Site icon Companion UA

Синдром инвестиционного отторжения

В мире растет сопротивление не только притоку инвестиций извне, но и оттоку их из страны.


Недоверие к иностранным инвестициям часто оборачивается протекционизмом

В 1970-х годах, когда транснациональные корпорации, занимающиеся прямыми инвестициями, привлекли к себе широкое внимание, правительства многих стран посчитали, что стоимость таких иностранных инвестиций превосходит приносимую ими выгоду, поэтому установили контроль над ними. Под влиянием развитых государств в 1980-х годах положение начало меняться. Ничто не иллюстрирует это лучше, чем изменения в национальных режимах, регулирующих прямые иностранные инвестиции. По данным Конференции по вопросам торговли и развития ООН, из 2156 изменений, имевших место с 1991 по 2004 г., 93% были направлены на создание более благоприятной среды для транснациональных корпораций. Но существует реальная опасность того, что положение начинает меняться снова.


Прямые иностранные инвестиции часто принимают форму слияний и поглощений отечественных компаний иностранными. Сопротивление таким действиям учащается, когда они касаются отечественных компаний, которые политики считают «национальным достоянием». То, что частные акционерные группы все чаще принимают участие в слияниях и поглощениях, создает дополнительные трения, поскольку такие сделки часто считаются чисто спекулятивными.


Во имя «экономического патриотизма», безопасности и других соображений сопротивление по отношению к слияниям и поглощениям становится обычным во все большем числе стран. Например, комитет сената США недавно предпринял действия по блокированию запланированной либерализации правил поглощения иностранными фирмами американских авиакомпаний. Европа приняла более жесткие законы, регулирующие поглощение компаний.


Эта реакция сочетается с защитной реакцией на растущую роль транснациональных корпораций из государств с развивающейся экономикой. Традиционные транснациональные корпорации и их родные страны должны будут приспособиться к этому новому расположению сил и его последствиям для мирового рынка. Как нам известно из других контекстов, приспособиться к новоприбывшим нелегко. Возьмем для сравнения реакцию на союз между французской компанией Alcatel и американской фирмой Lucent Technologies или на предложение о покупке Chevron китайской национальной нефтяной корпорацией, или же предложение о покупке Arcelor со стороны Mittal.


Еще один вид защитной реакции (на этот раз на исходящие прямые иностранные инвестиции) возникает по мере того, как набирает темпы перенос производства и услуг за границу. Имеются все признаки того, что оффшоринг достиг высшей точки, и любое его увеличение будет происходить посредством ПИИ. Если правительства не разработают корректировочные механизмы для быстро набирающей обороты революции в области торговли рабочими местами в сфере услуг, негативной реакции на такие исходящие прямые иностранные инвестиции не избежать.


Растущее беспокойство по поводу ПИИ пока ограничивается развитыми странами. Но существуют признаки того, что оно распространяется и на рынки с развивающейся экономикой. В случае крупномасштабных проектов некоторые страны поднимают вопросы контрактов, определяющих их отношения с транснациональными корпорациями, и правительства пересматривают их, потому что считают (правильно или ошибочно), что они оказались в проигрыше. Из 219 известных международных арбитражных дел, касающихся инвестиционных проектов, около 2/3 были инициированы в последние три года.


Отношение к прямым иностранным инвестициям менялось в прошлом и может снова измениться в будущем в зависимости от того, каким правительство видит соотношение затрат и полученных результатов. Данное соотношение включает не только экономические факторы, но и безопасность, желание контролировать собственное экономическое развитие. Концепция «национализации в XXI веке», принадлежащая Ольянта Умала, лидеру Националистической партии Перу, отражает в этом отношении «экономический патриотизм» французского премьер-министра Доминика де Вильпена.


Недоверие в отношении прямых иностранных инвестиций (как и всего иностранного) существует во всех государствах, и политики могут вынести его на поверхность, что обычно оборачивается протекционизмом. Будет иронично, однако, если развитые страны, стоявшие во главе движения за либерализацию ПИИ, теперь возглавят кампанию против них.

Exit mobile version