимизации перевыполняются, поэтому в расчете на то, что будет еще хуже, под нож попадает больше, чем нужно в текущий момент. Но что будет, если ситуация на рынках изменится в лучшую сторону и появится просвет? Ведь в него нужно постараться вскочить первым. То есть к оживлению желательно быть готовым, как и к кризису. Но оказалось, что, например, многие игроки оконного рынка не имели такой готовности.

Еще весной «&» прогнозировал, что рынок оконных конструкций в этом году прекратит свое падение и даже сможет вырасти примерно на 10%. Да, затяжная зима, «заморозившая» спрос на окна, отнюдь не придавала оптимизма. Несмотря на это, по словам Дмитрия Чучко, руководителя отдела маркетинга Winbau, нынешний сезон охарактеризовался повышенным спросом на светопрозрачные конструкции. Причина — холодная зима и отложенный спрос прошлого года. Постепенное оздоровление экономики и, как результат, стабилизация материального положения украинцев также оказали весомое влияние на оконный рынок. Однако в то время как продавцы окон отмечали увеличение покупательской активности в разы, производители не смогли воспользоваться ситуацией в полной мере — вовремя поставить достаточный объем готовой продукции. В итоге общий рост оконного рынка за девять месяцев текущего года составил лишь 5-7%.

Проблемы роста
Казалось бы, до конца года осталось еще несколько месяцев и есть время наверстать упущенное. Но не все так просто. Дело в том, что основными проблемами, с которыми столкнулись в настоящее время производители окон, по словам Сергея Калмыкова, директор компании Модерн — XXI, стали перебои с поставками и стремительный рост цен на комплектующие и материалы. «Производители ПВХ-сырья не были готовы удовлетворить резко возросший спрос и, как следствие, повышали отпускные цены на свою продукцию. В связи с этим основные производители профиля были вынуждены поднимать цены на профильные системы», — объяснил ситуацию с одним из основных элементов комплектующих Дмитрий Чучко. С ним соглашается и Игорь Бинковский, директор по маркетингу и сбыту направления ОСК компании REHAU: «В 2010 г. повысились цены на оцинкованное армирование для окон и фурнитуру. При этом цены на профили повысились незначительно, так как рынок оконных ПВХ-профилей является наиболее конкурентным».

Действительно, по словам операторов, в конце лета цены на профили поднялись в среднем на 5-7%. Так же обстоят дела и с фурнитурой, здесь повышение стоимости — около 6%. Но, если рост цен на вышеперечисленные материалы можно объяснить общемировыми тенденциями повышения цен на ПВХ и металл, то ситуация со стеклом поражает. Весной этого года 1 кв. м флоат-стекла, используемого для изготовления стеклопакетов, стоил 28-29 грн., а уже в начале сентября эта цена выросла на 60-70%. А, по слухам, к концу сентября цены вырастут еще на 10-12 грн., и стоимость флоат-стекла практически сравняется с энергосберегающим.

Такой резкий скачок цен на стекло объясняют по-разному. Во-первых, производители окон из-за введения антидемпинговой пошлины уже второй год отказываются от заключения долгосрочных контрактов, пополняя свои потребности по мере надобности. Но стекольные предприятия за рубежом в период кризиса существенно уменьшили остатки на складах и в период резкого скачка потребления просто не смогли удовлетворить потребности рынка. Как следствие — спрос стимулировал дефицит. Да и продавцы единственного отечественного производителя флоат-стекла — Лисичанского стекольного завода «Пролетарий» — также особо не стремились наполнить рынок продукцией. «Скорее всего, они просто искусственно устраивают дефицит, чтобы поднять цены», — считает Сергей Калмыков. Косвенным подтверждением такого заявления является то, что стекло купить-то можно, но по завышенным ценам и за наличный расчет.

