В Украине начинают вырисовываться контуры основного сценария тех событий, которые будут происходить до и после 31 октября 2004 г. Прежде всего президент будет избираться всенародно, причем не только в 2004 г. (скандальная ст. 103 была изъята во время кратковременной внеочередной парламентской сессии). Обновленный проект внесения изменений в Конституцию имеет почти 100-процентную гарантию принятия в ближайшие недели уже очередной сессией. Как отметил в интервью «&» народный депутат Александр Волков, «у Администрации президента есть 304 гарантированных голоса за видоизмененный законопроект №4105». Дополнительные голоса в виде подстраховки проект получил со стороны социалистов, проголосовавших за внесение изменений в «конституционный» законопроект на внеочередной сессии. Исправленный законопроект действительно серьезно не противоречит видению желаемого для социалистов варианта реформы политической системы Украины. Но объяснение поддержки Соцпартией данного законопроекта может быть и более банальным – власть могла дать обещание социалистам пощадить газету «Сельские вести». В любом случае совпадение во времени участия СПУ в голосовании по конституционному проекту и «антисемитского скандала» вокруг главного печатного органа социалистов выглядит уж очень подозрительным. Если учесть тираж газеты и тот факт, что по многим социсследованиям, газета входит в список изданий, которым читатели наиболее доверяют, то цена за участие социалистов в заведомо проигранной оппозицией политреформе выглядит вполне приемлемой. Сомнений в том, что законопроект №4105 будет поддержан, несмотря на очередные попытки блокировать работу парламента уменьшившейся в размерах оппозицией, фактически нет. «Реформа обязательно должна быть завершена. И я уверен, она будет завершена!», – заявил президент в последнем интервью программе «Эпицентр».
Внеся изменения в законопроект, власть еще больше раздробила стан оппозиции. Ющенко уже сделал заявление о том, что Мороз своими действиями «сделал из оппозиционной «тройки» «двойку». Все менее вероятным становится сценарий единого кандидата от оппозиции (пусть даже и без коммунистов).
Кроме того, власть данным изменением сделала небольшой реверанс в сторону Запада. Теперь у ПАСЕ и всевозможных мониторинговых групп меньше аргументов для обвинений в адрес украинской политреформы (не меняется система избрания главы государства, судьи, как и ранее, избираются пожизненно, т. е. нет посягательств на «независимость» судебной власти). Еще одним реверансом в сторону Запада стало принятие окончательного решения по поводу аверса нефтепровода «Одесса-Броды». Причем данное решение не приведет к существенному «похолоданию» в отношениях с Москвой. Поскольку для российских компаний предусмотрен даже еще более выгодный, чем «Броды-Одесса», вариант с использованием Приднепровских магистральных нефтепроводов.
Украинским же финансово-промышленным группам изменения в «конституционном» законопроекте, а также очередное, в этот раз уже всенародное, заявление Леонида Кучмы по поводу отказа идти на третий президентский срок (кстати, очередной реверанс Западу) выгодны тем, что они наконец-то дают им возможность начать более глобальное планирование собственных действий. Они помогают ответить на два основных вопроса, беспокоящих отечественные ФПГ: «насколько нужно торопиться расширять активы (является ли октябрь-2004 приватизационным дедлайном)» и «как сберечь рычаги влияния после выборов». Директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин считает, что в политикуме практически созданы предпосылки для консенсуса по поводу политреформы, а соответственно и сценария предстоящих выборов. Данное заявление Л. Кучмы и изменение «конституционного» законопроекта говорят о том, что власть основную ставку сделала на изменение полномочий в «треугольнике власти», а не на грядущие президентские выборы. Все-таки, как справедливо отмечает политолог Владимир Полохало, «власть в принципе даже может найти компромиссного кандидата, но обеспечить его победу на прямых выборах будет крайне сложно». Президентский угол Виктора Ющенко в «треугольнике власти» становится поистине «тупым» – реальные рычаги власти передаются правительству и парламенту, где к процессу руководства смогут иметь доступ практически все наиболее мощные ФПГ. И дальнейший курс страны станет определяться не столько президентом и его Администрацией, сколько альянсами ведущих политических сил в парламенте и правительстве.