Сегодня закрепить благоприятную карьерную ситуацию, оберегая ее всеми доступными методами, невозможно по сути. Нужно обязательно двигаться вперед. Это принцип успешных топ-менеджеров.
Случаев, когда руководитель компании, уверенно занимающей лидерские позиции на рынке, не просто покидает ее, а переходит на предпринимательские «хлеба», пока в Украине не так много. Именно поэтому перемены в руководстве группы маркетинговых коммуникаций «АДВ Украина», объявленные 1 сентября, не остались незамеченными. Дабы развеять слухи и опровергнуть домыслы, вращающиеся на рынке, мы решили узнать точку зрения и оценку событий у самого Александра Горлова, экс-руководителя группы.
А. Г.: Да. Я пошел работать в рекламное агентство BBDO в Москве, формально еще считаясь студентом последнего курса института. Заранее написал дипломную работу и тем самым освободил себе целый год. Поработал в BBDO, потом в Saatchi. В конце 1994 г. пришел в АДВ на этапе ее создания. Собралось четыре человека во главе с Дмитрием Коробковым, которые хотели создать агентство.
В 1999 г. АДВ решила расшириться и выйти за пределы России. Так я приехал в Киев, чтобы организовать работу Lowe Adventa, креативного агентства группы. А в конце 2001 г. уже стал директором всей группы в Украине.
«&»: С Дмитрием Коробковым вы не только вместе начинали, но и проработали 12 лет. Вы обсуждали с ним свое нынешнее решение? Как он отнесся к нему?
А. Г.: По-моему, Дмитрий отнесся к моему решению с пониманием. Пожелал успехов и написал, что готов сотрудничать со мной в будущем.
«&»: Вы уходите из рекламного бизнеса?
А. Г.: Нет. Бизнес этот мне интересен, я его знаю, рынок растет. Я остаюсь в отрасли, но буду заниматься развитием собственного бизнеса. Не готов пока говорить о деталях, но это будет несетевое агентство полного цикла — в новой трактовке и интерпретации.
«&»: Чем вас не устраивала позиция топ-менеджера большой компании, фактически холдинга?
А. Г.: Прежде всего отсутствием возможностей для роста — карьерного, материального. Можно было бы расти вместе с холдингом, но он по своим показателям уже вышел на первые позиции в Украине. Добиваться чего-то большего уже стало сложно. Было ограничение и по зарплате. Я не был совладельцем бизнеса, и соответственно мне платили столько, сколько могли платить хорошему наемному сотруднику, никак не больше. Не устраивала и ограниченная самостоятельность в принятии решений. Мне нужно было согласовывать многие свои решения, концепцию развития с акционерами, руководителями группы. Не скажу, что это плохо. Просто иногда меня тяготило, что я не мог сделать то, что хотел, и считал нужным для бизнеса.
Определенный период времени я реализовывался как руководитель, достигал каких-то целей. Но потом понял, что достигнут «потолок», необходимо было изменить качественное состояние.
«&»: Факторы, о которых вы говорите, существовали давно. Но почему свое решение вы приняли именно сейчас?
А. Г.: Безусловно, сказались перемены в руководстве группой АДВ. У новых руководителей есть свое видение развития бизнеса, у меня оно несколько отличалось. Но это не главная причина. Более существенно то, о чем я уже сказал.
«&»: Желание самореализоваться у вас связано только с бизнесом? В жизни вы спокойный человек?
А. Г.: Достаточно спокойный. Но я и на собственном опыте, и на опыте других убедился, что, к сожалению, никогда нельзя зафиксировать ту хорошую ситуацию, которая существует в какое-то время в жизни. Если вы чего-то достигаете и думаете: «Этого я хотел достичь, а теперь буду такую ситуацию удерживать», то это всегда заканчивается падением. Если вы хотите более-менее сохранить то, что имеете, то должны пытаться достичь чего-то большего. Устойчивость есть только в движении. Это как езда на велосипеде, которая, кстати, мне очень нравится.
«&»: За время работы в Украине вы наверняка сформировали свою команду, круг близких людей. Вы намерены с ними работать дальше или для вас забирать людей, когда вы уходите из компании, невозможно?
