Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), требуя от нефтетрейдеров удерживать стабильные цены на период осенне-полевых работ, оказывает услугу последним, предупреждая их о возможных нарушениях и избавляя от многомиллионных штрафов, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.
В то же время, комментируя обязательные для рассмотрения рекомендации АМКУ в отношении 13 основных операторов рынка горючего воздержаться от установления экономически необоснованных цен на бензин и дизельное топливо во время осенне-полевых работ, они отмечают, что такие требования не соответствуют полномочиям комитета.
"Данный шаг направлен на предотвращение нарушения и предупреждает не только сам факт нарушения, но, можно сказать, делает большую услугу компаниям, поскольку на них в будущем не будут налагаться многомиллионные штрафы", – сказал партнер международной юридической группы AstapovLawyers Олег Мальский.
Он пояснил, что, согласно теории конкуренции, конкурирующие между собой компании не должны повышать цену, поскольку это приведет к утрате доли на рынке. Повышение цены в конкурентной среде возможно, в основном, только в случае согласованных действий конкурирующих структур – тогда у покупателя практически нет возможности обратиться к другому поставщику.
Данная ситуация также может возникнуть и в случае увеличения спроса на топливо.
Согласно законодательству, АМКУ и должен следить такими согласованными действиями, резюмирует О.Мальский.
По словам юриста адвокатского объединения Arzinger Александра Дякулича, комитет требует не прекратить существующие нарушения, а не допустить таковые в будущем (во время осенне-полевых работ), "что не соответствует его полномочиям, тем самым комитет просто напомнил игрокам рынка о недопустимости необоснованного повышения цен".
Он пояснил, что, согласно законодательству, АМКУ имеет право давать обязательные для выполнения рекомендации относительно прекращения нарушений в случае совершенного или продолжающегося правонарушения. "В данном случае АМКУ дал нефтетрейдерам рекомендации удержаться от вероятного правонарушения в будущем. То есть, факта совершения правонарушения еще нет, поэтому и нет оснований давать трейдерам рекомендации – нечего "прекращать".
В связи с этим А.Дякулич считает, что комитет превысил свои полномочия, определенные ст. 46 закона "О защите экономической конкуренции", при даче рекомендаций прекратить правонарушения в отсутствие установленного факта правонарушения в действиях трейдера.
"Юридическая ответственность операторов нефтерынка наступает только в случае синхронного повышения цен без достаточных на это экономических причин", – подчеркивает юрист.
Как сообщалось, АМКУ предоставил 13 основным операторам рынков горючего обязательные для рассмотрения рекомендации воздержаться от установления экономически необоснованных цен на бензин и дизельное топливо во время осенне-полевых работ
Как сообщил АМКУ, о результатах рассмотрения требований АМКУ предприятия должны сообщить в 10-дневный срок.
Рекомендации предоставлены ЗАО "Концерн Галнафтогаз", ООО "Континент Нафто Трейд", ООО "Альянс Холдинг", СП ООО "Кершер", ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина", ОАО "Укрнафта", ООО "Веста-Сервис", АО "Укртатнафта", единому субъекту хозяйствования в составе "ТНК-ВР Коммерс" и ЗАО "ЛИНИК", ОАО "Нафтохимик Прикарпаття", ОАО "Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина", ОАО "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ", дочерняя компания "Укргаздобыча" НАК "Нафтогаз Украины".
Полная версия комментариев юристов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».