Site icon Companion UA

Контроль высокого напряжения

Президент Леонид Кучма Указом «О мерах по повышению эффективности управления электроэнергетическим комплексом» (от 23 января 2004 г.) дал старт структурной перестройке этой отрасли. Данным указом правительству дается распоряжение создать НАК «Энергетическая компания Украины», 100% акций которой будут закреплены за государством. В уставный фонд мегакомпании попадут госпакеты акций ОАО отрасли, а также 100% акций в дальнейшем корпоратизированных компаний «Укрэнерго», «Укринтерэнерго». Причем президент, судя по всему, не намерен затягивать процесс создания компании. Об этом свидетельствует и тот факт, что организационно-хозяйственные полномочия по управлению «Укрэнерго» и «Укринтерэнерго» будут переданы энергокомпании еще до корпоратизации указанных предприятий.

Данный указ президента эксперты расценивают как попытку власти поставить под свой контроль интересы украинских финансово-промышленных групп, занятых энергоемким производством (черная металлургия, трубная промышленность). Во-первых, указ ставит точку в лоббировании украинскими ФПГ вопроса о продолжении приватизации облэнерго. Во-вторых, он направлен на более четкое структурирование рынка и централизацию управления госпакетами энергопредприятий. А это невыгодно группам, которые владеют энергораспределяющими компаниями (прежде всего эсдекам, не теряющим надежду доказать право собственности на спорные с К. Григоришиным облэнерго, и группе В. Пинчука).

В то же время, по мнению эксперта центра социальных исследований «София» Владимира Лупация, «данная инициатива президента может помочь обезопасить крупных энергопотребителей от массовой скупки энергоактивов иностранным капиталом, дать украинским ФПГ тайм-аут для консолидации сил перед дальнейшей борьбой за контроль над электроэнергетикой. Иначе, судя по стратегии развития российского ТЭК, к нефтегазовой зависимости Украины от Москвы может добавиться зависимость и электроэнергетическая». Соответственно Владимир Лупаций прогнозирует, что в ближайшее время отечественными бизнес-элитами на рынке электроэнергии будут руководить два мотива. С одной стороны, это будут попытки сопротивления новым источникам контроля и влияния на ценообразование. С другой – попытки принять участие в дележе собранного воедино энергорынка. Эксперты не исключают, что созданная компания может попасть под контроль ряда заинтересованных ФПГ. Среди них можно выделить донецкую группу, которая давно проявляет интерес к электроэнергетическому бизнесу. Тем более что среди потенциальных кураторов создания данной компании эксперты называют «продонецких» Олега Дубину (президент возложил ответственность за исполнение указа на СНБОУ) и вице-премьера по вопросам ТЭК Андрея Клюева.

По мнению политолога Алексея Гараня, создание нового монополиста в топливно-энергетическом комплексе может свидетельствовать и о попытках власти централизовать накануне президентских выборов контроль над финансовыми потоками отрасли. «Подобные попытки, – отмечает политолог, – имели место и накануне парламентских выборов 2002 г. Можно вспомнить протесты оппозиции по поводу сведения нефтепроводов Украины в ОАО «Укртранснефть» в 2001 г.». При этом могут пострадать прежде всего главы облгосадминистраций, которые зачастую «кормятся» с областных энергораспределяющих компаний.

Эксперты не исключают, что в реформировании рынка электроэнергии украинская власть попытается пойти российским путем (концепция Грефа-Чубайса), и соответственно созданная энергокомпания станет в будущем вертикально-интегрированной. В то же время говорить о начале системных преобразований в украинской электроэнергетике пока не приходится. До сих пор не принята энергетическая стратегия государства, не созданы механизмы контроля за ее реализацией. А значит, направления дальнейшего развития электроэнергетики (равно как и других отраслей ТЭК) в краткосрочном и даже среднесрочном периоде, как и прежде, будут определяться на кулуарном уровне.

Появление монополиста на рынке электроэнергии, по мнению эксперта Института экономических исследований и политических консультаций Ивана Полтавца, не решает главной задекларированной властью задачи – повышения эффективности управления госпакетами энергокомпаний. «Чтобы повысить эффективность работы отечественной электроэнергетики, целесообразно было бы не консолидировать пакеты генерирующих мощностей в одних руках, а начать приватизацию генерирующих мощностей прежде всего теплоэнергетики», – считает эксперт. В таком случае усилилась бы конкуренция, повысилась прозрачность процессов производства и распределения электроэнергии.

Exit mobile version