В долгосрочной перспективе выдвигаемая В. Януковичем модель сильного государства и инновационной экономики столкнется с противодействием донецкой бизнес-элиты, стремящейся подчинить себе власть. Тогда многое будет зависеть от малого и среднего бизнеса.
В. Янукович, напротив, глубоко убежденный сторонник поддержки крупного национального капитала, который на равных конкурировал бы с западными и российскими корпорациями. В современных условиях это означает активную поддержку государством бизнеса при выходе на внешние рынки и защите собственного. В постсоветских реалиях, как показывает опыт России, это еще и означает, что приоритет вообще за государственными компаниями как основными агентами упрочнения внешнеэкономических позиций. НАК «Нафтогаз», «Укрзалізниця», объединенная аэрокосмическая корпорация, «Укрнафта» и некоторые другие компании с госучастием — вот потенциальная основа подключения Украины к конкуренции за мировые рынки. Только на таком базисе активную поддержку бизнеса можно совместить с относительно эффективными механизмами социальной защиты — социальная ответственность госкомпаний гарантирована политическими интересами правящей элиты. Очевидно, именно такую модель в стратегической перспективе будет реализовывать В. Янукович (нынешний министр ТЭК Юрий Бойко в бытность главой НАК уже начинал превращать его в транснациональную компанию).
Параллельно государству придется всячески стимулировать малый и средний бизнес, решая через его развитие задачу повышения благосостояния широких слоев населения Украины. Иными словами, социальную помощь должно заменить стимулирование создания новых рабочих мест.
С приходом к власти Партии регионов в Украине не укрепился, а фактически погиб олигархический строй. Лидеры всех крупнейших финансово-промышленных групп, кроме СКМ Рината Ахметова, потеряли прямое влияние на принятие важнейших решений в сфере внутри- и внешнеэкономической политики. В Украине в этом смысле остался только один олигарх — все остальные стали просто очень богатыми людьми. Понимая такую перспективу, большинство из олигархов «кучмовского призыва» давно занялись либо распродажей (как Ярославский), либо транснационализацией (как Пинчук, Коломойский, Тарута) своего бизнеса. Никакого отнимания собственности в «больших размерах, конечно, не будет. Просто наложен негласный мораторий на рост в пределах Украины. ИСД постепенно выносит свои производства в Европу, группа «Приват» ищет пути развития нефтедобычи за рубежом, «Интерпайп» может стать участником украинско-российской транснациональной структуры. Во всем этом власть будет поддерживать названные и другие ФПГ. На базе же СКМ будет предпринята попытка создания промышленно-финансового гиганта европейского масштаба.
Повышение конкурентоспособности страны на основе одной доминирующей ФПГ — еще одна модель выгодного участия в международном разделении труда. Но по политическим мотивам ее будет трудно реализовать — никем всерьез не уравновешиваемый олигарх Ахметов будет уже не союзником, а реальным соперником Виктору Януковичу и его команде. Именно премьер будет делать все возможное, чтобы не дать слишком зажать остальные бизнес-группы и укрепить тот же «Нафтогаз» и другие госхолдинги, неподконтрольные СКМ. В этом противостоянии частного и государственного капитализма — будущее и экономики, и политики страны.
Но подобный сценарий начнет проявляться не ранее, чем через год-полтора. Пока же правительство от стимулирования спроса будет плавно переходить к стимулированию предложения: через налоговые и таможенные льготы, госинвестиции в инфраструктуру и сдерживание инфляции. При этом привлечение иностранного капитала оставят на потом, делая акцент на максимальном использовании ресурсов внутреннего. Против вошедшей в сферу нефте- и газодобычи в Украине в апреле этого года транснациональной компании Shell уже развернута по инициативе Ю. Бойко мощная информационная и бюрократическая война (руководство ТЭК считает, что прямой доступ иностранных компаний к добыче вреден для страны). Лакшми Миттала никто публично трогать не будет, но и расти ему не дадут (в частности, Криворожский комбинат окисленных руд будут стараться достраивать с участием национального и, возможно, российского капитала).
Даже в процесс вступления в ВТО внесены серьезные коррективы с поправкой на интересы национальных производителей. С самого начала своей работы премьер-министром В. Янукович заявил, что он намерен согласовать все 17 законопроектов по ВТО, подготовленных Кабмином, с ассоциациями производителей. В ходе их обсуждения чиновникам удалось добиться поддержки со стороны производителей по большинству обсуждаемых вопросов. Этого достигли за счет обещаний различных льгот и преференций, которые находятся вне сферы ответственности ВТО. Труднее всего вести диалог с представителями агробизнеса в силу их крайне плохой осведомленности о том, как вообще функционирует Всемирная организация торговли. Сам факт таких действий показал, что Кабинет Януковича не хочет столкнуться с дебошем в парламенте наподобие произошедшего в прошлом году вследствие старания Ю. Тимошенко продавить соответствующие законопроекты без учета мнения отраслевых лоббистов.
