Site icon Companion UA

Киеву придется догонять?

Попытки сделать Москву городом предметного дизайна приобретают реальные очертания.

В первые дни осени в четвертый раз в Москве прошел Международный фестиваль дизайна Design Act 2010, собравший известных дизайнеров-предметников из многих стран. За несколько лет своего существования это мероприятие приобрело известность, и организаторы гордятся тем, что за это время его посетили более 70 тыс. человек, а территория центра современного искусства «Винзавод» уже маловата для всех желающих принять в нем участие. Составляющие успеха фестиваля просты и испробованы на многих подобных выставках, строящихся по принципу «два в одном»: здесь можно увидеть творческие проекты, проливающие свет на мировые тенденции в области дизайна, посетить ярмарку дизайнерских объектов, и тут же что-нибудь купить.

Город мечты
Темой фестиваля в этом году был городской дизайн. Раньше урбанистикой занимались только архитекторы, но дизайнеры-предметники, накопив опыт, тоже переходят на большие формы, предлагая свое видение красивого и удобного города. Кстати, эта урбанистическая тема в Москве напрямую коррелирует с лозунгом «Лучше город — лучше жизнь», под которым сейчас проходит Всемирная ЭКСПО в Шанхае. Так что тенденция налицо. Самые заметные выставки на Design Act 2010 были посвящены решениям, а точнее, мечтам, каким хотят видеть город дизайнеры. Так, известная японская студия Wow привезла проект Factory and Fantasy — интерактивную анимированную графику, изображающую «фабрику грез». На 40-метровый экран проецировалась действительно фабрика с движущимися механизмами, колесами и рычагами, но в отличие от реальных производств она выпускала цветные шары, которые взлетали, кружились и реагировали на прикосновения зрителей. За фабрикой японцы изобразили парк аттракционов, соединив таким образом наше индустриальное настоящее и детский счастливый мир.

На тему обустройства города и комфортного пребывания в нем жителей поразмышляли и голландцы. В отличие от своих мечтательных коллег из Токио студия YKSY из Эйндховена и звезда жанра, предсказательница трендов Ли Эделькорт, поработали над велосипедом, представив свои, дизайнерские версии этого самого обычного средства передвижения. Модификациям в основном подвергалась рама — она была то из перфорированных конструкций, похожих на Эйфелеву башню, то деревянная, а то и вовсе низкая, так что человек должен буквально лежать на сиденье.

Конечно, на Design Act 2010 были и другие экспозиции — уже как раз предметный дизайн. В частности, голландцы из Gro Design выставили свой настольный футбол; дуэт Tweelink — письменный стол, составленный из цветных карандашей; болгарин Владимир Рачев — столовые приборы в точности, как садовые инструменты; швейцарец Маттео Гоне — причудливые светильники; израильтянин Гэд Чарни — обширную коллекцию прищепок.

век Просвещения
Цели и задачи московского фестиваля отличаются от его европейских аналогов тем, что организаторы Design Act 2010 ставят на первое место просветительскую функцию. В Европе ведь, может, не все любят, но точно знают, что такое предметный дизайн. Рынок там развит замечательно, и такие форумы, как лондонский 100%-й Design, парижский Maeson et Objet и миланский iSaloni, каждый раз вызывают большой интерес и со стороны профессионалов со всего мира, и потенциальных покупателей. В Москве — иначе. Если мы скажем, что столица России — недизайнерский город, то не сильно ошибемся. Поэтому свою миссию устроители Design Act 2010 формулируют так: «Это первая попытка показать и обсудить промышленный дизайн не только в узком кругу профессионалов, но и привлечь внимание самой широкой аудитории». На самом деле в их словах кроется намерение просвещать широкие массы: для профессионалов предусмотрены лекции, а для масс — дизайн-маркет, где с дизайном можно познакомиться воочию, увидеть, потрогать и купить. При этом на ярмарке как раз были представлены немногочисленные российские дизайнеры, поэтому посетители могли убедиться, что хотя бы в зародышевом состоянии, но дизайн в России есть. По крайней мере, лед тронулся.

А с лекциями в этом году выступили представители студий Wow и Gro Design, преподаватели Британской высшей школы дизайна Йен Гончаров и Умберто Джираудо, а из Эйндховена приехал дизайнер Кес Донкерс, который рассказал о феномене этого города. Раньше в нем центральным предприятием, вокруг которого строилась вся жизнь, был завод Philips, а когда в 1990-х он закрылся, начались поиски другого стержневого производства. Такое нашли, но не в индустрии, а в дизайне, всячески продвигая и развивая местную Академию промышленного дизайна. Сейчас это учебное заведение имеет отличную репутацию, ведь из его стен вышли такие звезды общеевропейской дизайнерской сцены, как Торд Бунтье, Марсель Вандерс и Хелла Йонгериус.

В текущем году организаторы Design Act 2010 были не одиноки в своих пропагандистских акциях: при поддержке правительства Москвы некоммерческая организация «Центр развития дизайна» объявила о проведении «Дней дизайна в Москве». В рамках этой программы в начале сентября прошла Sretenka Design Week — «первый фестиваль российского дизайна, который выходит за пределы музеев и галерей», как постулируют его создатели. В центре Москвы, на Сретенке, скверы, улицы и переулки стали выставочными площадками для дизайнеров-предметников и их объектов. На этом фестивале делался акцент на русских дизайнерах и их работах, поучаствовать приглашались все желающие. А выпускники Британской высшей школы дизайна запускают Design Zavod, в рамках которого предлагается поучиться предметному дизайну, сделать проект и показать его.

Exit mobile version