Украинский зритель достаточно богат, чтобы пойти на Мадонну. Но кто-то должен сказать поп-диве о том, что у него есть эти деньги.
Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, лето обязательно когда-нибудь заканчивается. А вместе с ним прекращаются и летние развлечения: на курортах «отключают» солнце, убирают шезлонги. Пора в город — работать.
Но культурному человеку осень и зима — не помеха: утром он идет на службу, вечером бежит в театр. Киев открывает новый театрально-концертный сезон. Упреждая его начало, «&» просмотрел репертуар будущей культурной программы и выяснил, что ожидает столичного зрителя в театрах, на концертных площадках и в художественных галереях, а также то, какие препятствия стоят между человеком и искусством.
География для Мадонны
Кто продает билеты, тот владеет информацией. Руководствуясь этим принципом, «&» обратился за прогнозами к директору компании «Ольвия» Марии Ткач. По ее словам, за минувшие годы киевский зритель приобрел разносторонний опыт общения с гастролерами, обогатился в эмоциональном плане, отточил свой вкус, стал более требовательным, сохранив при этом жажду зрелищ, свежесть и остроту восприятия. Пронять его заезжей халтурой становится все труднее.
«&»: Много ли до сих пор приезжало в Украину мировых звезд первой величины?
М. Т.: За все время, пока мы работаем (8 сезонов), по-настоящему крупных звезд было раз два и обчелся. Джо Кокер, Стинг, Лучано Паваротти и, может, еще пара-тройка.
«&»: А что мешает сегодня, когда деньги у нашего зрителя есть?
М. Т.: Западные промоутеры только начинают понимать, что Украина — то место, где они тоже могут заработать деньги. И хотя наши организаторы сегодня уже способны провести гастроли любой звезды на достойном уровне, сами исполнители не хотят ехать в Украину, потому что просто не знают нашу страну. Но я думаю, что прорыв вот-вот произойдет, возможно, уже в этом сезоне. Планка поднята. Недавно приезжал модный рэпер из США 50 cent, которому рассказали, что Украина — это там, где была «оранжевая революция». Очень жаль, что не состоялся концерт Роджера Уотерса. Был огромный интерес. Покупали билеты до последнего момента, даже когда объявили, что выступление отменяется.
Кони, которые портят борозду
Золотой период российской антрепризы пришелся на сезон 2004-2005 гг. Но уже в следующем сезоне интерес к малым творческим группам из ближайшего зарубежья стал падать.
Во время просмотров выяснилось неприятное обстоятельство: увядающие звезды прошлого выступают весьма неровно в силу преклонного возраста и уже реализованных амбиций. В сочетании со стоимостью билетов, достигающей $250, это может вызвать у публики сильное разочарование.
Кроме того, проявилась особенность, о которой могут рассказать только организаторы. Мария Ткач: «Москвичам нравится наша театральная публика. Их здесь хорошо принимают. Но, я вас уверяю, если спектакль в Москве стоит $5000, то в Украине его продают за $10000. Почему они считают, что в Киеве люди богаче, я не знаю».
Сегодня, взвешивая стоимость билетов и получаемое удовольствие, киевский зритель часто делает выбор в пользу местных театров, где можно увидеть полноценный спектакль, нормальные декорации и качественную игру труппы из 20-30 актеров. Наибольшей популярностью пользуются театры им. И. Франко, Леси Украинки, театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра, оперный театр.
«Наши театры конкурентоспособны, — говорит Мария Ткач. — В них постоянно обновляется репертуар. Билеты на хорошие спектакли продаются на 80-90%. Есть представления, на которые билеты взять проблематично.
Кроме того, люди начинают ходить на оперетту. Можно сказать, она переживает второе рождение. Многие крупные фирмы подают коллективные заявки в театр музыкальной комедии, премируя своих сотрудников билетами на спектакль. Многие давно уже не были в театре и возвращаются в диком восторге, испытав массу впечатлений».
По словам продюсера проекта «Театральные сезоны Stoletov» Дмитрия Чепурных, приезд в Киев репертуарных театров высокого уровня с декорациями, оборудованием и большим количеством актеров сегодня невозможен без участия спонсоров. В этом смысле проект Stoletov уникален. Благодаря ему Киев увидел «Сатирикон», «Мено Фортас» и другие театральные коллективы с мировым именем. Участие торговой марки Stoletov позволило снизить стоимость билетов на 30-50%.
На вопрос «&», будет ли продолжение, руководитель проекта Дмитрий Кулак ответил: «Весной обязательно продолжим. Такие проекты нужны украинскому зрителю».
