Если человек имеет смелость перекроить грустную формулу «Нет человека — нет проблем» в ее полную противоположность «Нет проблем — есть успешный человек», у него есть шанс покорить мир.
Мировая знаменитость Юрий Горбачев — уникальная и единственная в своем роде творческая личность. Начав с белого листа свою карьеру 15 лет назад в Америке, он не прогадал. Каков результат? Единственным художником-эмигрантом, приглашенным на инаугурацию Билла Клинтона, был Горбачев. Единственное полотно художника из бывшего Союза, украшающее Белый дом, — это картина Горбачева. Единственный живописец, на собственные гонорары позволивший себе купить квартиру на Манхеттене по соседству с Мадонной и Барброй Стрейзанд, — это Горбачев. Единственный из ныне живущих русских художников, чей альбом (после Кандинского, Малевича и Шагала) выпустило всемирно известное издательство «Риццоли», — все тот же Юрий Горбачев.
Но все это не упало ему с неба. Вот как сам художник определяет свое существование: «Я сплю три-четыре часа в сутки, дико устаю, и реальная моя жизнь — это вечная борьба и мучения».
Выпавший из советского контекста керамист
Вписавшийся в американский ландшафт живописец
Востребованный миром миссионер счастья
«Продается только «имя»
«&»: Энди Уорхол долго мучился и не мог найти себя, пока ему не посоветовали рисовать то, что он больше всего любит. Он изобразил банку супа и знак доллара и стал суперизвестным художником. Кто вам посоветовал в Америке кардинально сменить керамику на живопись или вы всегда изображали то, что любите?
Ю. Г.: Свой стиль я нашел еще в Одессе и менять его не собирался. Мои скульптуры и тогда были веселыми и жизнерадостными. А сменить технику мне посоветовал Михаил Барышников. Он сыграл важную роль в моей творческой судьбе. Ему понравился мой триптих «Декреты Советской власти», но керамику он никогда не коллекционировал и спросил, нет ли у меня живописи на эту тему. Я взял и сделал живописный вариант. Это стало первой покупкой моих работ в Америке и вообще началом моего пути художника-живописца. Поскольку я с Барышниковым познакомился в Нью-Йорке в ресторане «Самовар», который ему же и принадлежит, я с тех пор шучу, что «сварился» в «Самоваре», как сказочный добрый молодец в кипящем котле. А потом мне просто повезло встретиться с гением маркетинга Мишелем Ру, который привез в США водку «Абсолют», сделал из нее суперпродукт и заставил американцев, привыкших совсем к другому алкоголю, покупать ее. Он же создал и бренд «Водка столичная». Кстати, первым художником, который рекламировал водку «Абсолют», был знаменитый Энди Уорхол. Мишель Ру на аукционе увидел мою работу «Баба на корове», которая ему очень понравилась. Оставил свой номер телефона. Но это не значит, что я не боролся в конкурсе на эту рекламу, в котором участвовали 16 тысяч художников со всего мира.
«&»: Реклама делает знаменитым не своего творца, а продукт, который рекламирует. Почему вы были уверены, что заработаете на этом имя?
Ю. Г.: Надо учитывать американскую психологию, которая очень зависит от рекламы. Когда я выиграл конкурс, мои рекламные работы вышли на обложках 120 международных журналов. За неделю мое имя увидело больше людей, чем посетило все мои выставки за много лет. Меня сразу начали узнавать, приглашать в телепрограммы — CNN, NBC, CNB. Это действительно очень способствует поддержанию имени. Мне нужно было выиграть этот конкурс, так как я понимал: победа поможет мне проложить путь к удачной карьере на местном рынке. Потому что дорого здесь можно продать только картину с именем. Время подтвердило тот факт, что имя составляет львиную долю цены. Если лет десять назад картину метр на метр я продавал за $120, то сейчас она стоит $25 тыс., а ведь мастерство и стиль не изменились. За именем многое стоит. Но нужно учитывать, что, покупая имя, коллекционер приобретает то, к чему художник шел всю жизнь. Я годами искал рецепты лака, свои краски, образы, свой стиль. Когда Пикассо спросили, почему так дорого стоит портрет, который он написал за минуту, он ответил: «Я рисовал его 45 лет».