Правительство В. Януковича сейчас в принципе переходит в состояние холодного нейтралитета с Президентом, оппозицией и даже руководством парламента и бизнес-крылом Партии регионов. Успех нынешнего премьера обеспечит высокую вероятность его победы на президентских выборах 2009 г. и проведения на пост премьера лояльного ему человека.
В политической элите у В. Януковича, как у любого сильного лидера с четким планом развития страны, друзей нет. Ему придется искать их среди бизнес-сообщества. В неизбежном будущем конфликте с крупным донецким капиталом малый и средний бизнес могут стать союзниками Кабмина, поскольку ни мощной бюрократии, ни силовых структур у В. Януковича, в отличие от В. Путина, под рукой не будет. Возможно ли будет в Украине построить сильное государство-корпорацию или крупнейшая корпорация поглотит государство — решение этой дилеммы преимущественно в руках широкого предпринимательского сообщества.
Каких действий по улучшению бизнес-среды можно ожидать от нового правительства? Ксения Ляпина, народный депутат, советник Президента Украины: Во-вторых, Кабмин, в том числе и министр труда и социальной политики Папиев, уже задекларировал, что берет курс на объединение социальных фондов, введение единого социального взноса и снижение давления на фонд оплаты труда. Сложнее обстоят дела в сфере налогообложения. Малый и средний бизнес пока не понимают, в какую сторону будут происходить изменения. В-третьих, постепенно будут возвращены льготы свободным экономическим зонам. Вопрос только в том, каким именно зонам и в каком объеме. Еще очень важный и болезненный вопрос — принятие закона об акционерных обществах и усиление защиты миноритарных акционеров. Сегодня позиция правительства по этому вопросу пока не ясна. Константин Ващенко, первый заместитель главы Госкомпредпринимательства: Также сейчас правительство готовит программу по развитию предпринимательства. Речь идет об усовершенствовании законодательства. Мы рассчитываем, что на этой сессии будет принят закон об упрощенной системе налогообложения, который облегчит жизнь 3 млн. украинцев, работающих по этой системе. На очереди закон о проверках, который должен регламентировать четкие взаимоотношения предпринимателей с контролирующими органами. Еще один актуальный вопрос — приведение специального лицензионного законодательства в соответствие с нормами основного закона о лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности, упрощение процесса получения лицензии. Есть надежда, что эти реформы будут реанимированы правительством В. Януковича. Сергей Щербаковский, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины: Александр Пасхавер, советник Президента Украины:
— Во-первых, правительство и новое большинство должны продолжить системные изменения в регуляторной политике. В частности, необходимо снижение административного давления в сфере санитарной политики, пожарной безопасности. Нормы, регулирующие эту деятельность, должны быть приведены в соответствие с Законом «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
— Прежде всего необходимо обеспечить преемственность в работе правительства. В частности, продолжить процесс либерализации разрешительной системы. По нашим оценкам, 2/3 всех разрешительных документов должны быть ликвидированы, и это расчистит поле для развития предпринимательской деятельности.
— Я уверен, что Кабинет В. Януковича будет говорить о малом и среднем бизнесе в тесной связке с бизнесом вообще. Людям из его нынешней команды не свойственно разделять, а тем более противопоставлять разные категории предпринимателей. Для них есть четкое различие между импортерами или экспортерами — и все. Так что от действий, нацеленных на поддержку национальных производителей, выиграют бизнес-структуры любого масштаба. Просто этот выигрыш будет пропорциональным их размеру. Определенно выиграет от нового курса агробизнес, автомобилепроизводители, судо- и авиаремонтники — вообще все те, кто пострадал от проведенного правительством Ю. Тимошенко увеличения налоговой нагрузки. Что же касается широко распространенного в Украине бизнеса по принципу «купи-продай», основанного на импорте, то ему придется несладко.
— Пока сложно что-то комментировать. Необходимо, чтобы новое правительство хотя бы что-то конкретное сделало. А то получается, как в «Кавказской пленнице», когда Саахов жаловался: «Обидно, да. Ничего не сделал. Только вошел». Если рассматривать выступление В. Януковича в парламенте, то заявка очень пристойная. Остальное покажут реальные дела.