Отделение искусства от государства
Крупнейший меценатский проект года, связанный с искусством, — открытие 16 сентября PinchukArtCentre Виктора Пинчука. После того как это произойдет, он немедленно станет самой интересной выставочной площадкой Киева. Сюда придут и любители актуального искусства, и его противники, потому что такого в Киеве еще не было.
Тактико-художественные характеристики центра:
• занимает три этажа (4, 5 и 6-й) в здании «Арена Сити» — напротив Бессарабского рынка;
• украинский куратор Александр Соловьев, зарубежный — француз Николя Буррио, руководивший в свое время крупнейшим центром современного искусства в Париже Palais de Yokio;
• кроме выставочных залов, включает видеоклуб, библиотеку, помещения для семинаров и лекций, кафетерий;
• общая площадь 2600 кв. м слишком мала, чтобы показать сразу всю коллекцию фонда Виктора Пинчука «Современное искусство Украины», но вполне достаточна для организации экспозиций европейского уровня.
На первой выставке «Новое пространство» куратор Александр Соловьев обещает звездный состав участников: 10 украинских и столько же зарубежных художников. Избранное из коллекции: живопись, инсталляции, видеоарт, скульптура.
«Одна из функций нашего центра — просветительская деятельность, — комментирует А. Соловьев. — На Западе актуальное искусство отделено от традиционного. Люди понимают, что это две разные системы, и никто не будет сравнивать Рембрандта с современным художником. У нас же консервативность советских времен не только сохранилась, но еще больше усугубилась. При нынешних лозунгах типа «Идем в Европу!» — жуткая архаика и неприятие всего, что связано с модерным мышлением, устремлено вперед. Из-за этого оно имеет статус недоискусства, субкультуры.
Кроме того, современное искусство критически дистанцировано от общества и власти. Настоящий художник всегда в оппозиции. У нас же он до сих пор не приобрел должный общественный статус. Во всем мире актуальное искусство развивается в центрах, подобных тому, который создает сегодня Виктор Пинчук».
Конец эпохи пластиковых стаканчиков
Не стоит на месте и одна из самых коммерчески успешных киевских галерей L-art. В середине сентября она покидает Андреевский спуск и переезжает в новое, более просторное помещение на Рыбальской, 22. По словам Евгения Березницкого, руководящего ее деятельностью, на новом месте можно будет окончательно избавиться от обременительного имиджа заведения, торгующего соц-артом. «Мы хотим стать ведущей киевской галереей современного искусства», — говорит он.
«&»: Что вам сегодня мешает так себя называть?
Евгений Березницкий: Деятельность галереи «Цех» — наших главных конкурентов.
Чтобы превзойти в актуальности «Цех», обновленная L-art обещает новые выставки и модные имена. Уже сегодня можно анонсировать Анну Броше (Москва) и «Синие носы» (очень известный в Москве дуэт уральских художников).
Оправдывая собственное название «галерея уникальных подарков» Da Vinci в ближайшие месяцы предложит своим посетителям «подарочных» художников Олега Пинчука, Сергея Пояркова и Юрия Горбачева. Последний обласкан покупками и вниманием звезд мировой политики, Голливуда и шоу-бизнеса.
Есть свой почерк и у галереи «Коллекция», принадлежащей бизнесмену Юрию Когутяку. По мнению ее творческого директора Олега Байшева, успешные продажи не исключают решения культурологических задач. Выставкой Николая Залевского галерея откроет программу «Возвращение». Ее цель — возвращение в Украину имен уникальных украинских художников. А финансовые возможности позволяют галерее устанавливать стандарты ведения арт-бизнеса.
Олег Байшев: «Мы недавно открылись и хотим заработать доверие к галерее. Хотим, чтобы было модно прийти к нам на презентацию. Это уже начинает происходить после того, как люди побывали на нашем открытии. Меня радует, что выставку белорусского художника Руслана Вашкевича мы будем делать совместно с холдингом «Атлант-М». Это означает, что люди бизнеса хотят участвовать в культурных программах. Просто для этого нужно обеспечить определенный уровень. А когда приходят несколько друзей художника и пьют из пластиковых стаканчиков дешевое вино, бизнесу это не интересно».
Рембрандт не проскочит
По словам Олега Байшева, разрешение политического кризиса в середине лета способствовало тому, что бизнесмены и политики снова стали интересоваться искусством.
«Политика очень сильно влияет, — говорит он. — Пока не утвердили премьер-министра, у нас было позорно мало визитов в галерею из тех людей, которых я приглашал персонально. Как только избрали Виктора Януковича, у меня на следующий день было семь посещений. Я надеюсь, что политические катаклизмы закончились, и это позволит нашим бизнесменам больше внимания уделять искусству».
