Торги в Европе во вторник 28 сентября завершились снижением фондовых индексов. Опасения игроков вызывают проблемы суверенных долгов европейских стран.
Общеевропейский индекс Stoxx Europe 600 закрылся снижением на 0,2% до 262,36 пункта, германский DAX — на 0,04% до 6276,09 пункта, французский CAC-40 — на 0,1% до 3762,35 пункта. А вот британский FTSE 100 повысился на 0,1% до 5578,44 пункта.
Новости макроэкономического характера в Европе, напротив, оказались неплохими. Наибольшее влияние на игроков оказали благоприятные данные ВВП Великобритании за II квартал, а также заметный рост потребительского доверия в Германии.
Так, согласно окончательным данным, рост ВВП Великобритании во II квартале составил 1,2%, как и прогнозировали аналитики. В то же время, дефицит текущего счета платежного баланса страны составил 7,4 млрд фунтов, что значительно ниже ожиданий аналитиков, прогнозировавших, что показатель достигнет уровня в 9,7 млрд фунтов.
В свою очередь, индекс потребительского доверия Gfk Германии составил в октябре 4,9 пунктов при ожидавшемся повышении с 4,1 до 4,2 пунктов.
Правительство Германии ратифицировало спорную энергетическую доктрину, согласно которой срок службы атомных реакторов страны продлевается на 10 лет. Ранее ожидалось, что использование атомной энергетики будет постепенно прекращено к 2021 году. Согласно заявлению правительства, стране необходимо научиться добывать больше энергии из возобновляемых источников прежде, чем отказываться от атомных электростанций.
Однозначным лидером падения среди «индексных» акций Парижской биржи стали бумаги производителя шин Michelin. Они обвалились на 10%, поводом к чему послужило сообщение компании о планируемой допэмиссии акций в размере 1,2 млрд евро или по 2 новых акции на каждые 11 существующих.
Заместитель Президента Европейского центрального банка Витор Констанцио заявил, что системные риски в европейской финансовой системе не остаются без внимания ЕЦБ.
Общеевропейские и национальные органы власти действуют согласованно в деле контроля над рисками, поскольку у них уже есть печальный опыт предыдущего финансового кризиса. Новый совет по контролю за рисками в финансовой системе будет отслеживать вероятные угрозы стабильности финансовой системы.
Аналитики и некоторые политики критикуют действия этого Совета, поскольку он наделен функциями исключительно рекомендательного характера и не владеет реальными полномочиями. По мнению Констанцио, анализ рисков имеет очень важное значение. Своевременность и целесообразность рекомендаций имеет решающее значение для преодоления некоторых из проблем, вытекающих их правовых и институциональных рамок.
Далее Констанцио высоко оценил работу Совета по финансовой стабильности, отметив, что данный институт будет давать актуальные рекомендации. Новое финансовое регулирование будет задавать рамки достаточности капитала и ликвидности, поэтому иногда станет вызывать нежелательные реакции рынка. Следовательно, последствия принимаемых мер необходимо тщательно анализировать на предмет возникновения новых рисков, которые могут возникнуть в результате реакции на новые правила.
Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише призвал к более тщательному анализу путей функционирования финансовых рынков и увеличению роли надзора.
Трише признал, что современные методы наблюдения не могут показать картину в целом. На фоне длительного и противоречивого процесса изменения правил на национальном и международном уровнях, затрагивающих различные части финансовых услуг. «Мы должны пересмотреть наше понимание роли финансовых рынков в нашей экономики и нашего общества», — сказал Трише на конференции по регулированию и снижению системного риска.
ЕЦБ скоро возглавит Европейский совет системных рисков (ESRB), орган, созданным для выявления угроз, которые могут привести всю финансовую систему к краху, ситуация , которая почти наступила , когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers заявил о своем банкротстве в сентябре 2008 года.
Регулирование станет ключевым вопросом на встрече Большой 20 в ноябре в Корее, и обсуждение новых банковских правил Базель III.