Site icon Companion UA

Мы наш, мы новый мир построим…

Правительство решило вплотную заняться перераспределением имущества и собственности страны. Главный инструмент перераспределения — госбюджет 2007 г. Этим документом планируется переформатировать основные акценты в налоговой политике: доходы бюджета обеспечат импортеры.


Законопроект «О государственном бюджете Украины на 2007 г.» можно с успехом назвать также законом о специальных экономических зонах, законом о рентных платежах, малым налоговым кодексом Украины и госпрограммой приватизации. Все, что правительство хотело, но не успевало изменить в экономическом законодательстве до принятия госбюджета, оно вместило в этот законопроект.


Для начала о макропоказателях. По сравнению с ненешним годом госбюджет-2007 увеличится почти на 15 млрд. грн. Учитывая запланированный в проекте рост ВВП (6,5%), а также уменьшение доли перераспределения произведенного продукта через налогово-бюджетную схему с 36 до 30,2%, экономический рост сможет обеспечить лишь половину прироста госбюджета. Остаток роста обеспечит, судя по всему, инфляция (планируется на уровне 7,5%). Впрочем, такие явления, как уплата налогов наперед и задержки с возмещением НДС, чтобы покрыть кассовые разрывы, также не исключены.


Еще один сюрприз — размер средств, которые предполагается получить от приватизации: 10,02 млрд. грн. — это плановый рекорд для Украины. Покрыть это хотят за счет продажи 479 предприятий (дополнение к законопроекту №11). Прежде всего речь идет о таких предприятиях, как «Сумыхимпром», авиакомпания «Национальные авиалинии Украины». В список также попали сахарные и рыбные заводы, предприятия метростроя, автотранспортные компании. Немало предприятий, интересных покупателю, находятся в Киеве, прежде всего — земля под новостройки. В список попало даже черниговское стратегическое предприятие «ЧеЗаРа», которое в советское время производило приборы для военно-промышленного комплекса и космической отрасли. Также подготовлен список из 48 предприятий, которые должны быть вычеркнуты из списка объектов, не подлежащих приватизации (в основном это полиграфические предприятия, судостроительные заводы, а также отельный комплекс «Дніпро»). Сомнений в том, кто будет первым претендентом на их покупку, у экспертов не возникает.


Изюминка законопроекта — статья. 9: специальные экономические зоны таки возвращаются. Те, кому удастся пробиться на «СЭЗ-острова», смогут насладиться, во-первых, инвестиционным налоговым кредитом по налогу на прибыль. Вопросы «Что это такое?» и «Как это будет администрироваться?» — отданы на откуп Кабмину. Во-вторых, ввоз оборудования и комплектующих для участников СЭЗ планируется освободить от ввозной пошлины на два года. В-третьих, предусмотрена возможность 90-дневной отсрочки по уплате ввозного НДС и ввозной пошлины (если в течение этого срока произошел реэкспорт, НДС и пошлина не платятся). Правда, последняя льгота не распространяется на товары 1-24-й групп УКТ ВЭД (продукты питания) — видимо, авторы документа хорошо помнили разговоры двухлетней давности о том, как донецкая ТПР стала воротами для контрабандного ввоза мяса в Украину.


Государство будет поддерживать экспортеров, но доходы бюджета обеспечит импорт. Правительство планирует переформатировать основные акценты в налоговой политике (см. таблицу): исходя из планов налоговых поступлений налоговую поддержку бюджета следующего года должны будут обеспечить импортеры. В частности, по сравнению с прошлым годом снижаются планы поступлений от налога на прибыль и акциз с произведенных в Украине товаров, зато серьезно растет план по сбору НДС, ввозной пошлине и акциз на импортируемые товары. Частично эту тенденцию можно объяснить проблемами с выполнением упомянутых налогов в первом полугодии 2006 г. (в частности, недовыполнение по налогу на прибыль составило 1,4 млрд. грн.). Наибольшие опасения здесь вызывают планы по увеличению на 12,3 млрд. грн. поступлений от НДС. И это при том, что в августе ГНАУ начало ужесточение процесса возмещения НДС, а как результат — начался рост задолженности по возврату этого налога.


Плохие новости и для желающих обновить свои основные фонды. Сейчас предприятие, отремонтировав любую их часть — от здания до компьютера, может сразу отнести ремонтные расходы (до 10% от всей балансовой стоимости основных фондов) на свои валовые затраты. Таким образом, если предприятие владело зданием, то для него не составляло проблемы отремонтировать компьютер. Теперь же авторы законопроекта предлагают 10% отсчитывать по каждой амортизационной группе, соответственно объем ремонтных расходов, которые можно отнести на валовые затраты, серьезно уменьшается, особенно по II-IV амортизационным группам.