«&»: Велика ли покупательная способность наших бизнесменов?
О. Б.: Не думаю, что для первой сотни богатых украинцев может быть барьером сумма в сто тысяч или миллион долларов. Искусство тоже многие из них понимают — все-таки в Советском Союзе мы росли в интеллектуальной среде. Есть некий порог цены, которую люди готовы заплатить за картину. $10 тыс. за работу — это многим понятно. В ближайшее время хотелось бы освоить рубеж в $50 тыс.
О. Б.: Мы собираемся их у себя выставлять. Но сейчас нам приходится изучать возможные способы, как привезти сюда работы западных художников с именем. Обычный же, официальный путь означает, что мне придется при ввозе заплатить 44% пошлины от стоимости картин. Разумеется, если эти картины вернутся, деньги будут возвращены. Но необходимо понимать, что оценочная стоимость выставки художника высокого уровня может составить $300-400 тыс. Это значит, что я должен буду оставить на границе $130-180 тыс. за несколько месяцев до того, как откроется выставка. За такие деньги делаются музейные проекты, а мы ведь всего лишь галерея площадью 80 кв. м. В результате никто не везет сюда современное искусство и известных художников, а государство не получает свои налоги. Некоторые просто занижают стоимость картин. Но я не хочу привозить их сюда полулегально.
Музыка для премьеров
За последние два года Международный джазовый абонемент стал одним из самых заметных музыкальных проектов Киева. Его автор — продюсер творческого объединения «Артлига», глава экспертного совета по вопросам джазовой музыки Петр Полтарев доволен регулярностью и уровнем выступлений. «Приятен сам факт, что джазовый абонемент не только выжил, но и утвердился, получив достаточно большой резонанс. А то, что среди людей, близких к джазу, иногда наблюдается ревностное отношение, меня лишний раз убеждает: мы делаем хорошее дело».
Впрочем, известно, что большая часть выступлений стала возможна благодаря личным знакомствам организаторов с зарубежными джазменами. Четыре концерта, завершающие этот год, практически исчерпывают внутренние резервы организаторов.
Нынешний сезон может стать переломным в отношении западных звезд к Украине.
Петр Полтарев: Весной будут серьезные изменения. Следующий сезон мы посвятим европейскому джазу. Благодаря поддержке посольства США, Польского института, Института Гете мы получили возможность пригласить сюда известных джазовых музыкантов из Европы. Уже сейчас знаем, что будет Бельгия, Голландия, возможно, Норвегия, Испания.
Все-таки мы не хотим увеличивать стоимость билетов, поэтому для повышения уровня концертов нам нужны серьезные спонсоры. Мы вынесли джаз на большую сцену. Это было рискованно, но, видимо, рост его популярности на Западе как-то повлиял и на нашу публику. Она оказалась способной воспринимать достаточно сложные его формы.
«&»: Ходит ли на абонемент финансовая и политическая элита?
П. П.: Ходит, причем довольно активно. Был на концерте Юрий Ехануров. А в Днепропетровске выступление T-bone посетил наш нынешний премьер Виктор Янукович.
Сколько стоит повысить уровень
«&»: Чтобы повысить уровень джазовых концертов, нужно иметь возможность предлагать большие гонорары.
П. П.: Да, суперзвезды вроде Джорджа Бэнсона стоят сотни тысяч долларов.
«&»: А Эрик Мариентал, который приезжал в Киев в этом году?
П. П.: Он пониже, хотя тоже достаточно дорогой. Существует целая обойма раскрученных, имеющих массу дисков и востребованных на телевидении и радио джазовых звезд. У них грамотные менеджеры, их выступления стоят дорого.
«&»: Какой порог вы хотели бы преодолеть в ближайшее время?
П. П.: Было бы неплохо выйти на сумму порядка $10 тыс. Это гонорары достаточно известных, хотя и не принадлежащих к верхнему эшелону, музыкантов. Может быть, в связи с этим встал бы вопрос о другом зале. Таком, например, как Октябрьский. Но там и аренда будет стоить свыше $5000.
Я думаю, мы приближаемся к такому уровню. В ноябре донецкий джазовый фестиваль «Додж» привезет в Киев Manhattan Transfer и Take 6. Это исполнители высшего уровня. Финансовые возможности «Доджа» позволяют им организовать такие концерты.
Приоткрою карты: сейчас идут переговоры об организации очень серьезного международного джазового фестиваля в Киеве совместно с Евросоюзом. И я надеюсь, что через год, в октябре, мы будем иметь первый большой джазовый фестиваль с государственной поддержкой, в котором будут участвовать большинство европейских стран.