А. Г.: Вы знаете, это вопрос бизнес-этики. Несмотря на то что у меня действительно есть, как вы сказали, круг близких коллег, но есть и определенные обязательства этического характера перед АДВ. Кроме того, отсутствует желание, которое возникает у некоторых в подобной ситуации, — показать: вот я ушел, теперь у вас все пойдет прахом. АДВ — компания, которая для меня очень много сделала. Тот факт, что я проработал в ней 12 лет, говорит о том, что она все это время меня устраивала и давала что-то новое. Поэтому есть у меня и моральные обязательства перед этой компанией. Я ни коим образом не хочу подрывать ее бизнес.
«&»: Группа «АДВ в Украине» сейчас будет управляться достаточно специфическим образом — фактически квартетом руководителей отдельных бизнес-направлений. На ваш взгляд, это будет эффективная схема или все же лучше, чтобы она была пирамидальная, когда есть человек, стоящий «сверху»?
А. Г.: Об этом уже могу судить только как сторонний наблюдатель. Я считаю, что рано или поздно руководитель должен появиться. Поэтому нынешняя схема управления может рассматриваться как временная.
А. Г.: Павел Сидоров раньше отвечал за финансовые и коммерческие вопросы. Он за них и продолжает отвечать. А должность Дмитрия Коробкова была замещена двумя людьми. Его функции разделены между Колином Миллзом и Ириной Васениной.
«&»: Колин Миллз раньше работал в России, но уехал еще в 2000 г. Есть ли смысл сейчас приглашать иностранцев на руководящие позиции в рекламе в России, Украине? Что они могут принести?
А. Г.: Вы знаете, на самом деле — есть. Раньше иностранцев в рекламу брали для того, чтобы внести определенные международные стандарты в обслуживание клиентов, производство креатива, оказание рекламных услуг. Сейчас же их приглашают для того, чтобы принести международные стандарты в систему управления. Колин Миллз занял высшую управленческую позицию. Поскольку холдинг стал достаточно большим, вопрос оптимизации управления им приобрел актуальность. Поэтому и решили воспользоваться иностранным опытом.
«&»: Сейчас во многих агентствах происходят перемены: меняются структуры, руководители. На ваш взгляд, это является следствием или проявлением каких-либо качественных глобальных перемен на рекламном рынке?
А. Г.: То, что люди приходят и уходят, естественный процесс. Так всегда было — и будет. Структуры меняются потому, что владельцы больше задумываются о повышении эффективности своего бизнеса. Многие рекламные структуры стали настолько большими, что часто стоит задача даже не их оптимизации, а сохранения управляемости.
Пока все развивается так, как должно. В близкой перспективе нас ждут перемены, связанные с тем, с чем уже столкнулись на Западе. Там рекламный рынок проходит переломный этап. Связан он с изменением потребления СМИ, появлением новых каналов маркетинговых коммуникаций, развитием интерактивности.
$700 млн. обслуживаемых бюджетов «АДВ Украина» является частью группы маркетинговых коммуникаций АДВ, крупнейшей рекламной группы не только в России, но и СНГ. В ее составе 26 агентств в России, Украине, Беларуси, Молдове, Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Среди них сетевые агентства, аффилированные с международными коммуникационными холдингами Interpublic Group (креативные Lowe Adventa и McCann Erickson Russia, медиа-агентства Initiative и Universal McCann, BTL — BrandNew Momentum, TMA Draft, PR-агентство — PRP Weber Shandwick и др.) и Havas (Media Planning Group, MPG), а также независимые компании. Объем обслуживаемых клиентских бюджетов в 2005 г. — $700 млн. Основатель группы — Дмитрий Коробков. В июле 2006 г. он оставил пост президента группы и остался только председателем совета директоров. Президентом стал Павел Сидоров, с момента основания группы занимавший пост вице-президента по финансам. Заместителем председателя совета директоров по развитию бизнеса назначена вице-президент Ирина Васенина. Генеральным директором — Колин Миллз. В состав группы «АДВ Украина» входят медиа-агентства Initiative, MPG; креативные агентства Lowe&Partners Kiev, Adventa Communications; агентства маркетинговых услуг ТМА Draft, BrandNew, Impacto и Easy Solutions, а также PR-агентство PRP Weber Shandwick Worldwide. C 1 сентября работой группы в Украине руководит команда топ-менеджеров. Колин Миллз — президент всей группы АДВ, Эрнест Арутюнян — президент по медийным операциям, Инна Юрченко — вице-президент по маркетинговым услугам, Ирина Лысенко — директор по финансам, Елена Кустова — вице-президент по креативным услугам.