Украинские компании идут друг за другом на российский рынок водки. Однако продавать зеленого змия на просторах федерации становится все сложнее. Крупный производитель алкоголя компания «Алеф-Виналь» (ТМ «Золотая Амфора», «Клинков», «Жан-Жак», «Горілка Українка», «Хельсинки») строит еще один завод в Крыму. «В предприятие инвестировано уже около $3 млн., а необходимо всего $5-7 млн.»,— отмечает руководитель департамента по маркетингу компании «Алеф-Виналь» Анатолий Коган. После ввода в эксплуатацию предприятие, ориентированное на внутренний рынок, будет разливать вина, коньяки и водки. А вот на заводе в Днепропетровской области будет производиться только водка, предназначенная для отправки на экспорт. «Мы и сейчас отправляем в Россию водку и вино, но это пока небольшие объемы, поскольку заходить на рынок без средств на рекламу крайне сложно»,— отмечает Анатолий Коган.
Сейчас на строящемся предприятии уже действуют два коньячных спиртохранилища на 100 млн. л. «Кризис немного затормозил наши планы. С осени 2008 г. поток инвестиций сократился, но строительство не останавливалось»,— говорит маркетолог «Алеф-Виналь». По его словам, планировалось также запустить производство шампанского, но пока этот проект отложен, как и покупка земли, передает УкрРудПром со ссылкой на Экономические известия.
Сейчас в структуру компании входят Крымский завод марочных коньяков «Багерово», завод виноделия ООО «Атлантис», ЗАО «Бурлюк», ЗАО «Старокрымский» (1050 га виноградников и завод первичного виноделия, п. Первомайское Кировского района Крыма) и завод по розливу вин и водок ООО «Атлантис» (г. Синельниково, Днепропетровская область).
Впервые же компания заявила о строительстве завода еще в 2005 г. Тогда «Алеф-Виналь» собирался перенести свой завод по производству тихих вин из Днепропетровской области (Синельниково) в Крым уже к 2007 г. Причиной переноса в компании называли негативное восприятие потребителем вин, выпущенных не в традиционных винодельческих регионах.
«Алеф-Виналь» далеко не первая компания, строящая планы на Россию. Украинские водочные компании уже давно занимают прочные места на тамошних полках торговых сетей.
Водка «Хортиця» работает с крупнейшими федеральными сетями. В том числе X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сети «Ашан», METRO C&C , «Магнит», «Копейка», «О`Кей», «Билла», «Лента», а также крупнейшие региональные — «Магнит», «Монетка», «Холидей».
В общем объеме российского импорта лидером поставок водки по-прежнему остается Украина. Занимая долю 94,56%, именно украинские производители фактически формируют рынок импортной водки. Однако внутреннее госрегулирование в Украине делает отечественную продукцию все менее конкурентоспособной по цене.
Компания «Национальные алкогольные традиции» (НАТ, ГК «Баядера») также работает на рынке братьев-славян. Там производитель занимается дистрибуцией алкоголя через свое представительство.
Как отмечает генеральный директор «Национальные алкогольные традиции» (ТМ «Хлібний Дар», «Цельсій», «Байка», «Козацька Рада», «Перша Гільдія», La Femme) Роман Вашколуп, продажи компании в России растут, однако повышение цен на спирт внутри нашей страны сильно усложнит работу украинских производителей.
Монополист — госконцерн «Укрспирт» — повысил с 1 сентября 2010 г. отпускные цены на спирт для производителей алкоголя на 25−35%, в зависимости от вида спирта. Так, ценовой коридор для спирта «люкс» достиг с сентября от 112 до 117 грн./дал, для спирта высшей очистки — от 105 до 110 грн./дал. Сентябрьское повышение цены на спирт стало вторым за текущий год после 1 января 2010 г. Повышение продиктовано необходимостью вывести госспиртзаводы на нужный небольшой уровень рентабельности. Водочники недовольны и повышением цен, и установлением единой цены всеми спиртзаводами.
По словам Романа Вашколупа, если в Украине с 1 сентября спирт подорожал до 115 грн. за дал, то в России в пересчете на гривни его цена остается всего 66 грн. «Мы очень обеспокоены спиртовой монополией отечественного рынка. Это не дает развиваться отечественным компаниям как внутри страны, так и на экспортных рынках, что недопустимо в нынешний сложный период»,— сетует он.
Компании, которые в свое время обзавелись производством в РФ, обезопасили себя от подобных ценовых перекосов. Однако подмосковные мощности ушедшего с рынка «Союз-Виктана» перешли к российским владельцам. А «Хортиця» пока еще так и не достроила анонсированный завод в Санкт-Петербурге. На данный момент своим заводом располагает только компания Nemiroff Холдинг в Ярославле.