«&»: Некоторые до сих пор считают, что на волну мирового успеха вас вынесла именно раскрученная президентом Горбачевым фамилия, а дальше просто повезло. А если бы у вас была другая фамилия?
Ю. Г.: Я уверен, что все равно достиг бы успеха, разве что с другой скоростью. Популярная фамилия, ничем изнутри не подкрепленная, долго продержаться не даст. Не фамилия роль сыграла, свой успех я выстроил сам. Никто мне никогда не помогал, это видимость. Когда приходит случайная удача, как выигрыш в лотерее, ты все равно ее потеряешь, она не закрепится, не будет повторяться постоянно, потому что не подкреплена твоими усилиями. Победа над собой — самый главный успех для меня. У Билла Клинтона брат музыкант. С такой фамилией слава могла быть обеспечена до конца жизни. Но на его концерты никто не ходит, потому что он бездарный музыкант. Лет десять назад у меня была выставка в Лондоне в одно время с принцем Чарльзом в той же галерее. Он рисует пейзажи, дворцы и время от времени их выставляет. Было восемь его акварелей и семнадцать моих обычных работ. У меня купили тринадцать, у него — ни одной, хоть он и принц Чарльз. Англичане не смотрят на то, что ты важная персона или чей-то родственник. Для них существенны талант, уникальность. Меня признали и оценили. И это уже успех моего имени, которое я сам честно заработал.
«Побеждает только позитив»
«&»: Как вы могли предугадать, что картины именно в такой технике и стиле будут востребованы американским рынком?
Ю. Г.: Сначала я интуитивно почувствовал, что американцам не нужен депресняк. Ни в искусстве, ни в поведении. У американцев существует готовый образ русского: русский человек — это ходячая проблема, и это сразу видно по его затылку. Американцы не хотят иметь дело с тем, кто ноет, плачется, чего-то просит. Они правы. Просить там ничего нельзя. Я решил найти такой путь, чтобы давать, а не брать, тогда и сам больше получишь. Наверное, я стал первым русским, который никогда не создает никаких проблем. В творчестве сделал себе имидж — яркость, контраст, никакой депрессии. И обязательно нести в себе много позитивной энергии. Даже в Библии сказано: уныние — грех.
«&»: На арт-рынке дорого стоит не только талант художника, но и его умение себя правильно подать и продать. Озабоченность своим успехом в данный момент и рыночной ценностью не мешает чистому творчеству?
Ю. Г.: Талант имеют многие, но его еще надо уметь рационально использовать. И если ты не поставишь свой талант на коммерческую основу, то успеха не добьешься, твои работы никто не купит. Я сам работы не продаю. Этим занимаются мои арт-дилеры — 48 галерей США. Но я сам набираю дилеров, руководствуясь прежде всего критерием, что человек, который продает мои картины, должен излучать успех, должен любить мои работы. Тогда эта любовь передастся покупателю, и он захочет приобрести то, что, может, раньше не хотел.
Но я и сам люблю неадекватно себя подать, используя скрытые ресурсы, если представляется такая возможность. Например, когда я должен был подарить свою картину Белому дому, я знал, что в американской прессе подшучивают над тем, что Хиллари Клинтон разговаривает с умершими, которые ей видятся или чудятся. Поэтому когда вручал работу, сказал примерно следующее: «Даря эту картину Белому дому, я надеюсь, что вы ее спасете, если вдруг что-то произойдет. Может, вы посоветуетесь с госпожой Рузвельт, что делать, если начнется пожар?» (когда в Белый дом попала бомба, жена Рузвельта спасла от пожара много полотен). На что Хиллари совершенно спокойно и рассудительно мне ответила: «Я еще с ней не говорила, но поговорю». Представляете? Это было невероятно! И произвело эффект бомбы. Рядом было много журналистов, и программа «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и четвертый национальный канал транслировали. Через три дня я продал сорок работ. Для меня это была безумная реклама!
