Интервью первого замглавы НБУ Сергея Арбузова агентству "Интерфакс-Украина"

о курсе. Под влиянием каких факторов находится курс гривни?

Ответ: Со второй половины февраля 2010 года поступления иностранной валюты в страну устойчиво превышают ее переводы в пользу нерезидентов. Это предопределяет доминирование на межбанке предложения валюты над спросом на нее. С начала текущего года чистое валютное предложение превысило $4,3 млрд в долларовом эквиваленте.

Такая ситуация предоставила Нацбанку возможность активизировать выкуп валюты с межбанковского рынка, что стало одним из ключевых факторов роста международных резервов. Общий объем приобретенной центробанком валюты с начала 2010 года составил на 21 сентября почти $7,3 млрд. А объем международных резервов с начала года вырос на 22,4%, превысив $32,4 млрд: этого достаточно для финансирования будущего импорта товаров и услуг в течение 5,4 месяца.

В этих обстоятельствах курс гривни к доллару США на валютном межбанке укрепился на 0,8%, к евро – на 9,6%, а на наличном сегменте, по операциям продажи иностранной валюты, гривня укрепилась к доллару на 1,2%, к евро – на 9,9%. Соответственно, с начала года укрепился и официальный курс гривни: относительно доллара – на 0,8%, евро – на 9,6%.

Вопрос: Но ведь в сентябре волатильность курса несколько возросла. С чем это связано?

Ответ: Что касается текущего повышения спроса на иностранную валюту, то оно, в основном, имеет сезонный характер. Он усилен определенными негативными рыночными ожиданиями из-за подорожания коммунальных услуг и отдельных потребительских товаров.

Однако объективных оснований для дестабилизации валютного рынка сегодня не наблюдается. У курса гривни есть серьезный запас прочности. Кроме того, Нацбанк располагает широким спектром инструментов для обеспечения стабильности.

Вопрос: Каким ожидается сальдо платежного баланса в 2010 году?

Ответ: В 2010 году ожидается возвращение сальдо сводного платежного баланса к положительным значениям – около $1 млрд. Это после его дефицита в 2009 году на уровне $13,7 млрд.

Такое изменение предопределяется главным образом возобновлением притока капитала по финансовому счету. Стабилизация ситуации на мировых финансовых рынках значительно улучшила возможности украинских банков и компаний по привлечению внешних ресурсов. Этому не помешала даже определенная обеспокоенность относительно второй волны финансового кризиса, вызванная проблемами в государственных финансах развитых стран.

Кроме того, активный приток валюты в Украину генерирует в этом году правительство, которое уже получило кредит от ВТБ и разместило еврооблигации. Планируются также привлечения от Всемирного банка.

Дефицит текущего счета будет составлять, по нашим прогнозам, около $1 млрд, или 0,7-0,8% ВВП по сравнению с $1,8 млрд, или 1,5% ВВП в 2009 году. Главными факторами улучшения состояния текущего счета выступают возобновление внешнего спроса, рост мировых цен на черные металлы, большие объемы поступлений от транзита природного газа.

Сказываются также ценовые преимущества, полученные в результате удержания реального обменного курса на существенно более низких уровнях по сравнению с докризисными. Все это в целом перекрывает эффекты от возобновления внутреннего спроса на импортные товары и повышения цен на энергоносители.

Вопрос: Как такая ситуация отразится на объеме валютных резервов?

Ответ: Согласно совместной с Международным валютным фондом программе stand-by, Украина приняла на себя обязательство относительно соблюдения целевого показателя нижнего предела чистых международных резервов (без учета заимствованных средств – ИФ). В связи с этим согласованный объем их возможного уменьшения в течение ІІІ квартала 2010 года составлял $915 млн.

Несмотря на это, объем чистых международных резервов в течение июля-сентября увеличился на $691 млн. В целом же за 2010 год объем чистых международных резервов возрос почти на $4,3 млрд, или на 28%.

Впрочем Нацбанк осознает потенциальные риски, которые наблюдаются в течение длительного времени на внешних финансовых рынках. С учетом этого НБУ и в дальнейшем будет формировать международные резервы, исходя из необходимости поддержки общей стойкости валютного рынка.

Вопрос: С 2004 года инфляция в Украине ежегодно превышает 10%-ный уровень. На текущий год НБУ также прогнозирует рост розничных цен на 10,5%. Не планирует ли НБУ выпуск банкнот номиналом 1 тыс. грн из-за прироста цен?

Ответ: В настоящее время нет предпосылок для введения в обращение банкнот номиналом 1 тыс. грн (наибольший номинал в банкнотном ряду гривни пока составляет 500 грн – ИФ). Спрос со стороны экономики на наибольший номинал зависит, в первую очередь, от уровня доходов населения – заработной платы, пенсий и тому подобного.

По данным Госкомстата, среднемесячная зарплата в январе-июле этого года составляла 2,144 тыс. грн. В то же время региональное распределение размера средней зарплаты в Украине неравномерно. В Киеве она – наивысшая и составляет 3,298 тыс. грн. Еще в четырех областях превышает средний показатель по Украине.

Вместе с тем на значительной территории страны уровень зарплаты значительно ниже. Для примера: в Тернопольской области средняя зарплата составляет лишь 1,582 тыс. грн, еще в пяти областях – менее 1,7 тыс. грн. При этом средний размер пенсионной выплаты на начало 2010 года составлял 999 грн.

