Site icon Companion UA

Синергия кооперации

Через вхождение в международные холдинговые структуры украинские предприятия получают не только инвестиции, но и допуск к новым рынкам.


В перспективе холдинг готов организовать в Луганске производство всего спектра железнодорожной техники.

3 октября в Украине ожидается одно из важных экономических событий года. Определится новый владелец госпакета акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» — крупнейшего в стране производителя железнодорожной техники. Среди претендентов несколько украинских компаний и крупные зарубежные игроки — Siemens из Германии и «Трансмашхолдинг» из России. О своем видении будущего Луганского завода специально для «&» рассказал председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Комиссаров.


«&»: Почему «Трансмашхолдинг» заинтересовался украинскими железнодорожными активами?
Д. К.:
Сегодня стратегия развития холдинга — это расширение сферы деятельности, активное движение на рынки других стран. При этом наша цель — не просто продажа техники, а продвижение современных транспортных технологий. Мы приходим с конкурентоспособными технологиями, современными техническими решениями, определенным накопленным опытом, которые, надеемся, могут стать основой развития транспортного машиностроения в тех странах, где мы начинаем работать. В «Транмашхолдинге» есть понимание: чтобы деятельность на рынках отдельных стран была эффективной, необходимо не только создание версий продукции, предназначенных для местного потребителя, но и локализация производства техники, отдельных узлов и агрегатов, максимальное использование имеющегося научного и конструкторского потенциала. Это требует создания собственных производственных мощностей, на которых и происходит адаптация накопленных технических знаний к конкретному рынку. По такой схеме мы работаем в Казахстане, в Прибалтике, ряде других стран.


Такая позиция «Трансмашхолдинга» находит поддержку в правительстве России и у нашего крупнейшего партнера — ОАО «Российские железные дороги». Мы уже получили разрешение на консолидацию всех своих активов в России от российского макроэкономического регулятора — Федеральной антимонопольной службы. Установлены нормальные партнерские отношения и с ОАО «РЖД», холдинг заключил с железнодорожниками целый ряд долгосрочных соглашений о сотрудничестве на общую сумму около $10 млрд.


«&»: Как развитие «Трансмашхолдинга» связано с процессами в транспортном машиностроении России?
Д. К.:
В течение последних нескольких лет мы занимались созданием крупной машиностроительной компании международного уровня. В результате построили холдинг, который не только обладает собственными современными ноу-хау, но и является одним из лидеров мирового рынка. В последние годы в компании создан целый ряд новых образцов железнодорожной техники, таких как магистральный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС5К, магистральный грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К, магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ25К, магистральный грузовой тепловоз с асинхронными тяговыми двигателями 2ТЭ25А, новые пассажирские вагоны для скоростей до 200 км/ч и электропоезда. Наша деятельность базируется на традициях отечественной инженерной школы и одновременно учитывает все последние достижения мировой технической мысли. Летом в состав холдинга вошел один из старейших инжиниринговых центров в Европе — немецкий Fahrzeugtechnik Dessau AG. Это позволило нам получить доступ к наиболее перспективным европейским разработкам, прежде всего в таких сегментах, как разработка и проектирование современного пассажирского подвижного состава, приводных систем. Сегодня «Трансмашхолдинг» — это ведущие предприятия железнодорожного машиностроения России, на которых разрабатывается и выпускается весь спектр подвижного состава — локомотивы, вагоны, тяговые агрегаты, электропоезда, рельсовые автобусы, вагоны метро и другая техника. Плюс два предприятия в Европе — в Риге и в Германии. СП в Казахстане (мы собираемся открыть новое производство в Павлодаре) должно дать первую продукцию уже в конце нынешнего года. При необходимости мы будем готовы развернуть там производство полного спектра своей продукции. Теперь присматриваемся к украинским производителям.


«Трансмашхолдинг» — крупнейший поставщик подвижного состава для российских железных дорог. Учитывая, что ОАО «РЖД» реализует программу комплексного обновления своей техники, перед нашей компанией открывается огромный рынок. Удовлетворять его потребности мы планируем в том числе и за счет своих зарубежных производственных мощностей. По нашим прогнозам, оборот компании должен возрасти с $2 млрд. в 2006 г. примерно до $5-6 млрд. к 2010 г.