«Остается только вечность»
«&»: Тот же Энди Уорхол говорил, что в детстве мечтал только о конфетах, а когда стал богатым и знаменитым, ими была набита целая комната. Он сделал вывод: «Если осмыслить происходящее, мой успех увенчал меня комнатой для конфет. Все зависит от того, какие мечты у тебя были в детстве». То, чего сейчас добились вы, совпало с вашими детскими мечтами?
Ю. Г.: Когда я в детстве слепил свою первую скульптуру (это была лошадка, такая игрушка из глины), моя бабушка сказала: «Делай много таких лошадок и станешь богатым и знаменитым художником». Лошади и сейчас мои любимые животные, они постоянно фигурируют в моих работах. Ну, и остальное все получилось: признание, успех, материальная независимость. Так что можно сказать, что чудеса бывают. Самая удивительная вещь, произошедшая со мной, — это признание моих работ. Никогда бы не поверил, что они будут продаваться в Европе и Америке и так дорого стоить. Для меня это почти нереальное ощущение. Я всегда любил удивлять. Жизнь такая короткая, в ней должно быть больше праздничного. Многие, кто меня знал, должно быть, удивились тому, что я живу в Америке, чем занимаюсь. Некоторые разочаровались — они считали, что у меня другой талант. Но я думаю, в чем бы талант не проявлялся, главное — достичь в этом мастерства, которое будет удивлять и притягивать. Еще мне всегда нравилось внимание других людей ко мне — теперь у меня этого внимания сколько угодно.
«&»: А какие у вас отношения с вечностью, на благосклонность которой надеется каждый выдающийся художник?
Ю. Г.: Все мечтают оставить след в веках. Даже звезды шоу-бизнеса понимают, что через 200 лет никто не будет помнить их песни-танцы, а картины останутся. Поэтому рисуют и Пол Маккартни, и Мик Джаггер, и Андрей Макаревич… Для меня лично главное, что я попал в свою стихию — живопись. И, думаю, через полвека я написал бы то же, что и сейчас. Борис Эйфман, замечательный хореограф из Петербурга, очень популярный сейчас в Нью-Йорке, сказал мне, когда увидел мои работы вживую, что испытал чувство, близкое к зависти: балет существует до тех пор, пока его танцуют, как и его постановщик. А художник, если он значительный и признанный, — означает большой шанс остаться в веках. У меня это вызывает оптимизм. Мне хотелось бы продлиться в своих работах.
Досье художника, единственного в своем роде Родился в 1948 г. в с. Угловка под Новгородом (Россия). Образование: окончил керамический техникум в Боровичах; философский факультет Ленинградского госуниверситета; отделение живописи и графики Одесского педагогического института. Карьера: до 1990 г. участвовал в выставках в музеях, институтах культуры и галереях СССР, был членом Союза художников СССР. 1991 г. — переезд на постоянное место жительства из Одессы в Нью-Йорк. С 1994 г. — постоянный автор ежегодной рождественской рекламы водки «Столичная» и «Абсолют», которая регулярно появляется в крупнейших журналах мира: Time, Elle, Vogue, American Foto. Сейчас его персональные выставки проходят по всему миру: в Европе, Азии, Австралии, США, Японии. Работы художника находятся в собраниях Лувра, Московского музея современного искусства, Музея ООН, музея Белого дома, Национального художественного музея Украины, в личных коллекциях представителей мировой элиты шоу-бизнеса, политики, спорта: четы Клинтонов, Михаила Горбачева, Арманда Хаммера, Михаила Барышникова, Эдварда Кеннеди, Марчелло Мастрояни, Аллы Пугачевой, Романа Виктюка, Дольфа Лундгрена, Брук Шилдс, Андре Агасси и др. Стоимость работ — от $3 тыс. до $200 тыс. Летом 2006 г. презентовал в Киеве и Одессе свою книгу воспоминаний «Азбука успеха». 2 октября откроется персональная выставка Юрия Горбачева в Киеве (галерея Da Vinci). Живет и работает в Нью-Йорке. Имеет недвижимость в США, на Бали, в Одессе. Воспитывает троих сыновей.
Выражаем благодарность компании Fortis communication group и галерее Da Vinci за помощь в организации встречи.