Учитывая это, введение в обращение новой банкноты с более высоким номиналом является преждевременным.

Между тем Нацбанк располагает достаточными возможностями для своевременного изготовления и обеспечения наличного обращения банкнот с более высоким номиналом. Но на такой шаг центробанк пойдет лишь при возникновении соответствующих экономических предпосылок.

Вопрос: Допускает ли НБУ повышение учетной ставки с текущего уровня 7,75%?

Ответ: В условиях улучшения макроэкономической ситуации и стабилизации тенденции по возвращению вкладов в банковскую систему процентные рычаги денежно-кредитного регулирования следует направлять на содействие снижению стоимости кредитных ресурсов.

В таких условиях учетная ставка Нацбанка должна поддерживаться на минимальном, но позитивном относительно прогнозируемой инфляции уровне. С одной стороны, это будет давать рынку соответствующие ориентиры относительно уменьшения стоимости ресурсов в унисон с сокращением инфляционного давления. С другой – это не будет стимулировать снижение стоимости средств ниже того уровня, который будет неинтересным для вкладчиков.

Конкретное значение учетной ставки будет определяться исходя из ситуации, складывающейся в соответствующий период в экономике и на денежно-кредитном рынке, а также исходя из прогноза ее дальнейшего развития.

Вопрос: Что целесообразно изменить в монетарной политике страны в перспективе?

Ответ: Экономическая ситуация в Украине в последние месяцы изменилась к лучшему. Наша страна вышла из острой фазы экономического и финансового кризиса и сейчас находится на этапе посткризисного восстановления. Происходящие в экономической и монетарной сферах изменения требуют соответствующего пересмотра текущих задач и приоритетов денежно-кредитной политики.

В период обострения кризиса денежно-кредитная политика была направлена на обеспечение своевременности проведения банками расчетов, пресечение оттока средств из банковской системы, а также на восстановление баланса в валютном сегменте рынка. В настоящее время эти задачи в целом выполнены.

Теперь же, с учетом новых макроэкономических реалий, основные задачи и приоритеты денежно-кредитной политики должны заключаться в сдерживании инфляции через эффективное регулирование денежным предложением, а также в стимулировании кредитной активности банков.

Кроме того, необходимо продолжить работу по предотвращению рисков и предпосылок, которые привели к возникновению финансового кризиса 2008-2009 годов.

Вопрос: Каким образом эти задачи будут выполняться в текущем году?

Ответ: Основные действия Нацбанка по выполнению этих задач отображены в меморандуме об экономической и финансовой политике, который был утвержден в рамках сотрудничества с Международным валютным фондом.

Этим документом, среди прочего, предусматривается, что основной целью монетарной политики является удержание уровня базовой инфляции в пределах однозначного числа в 2010 году и снижения общего индекса потребительских цен до уровня не выше 5% в среднесрочной перспективе.

Для достижения целей по инфляции НБУ, по мере развития монетарного трансмиссионного механизма, должен перейти к приоритетному использованию процентной ставки в качестве основного инструмента монетарной политики и обеспечения гибкости обменного курса.

Прогнозные монетарные параметры, которые заложены в программу stand-by, предусматривают рост монетарной базы в 2010 году на уровне 15,4%. Вместе с тем Нацбанк будет корректировать свою монетарную политику в случае возникновения давления на инфляцию или обменный курс.

Вопрос: Какие меры позволят избежать возникновения существенных проблем в банковской системе в будущем?

Ответ: Повышение уровня уставного капитала является одним из путей капитализации банков и консолидации банковского капитала.

На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект относительно изменений механизма регулирования деятельности банков (законопроект №0884, принят в первом чтении 11 января 2007 года – ИФ), который поддерживается НБУ.

Этим документом, среди прочего, предусмотрено повышение требований к минимальному размеру уставного капитала, что соответствует современным тенденциям на международном банковском рынке.

Такое требование, в первую очередь, должно способствовать повышению уровня капитализации банков и, соответственно, снижению рисков для их клиентов.

По сути, уставным капиталом определяется тот минимальный размер принадлежащего банку имущества, которым гарантируется выполнение обязательств перед его вкладчиками и другими кредиторами. Более того, уставный капитал определяет также и уровень ответственности владельцев банка.

Поэтому, с учетом рисков банковской деятельности, требования относительно минимального размера уставного капитала для создаваемых банков должны устанавливаться на адекватном уровне. Такой шаг призван обеспечить реальное гарантирование по депозитам и другим обязательствам и минимизировать возможные потери активов вкладчиками и другими клиентами банков.

Вопрос: Всемирный банк рекомендует упростить процедуру выведения проблемных банков с рынка. Как может быть реализована такая рекомендация?

Ответ: Фондом гарантирования вкладов физических лиц при участии Нацбанка и экспертов Всемирного банка подготовлен законопроект о гарантировании вкладов физических лиц, который закладывает принципиально новые подходы к выведению с рынка неплатежеспособных банков.

В частности, Фонду гарантирования предоставляется право отчуждать или передавать активы и пассивы неплатежеспособных банков другим кредитно-финансовым учреждениям или созданному им переходному банку. Реализация такого механизма повысит эффективность защиты интересов вкладчиков.

Сейчас законопроект находится на рассмотрении в администрации президента. Его внесение в Верховную Раду планируется в ближайшее время.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь