Site icon Companion UA

Ориентация на дезориентацию

При подготовке Основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 г. НБУ попытался внедрить ряд позитивных новаций, чтобы повысить ценность документа для широкого круга потребителей финансовой информации. Но, изучив его, эксперты считают, что при составлении финпланов существенно урезать раздел «монетарные риски» еще рановато.


Несмотря на то, что Основные направления денежно-кредитной политики (далее — Основные направления) являются главным монетарным документом страны, его реальная полезность для участников рынка в последние годы была невелика. Декларативность и двусмысленность формулировок, наличие противоречий между разными целями и задачами, краткосрочный горизонт оглашения целевых ориентиров — вот далеко не полный перечень «фишек», которые не позволяли субъектам экономики полноценно использовать этот документ при составлении финансовых планов. Понимая это, в Национальном банке наконец-то решили несколько отойти от устоявшихся догм и концептуально усовершенствовать документ. Стремление, по мнению экспертов, весьма похвальное, вот только с исполнением задуманного пока вышло не очень.


Главной изюминкой Основных направлений на 2007 г., поданных 15 сентября в парламент, стало оглашение хоть каких-то ориентиров монетарной политики на среднесрочный период. Ведь без этого крайне сложно рассчитывать возможные результаты долгосрочных вложений. В документе, в частности, указывается, что, «учитывая перспективы развития Украины, повышение цен на энергоносители и ряд других факторов», среднесрочный ориентир по инфляции составляет «приблизительно 9% с постепенным снижением». Однако в документе ничего не сказано о том, какой период НБУ подразумевает под «среднесрочным» — 3 года, 5 лет? А ведь от этого зависит и возможная траектория «постепенного снижения» инфляции. К слову, за скобками остался и вопрос о скорости такого снижения, а также уровень инфляции, который в Нацбанке считают пороговым и ниже которого даже в долгосрочной перспективе инфляцию видеть не хотели бы.


Кроме того, среднесрочный инфляционный ориентир не совсем стыкуется с аналогичным ориентиром на 2007 г., который в этом же документе установлен на уровне 7,5%. Именно такой прогноз инфляции заложило в бюджет правительство. Однако на сегодня вряд ли кто из экспертов возьмется подтвердить этот прогноз. Тем более когда будущая цена на газ остается неизвестной. В принципе, даже в странах с развитой демократией правительственные прогнозы в силу политических факторов часто выглядят чересчур оптимистичными. Альтернативой таких прогнозов всегда выступает более консервативный прогноз центробанка, который, как правило, не подвержен политической конъюнктуре. К сожалению, НБУ, также имея юридически независимый статус, пока в части прогнозов не особо спешит им пользоваться.


Между тем для финансистов важна не только конечная цель центрального банка, но и его промежуточные ориентиры, опираясь на которые НБУ принимает решения. Ведь зная о таких «маяках», можно заранее спрогнозировать возможные монетарные решения властей и тем самым быть готовым к смене ситуации на финрынке. В этом плане Основные направления особой ясности также не несут. В них, как и ранее среди факторов, которые Нацбанк будет учитывать при принятии решений, указаны чуть ли не все из существующих макроэкономических и монетарных показателей. Впрочем, не внеся большей определенности, НБУ в то же время в этом вопросе несколько снизил неопределенность. В частности, в документе написано, что «рост денежной массы не является монетарной целью, и отклонения от нее не требуют автоматической коррекции политики, а является поводом для более внимательного и детального анализа».


Среднесрочный ориентир по приросту денежной массы в Основных направлениях установлен на уровне 25-35%, что гораздо меньше, нежели в большинстве предыдущих лет. Соответствующий ориентир на 2007 г. составляет 28-33%. Интересно, что по монетарной базе в отличие от предыдущих аналогичных документов ориентиров ни на 2007 г., ни на среднесрочный период не указано. Да и как их можно высчитать, если не понятно, как в будущем году будет формироваться денежное предложение.


В предыдущие годы все было просто. Предложение валюты на рынке настолько превышало спрос, что НБУ выкупал большие объемы долларов и тем самым впускал в систему гривню. В этом году ситуация поменялась, и через операции на валютном рынке уже идет не выпуск, а изъятие денег из обращения. Недостающие объемы ликвидности банков НБУ компенсировал за счет уменьшения нормативов обязательного резервирования. Но эти нормативы на сегодня уже достаточно низки. И если в будущем году ситуация на валютном рынке не изменится, даже трудно спрогнозировать, как НБУ будет обеспечивать денежное предложение. Ведь механизмы рефинансирования развиты слабо, а для операций на открытом рынке нужен ликвидный рынок внутренних госбумаг, которого нет. Возможно, именно поэтому в Основных направлениях совет НБУ подчеркивает «необходимость постепенного перенаправления механизма обязательного резервирования как рычага влияния на ликвидность банковской системы, на рычаг регулирования интенсивности процесса мультипликации денег».


Куда больше монетарных агрегатов субъектов экономики интересует возможная динамика валютного курса. Сразу отметим, что среднесрочные ориентиры по курсу в документе не содержатся. И это неудивительно, поскольку «приоритет в денежно-кредитной политике постепенно будет смещаться к обеспечению ценовой стабильности, которой будет подчинена политика валютного курсообразования, которая станет более гибкой». Возможно, первый шаг к этой гибкости будет сделан уже в будущем году — на 2007 г. ориентир по обменному курсу гривни к доллару установлен в пределах 4,95-5,25 грн./$, что шире, нежели показатели, заложенные на 2006 г. (5,0-5,20 грн./$).