Одна из болевых точек вступления Украины в ВТО — снижение пошлин на экспорт металлолома. С одной стороны, нужно снижать пошлины, с другой — сберечь дешевое сырье для металлургии. Авторы законопроекта решили «соригинальничать»: п. 8 ст. 9 законопроекта предлагает отменить НДС на поставки черного и цветного металлолома. Таким образом совершается попытка обойти требования ВТО и оставить металлолом в стране даже при сниженных экспортных пошлинах. Возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте также отменяется (НДС в стране экспорта все равно придется заплатить), экспорт становится невыгодным.


Поддерживать экспорт (прежде всего металлургов) правительство планирует и валютным курсом. Среднегодовой курс гривни к доллару должен составить 5,1 грн. за $1, а к концу 2007 г. может подрасти до 5,15-5,2 грн. за $1.


Продолжается и реформирование системы уплаты ренты с добычи энергоносителей. В прошлом году была введена двухступенчатая шкала ставок ренты на добычу в зависимости от глубины скважины (если глубина до 5000 м — рента выше). В бюджете следующего года планируют разницу между этими двумя ставками значительно расширить. Например, если сейчас рентный платеж с добычи 1 т нефти составляет 876,17 грн. и 550 грн. (ниже и выше 5000 м), то в следующем году их размеры планируется изменить до 1090 грн. и 404 грн. соответственно. Официально государство пытается увеличить добычу нефти и газа с больших глубин, неофициально — это способ минимизировать затраты добытчиков.


Авторов не смущает, что многие из статей основного текста бюджета напрямую влияют на его доходную часть, а значит, противоречат ст. 27 Бюджетного кодекса Украины (такие изменения должны быть приняты и официально опубликованы до 15 августа текущего года). Есть риск, что госорганы просто не успеют привести свои подзаконные акты в соответствие с бюджетом, следовательно, Украину опять ожидает хаос сразу в нескольких важнейших экономических сферах. 







Какие ключевые отличия бюджета-2007 от предыдущего?


Валерий Геец, директор Института экономического прогнозирования НАН Украины:
— Предложенный правительством проект государственного бюджета на 2007 год принципиально отличается от двух предыдущих в лучшую сторону своей переориентацией со стимулирования потребительского спроса на стимулирование инвестиционного спроса. Если мы вернемся к уровню перераспределения ВВП через сводный бюджет на уровне 30,2% с нынешних 36%, как это предлагается в проекте госбюджета-2007, то стимулируем ускорение роста экономики и создание новых рабочих мест. Ведь продолжение проводимой два с половиной года бюджетной политики опережающих социальных расходов по сравнению с темпами экономического роста — это путь в никуда. Хотя предусмотренный в проекте госбюджета рост реальных доходов населения на 12-13%, несмотря на существенное снижение по сравнению с предыдущими годами (при прогнозе темпов роста ВВП на 6,5%), все равно является достаточно опасным.


Конечно, есть риск того, что абсолютно логичная попытка стимулировать инвестиционный спрос и обеспечить экономический рост может привести к росту импорта. Поэтому возникает проблема защиты внутреннего рынка. Для экономики (а значит, и для выполнения бюджета) сохраняются и другие серьезные риски — мы опять получаем новую ценовую ситуацию на энергоносители. Ведь предельная возможность экономики адаптироваться с каждым увеличением цены энергоносителей сокращается.


Виктор Пинзеник, экс-министр финансов:
— Єдиний жест щодо зменшення податкового навантаження, запропонований новим урядом у проекті державного бюджету на 2007 рік, — це зниження на 0,3% обов’язкового збору з купівлі-продажу валюти. Скорочення відрахування прибутку держпідприємств з 50 до 15% не можна назвати зниженням податкового навантаження, оскільки це взагалі не податок, а доходи держави як власника. Натомість є спроба підмінити податкову реформу зниженням податків для «обраних» — так звані вільні економічні зони та території пріоритетного розвитку, де право не сплачувати податки отримують лише вибрані суб’єкти господарювання. Відкриття ВЕЗ призведе до втрати бюджетом майже 12,5 млрд. грн.


У таких умовах серйозну стурбованість викликає бажання уряду суттєво збільшити дефіцит бюджету. Тим більше що покривати його збираються за рахунок запозичень. Згідно з попередніми розрахунками розмір запланованих новим урядом видатків бюджету вже складає майже 14 млрд. грн., а ресурс бюджету — 2,5 млрд. Отже такий бюджет неможливо буде виконати в умовах відновлення податкових пільг.


Стосовно інвестиційних проектів, на які планується спрямувати суттєві кошти, то контроль за такими проектами забезпечити практично неможливо. Тому насправі подібне інвестування означатиме фінансування приватного бізнесу та відновлення сумно відомої системи «відкатів».

Exit mobile version