Возможности
Рост рынка после застоя становится не только испытанием на прочность, но и предоставляет шанс для развития (ведь это тоже своего рода кризис, то есть смена устоявшихся условий работы). Тем паче что уже в следующем году на фоне возрождения строительной отрасли, во­зобновления кредитования и повышения стоимости газа (значит, больше станут экономить тепло и менять окна на энергосберегающие) прогнозируется увеличение оконного рынка на 20-30%. Многие игроки в ответ на повышение спроса уже увеличили объем производства. Например, Модерн — XXI в этом году стала выпускать на 30% больше металлопластиковых и на 5% — деревянных окон. А некоторые крупные производители увеличили выпуск продукции более чем в два раза.

Привлекает энергоэффективность

Игорь Бинковский, директор по маркетингу и сбыту направления ОСК компании REHAU:
— По нашим оценкам, оконный рынок в Украине за период январь-август 2010 г. незначительно вырос — примерно на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сохранится ли подобная динамика до конца года, сказать сложно, так как покупательная способность потребителей снижается в связи с повышением во втором полугодии тарифов и цен на продукты питания. Но даже если эта динамика и останется, то объем рынка металлопластиковых окон составит не более 7,7-7,9 млн. кв. м.
Незначительный рост спроса можно объяснить тем, что емкость рынка довольно большая и для многих людей замена окон в квартире — единственная возможность защитить свое жилище от шума, дождя и низкой температуры. Если же коснуться предпочтений потребителей, то можно сказать, что они хотят получить окно хорошего качества с необходимыми свойствами за оптимальную цену. Отрадно отметить также, что, несмотря на сложности с финансами, наметилась тенденция к увеличению спроса на энергоэффективные оконные системы.

Дефицит «разгоняет» цены

Сергей Калмыков, директор компании Модерн — XXI:
— Нынешний год для оконного рынка ознаменовался появлением серьезных проблем как с поставками комплектующих, так и с самим производством оконной продукции. Например, поставщики фурнитуры в Европе уменьшили остатки на складах, а по стеклу на этот год из-за действия антидемпинговой пошлины долгосрочных контрактов никто не заключал. И как раз в это время сработал фактор отложенного спроса, к чему никто не был готов. Дело в том, что после затишья весной операторы не ожидали серьезного всплеска продаж этим летом. В результате на рынке комплектующих для металлопластиковых окон возник дефицит. Все это повлекло за собой рост цен на комплектующие, следовательно, и на готовую продукцию. Судите сами: продавцы продукции практически единственного отечественного производителя флоат-стекла — Лисичанского стекольного завода «Пролетарий» — подняли цены на 40-50%. Не заставили себя ждать и поставщики профиля и фурнитуры, увеличившие стоимость своей продукции на 5-7%. И если последних вполне можно понять: для роста цен на их продукцию есть вполне объективные причины (подорожало ПВХ и металл), то стоимость стекла увеличилась на волне ажиотажа. Естественно, все вышеперечисленное, не могло не повлечь за собой подорожание готовой продукции. В итоге уже в III квартале этого года металлопластиковые окна повысятся в цене в среднем на 15-20%, а деревянные — на 5-7%.

Конкуренция будет усиливаться

Дмитрий Чучко, руководитель отдела маркетинга Winbau:
— Сезон этого года охарактеризовался повышенным спросом на светопрозрачные конструкции. Холодная зима и отложенный спрос прошлого сезона (в период снижения покупательной способности) привели к резкому увеличению количества покупок оконных систем в текущем сезоне. Но европейские производители ПВХ-сырья не были готовы удовлетворить резко увеличившийся спрос и, как следствие, повышали отпускные цены на свою продукцию. В связи с этим основные производители профиля были вынуждены поднимать цены на профильные системы. Но несмотря на рост цен, по нашим прогнозам, в этом году оконный рынок вырастет как минимум на 20%.
В целом среди производителей профильных систем мы прогнозируем дальнейшее ужесточение конкуренции (в связи с чем наша компания планирует вывести на рынок новые профильные системы). Что же касается основной тенденции рынка, то наблюдается дальнейшее укрупнение производств. Как следствие, мелкие производители окон вытесняются более крупными игроками, имеющими больший запас прочности и способными оптимизировать затраты за счет объемов производства.

Залишити відповідь