«&»: Вы считаете, что именно «Лугансктепловоз» соответствует вашим запросам?
Д. К.:
Исторически именно в Луганске производились магистральные тепловозы для советских железных дорог. Сейчас практически все страны СНГ испытывают острую потребность в такой продукции. Естественно, «Трансмашхолдингу» необходимо развивать это направление деятельности. И в последние два года мы уже значительно продвинулись по этому пути: разработаны и уже проходят сертификационные испытания два новых магистральных тепловоза — с коллекторными и асинхронными тяговыми двигателями, разработана программа модернизации производственных мощностей Брянского машиностроительного завода с целью организации серийного производства магистральных тепловозов. Поэтому сегодня перед нами есть два пути — создать производство на Брянском машиностроительном заводе или модернизировать «Лугансктепловоз», сделать именно его базовым предприятием по производству грузовых магистральных тепловозов в рамках холдинга. С точки зрения бизнеса второй вариант оптимальный. Именно поэтому мы пока (на несколько месяцев) до подведения итогов конкурса по «Лугансктепловозу» приостановили начавшуюся было программу модернизации производственных мощностей в Брянске. Кроме того, в перспективе холдинг готов организовать в Луганске производство всего спектра железнодорожной техники. Хочу подчеркнуть, что развитие производства в Луганске будет, помимо прочего, означать расширение рынка сбыта для украинских производителей комплектующих.


«&»: Это означает, что проигрыш в конкурсе для вас будет катастрофой?
Д. К.:
Нет, конечно. Мы точно знаем, что обязательно будем работать в Украине. У нас общая технологическая база, система стандартов, нет языкового барьера. В вашей стране есть отличные конструкторские школы. Объединение интеллектуальных и технических возможностей россиян и украинцев способно произвести мощный синергетический эффект, поможет нам всем занять достойное место на мировых рынках. «Трансмашхолдинг» твердо намерен прийти в страну и остаться здесь навсегда. Не получится с Луганском — найдем другую площадку. Есть варианты в Харькове, Запорожье, других регионах.


Есть, однако, очень важный момент. Если «Трансмашхолдингу» придется разворачивать производство в Украине на другой площадке, то базовым предприятием для изготовления магистральных тепловозов будет Брянский машзавод.


«&»: Как вы оцениваете состояние луганского предприятия?
Д. К.:
Мы уже несколько лет сотрудничаем с этим предприятием. С «Лугансктепловозом» у нас подписано соглашение, в соответствии с которым до 2010 г. будет произведен 51 электровоз. Первый уже выпущен и проходит испытания на железных дорогах Украины. Хочу отметить, что постепенно уровень локализации в этом проекте может достигнуть 60-65%. Мы хорошо знаем людей, работающих на «Лугансктепловозе», имеем представление о потенциале предприятия. Сейчас завод загружен едва ли на 30%. Это неудивительно — в свое время он создавался исходя из нужд всего Советского Союза. Сейчас рынки стран СНГ для предприятия оказались в значительной степени закрыты. Однако если правильно взяться за развитие завода, это может быть весьма успешный и прибыльный бизнес-проект.


Мы отлично понимаем, что вложения в «Лугансктепловоз» — это не только и даже не столько покупка контрольного пакета акций. Это серьезные инвестиции в конструкторские разработки, модернизацию старых и создание новых производств, поддержка сложившейся вокруг завода социальной инфраструктуры. За последние годы мы накопили достаточно успешный опыт решения подобных задач. И в случае с «Лугансктепловозом» «Трансмашхолдинг» не собирается экономить на инвестициях. Комплексная модернизация производства, приобретение и внедрение новых технологий, развитие конструкторской базы, активное вовлечение предприятия во внутрихолдинговую производственную кооперацию — единственно возможный путь, если мы хотим производить современную конкурентоспособную технику, которая будет востребована не только в России и Украине, но и по всему миру.


В компании уже несколько лет реализуется масштабная программа реорганизации производства, значительные средства вкладываются в НИОКР. Естественно, в эти программы будут включены и наши будущие украинские активы.


«&»: Чего ждать будущим работникам ваших предприятий?
Д. К.:
Не нужно напоминать, что основной актив любого бизнеса — люди. Без квалифицированного персонала станки — просто груда железа.


Мы понимаем, что производительность труда зависит не только от зарплаты, но и от того, в каких условиях работает человек, насколько защищенным он себя чувствует. Поэтому обращаем большое внимание на охрану труда и социальную сферу. Заводские поликлиники, дома культуры, стадионы — мы стараемся ничего не забыть. Я не считаю, что «социалка» может серьезно увеличить себестоимость продукции большого и стабильно работающего завода.


«Трансмашхолдинг» готов пригласить вас в любой город, где есть наше предприятие. В России заводы холдинга считаются завидным местом работы. В конечном итоге отдача от создания достойных условий труда перекрывает затраты. Появляется возможность самим выбирать сотрудников и быть уверенными, что они достаточно хорошо мотивированы. Естественно, если «Трансмашхолдинг» придет на Луганский завод, мы будем работать, руководствуясь теми же принципами, что и на других своих предприятиях.

Exit mobile version