В текущем году даже минимальной реальной гибкости курса не наблюдалось. Главным образом это было связано с желанием НБУ сохранить хотя бы курсовую стабильность в условиях перманентной политической нестабильности. Однако кто может гарантировать политическую стабильность в будущем году? Поэтому усиление гибкости курса в 2007 г. еще вилами по воде писано. И не только это, но и все остальное, что написано в Основных направлениях. Причина проста: хоть документ и поступил в парламент, он не прошел необходимую процедуру утверждения. Согласно Конституции, Основные направления должен утверждать совет НБУ. А этот орган еще в июле утратил дееспособность из-за того, что у нескольких его членов истек срок полномочий и теперь не набирается кворума для принятия решений. Дабы совет Нацбанка снова стал дееспособным, Верховна Рада должна назначить новых членов совета вместо выбывших. Ну, а от того, кто войдет в совет НБУ, может поменяться и политика Нацбанка. Ведь при любых раскладах этот орган скорее всего не обойдется без пополнения из Партии регионов. А ее представители уже не раз заявляли о том, что неплохо бы было девальвировать курс гривни. Поэтому в данном вопросе все будет зависить от того, удастся ли совету НБУ сохранить независимость от политического влияния. 







Чего вы ожидаете от политики НБУ в 2007 году?


Андрей Онистрат, управляющий киевской областной дирекцией АКБ «Укрсоцбанк»:
— Убежден, что следующий год для НБУ пройдет под знаменем стимуляции отечественного товаропроизводителя и экспортера, что будет выражаться в плавной девальвации национальной валюты. Сдерживать эти процессы станет активный приход в экономику иностранных инвестиций. Прежде всего речь идет о розничной торговле, банковском секторе, земле и, вероятно, строительстве. Приход инвестиций в страну окажет ревальвационное влияние на курс гривни. С одной стороны, возможные всплески ревальвационных процессов будут активно сдерживаться НБУ путем выкупа излишней валюты, а с другой — Нацбанк станет взвешенно стимулировать девальвацию.


Полагаю, что в 2007 г. НБУ будет вынужден задуматься над тем, как регулировать действия банков-нерезидентов на территории страны. Это касается как непосредственно банков-нерезидентов, так и тех финучреждений, которые не носят этого статуса, но фактически управляемы нерезидентами. Их влияние на банковский сектор и экономику страны будет настолько значимым (допускаю, что доля иностранного капитала в банковском секторе Украины по итогам 2007 г. может достичь 50%), что может вызвать актуализацию вопроса о соответствии этих процессов принципам национальной безопасности и в конечном итоге вынудить НБУ урегулировать его.


Сергей Алексеенко, заместитель председателя правления банка «Контракт»:
— Насколько это возможно — простоты, прозрачности, стабильности; чтобы действия НБУ по своему характеру отличались от непредсказуемых и хаотичных других внешних факторов, влияющих на политику коммерческих банков. Потому как «постепенное перенаправление механизма обязательного резервирования на рычаг регулирования интенсивности процесса мультипликации денег», о котором говорит НБУ, в реальности выглядит как ежемесячное изменение условий и ставок резервирования.


Основным новаторством политики НБУ-2007 станет режим инфляционного таргетирования, который в НБУ широко рекламируют в последнее время. Несмотря на удачный опыт других государств, наша страна к таким экспериментам, очевидно, пока не готова — в связи с недостаточной развитостью рынков, инструментов хеджирования, монетарных инструментов и т. п. Это никого в Нацбанке почему-то не смущает. Целями НБУ скорее должны были быть развитие тех самых рынков и инструментов, подготовка и создание условий для введения «плавающего» курса — то есть создание предпосылок для внедрения новаторских подходов. Пока что НБУ говорит о необходимости перехода к плавающему свободному курсу, но только лишь говорит. Реальных шагов пока что не сделано. Если так будет продолжаться, то свободно конвертируемая гривня у нас будет введена указом сверху, невзирая на степень готовности к этому.


Виталий Масюра, начальник казначейства «Дельта Банка»:
— Самое главное, чтобы политика НБУ была независимой от политических факторов, так как последние заявления представителей Кабинета министров о необходимости сотрудничества КМУ и НБУ в сфере курсообразования и денежной системы свидетельствуют о желании правительства оказывать влияние на данную сферу.


В 2007 г. основные действия НБУ будут направлены на стабилизацию, тем более в условиях очень широкого валютного коридора: 4,95-5,25 грн./$. Такой разброс обусловлен, с одной стороны, интересами экспортеров в более низком курсе гривни и, с другой стороны, необходимостью валютных заимствований правительства, что более выгодно при высоком курсе. А Нацбанк будет стараться сгладить возможные резкие колебания в ту или иную сторону. В этих условиях было бы эффективным сужение валютного коридора, обозначенного в Основных принципах денежно-кредитной политики НБУ, еще до принятия данного документа в Верховной Раде. Более точные цифры позволили бы инвесторам и финансовым аналитикам спрогнозировать важнейшие показатели на следующий год.


Было бы логичным со стороны НБУ ожидать нормативного урегулирования ряда важных вопросов: например, в сфере валютного контроля. Требуют также доработки документы, связанные с привлечением ресурсов на внешних рынках (это касается еврооблигаций, проблемы секьютеризации и т. д.).

Exit mobile version