Международный имидж государства логично строить, кроме прочего, на традиционных продуктах, неразрывно связанных с национальными традициями. Это позитивно сказывается не только на его репутации, но и на торговых возможностях.
В Украине создались условия для закрепления на рынке иностранных вин, поскольку отечественные производители ведут информационную войну. Недавно Украинский алкогольный конгресс совместно с Украинским центром по проблемам защиты прав потребителей и Киевским заводом шампанских вин обнародовали статистику: 90% вина отечественного производства по тем или иным критериям можно назвать фальсифицированным (оно может быть разбавлено малоценными продуктами, содержать консерванты, красители и т. п.). А ведь еще в прошлом году этот показатель составлял 80%. Темпы старения виноградников существенно превышают темпы посадки лозы: развитием виноградников занимаются лишь единичные компании. Представители концерна «Укрсадвинпром» считают подобные заявления необоснованными. По их данным, доля фальсифицированных вин составляет примерно 10%.
Вероятно, в Украине будет предпринята очередная попытка реформирования отрасли. Но даже если она будет достаточно успешной, стоит помнить о том, что к нашему рынку проявляют интерес целый ряд винодельческих стран. К примеру, полгода назад Украину посетили аргентинские производители во главе с представителем ихней ассоциации с предложением в перспективе завозить вино различных ценовых категорий. По данным ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», в первом полугодии 2006 г. импорт вин из Молдовы вырос более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Специалисты «Первого Национального Винодельческого Холдинга» сообщают, что за январь-июнь текущего года объем импортного вина в Украине вырос на 2,6 процентных пункта — до 9%.
По сообщению представителей посольства Грузии грузинское вино занимает четвертое место среди всего импортируемого в Украину вина после продукции из Чили, Молдовы и Италии, преследуя цель подняться выше.
Выход за привычные пределы
Первые инициативы, предпринятые президентом Грузии Саакашвили после его вступления на пост в январе 2004 г., были направлены на развитие винодельческой отрасли. С назначением нового руководителя профильного госоргана произошло реформирование отрасли, была проведена экспертиза производств, в результате чего четыре предприятия закрыли за несоответствие нормам. Началась борьба с фальсификатом, вино стали продвигать в других странах.
«Виноградарство входит в число главных приоритетов страны, потому что мы срослись с лозой, — говорит чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Украине Григол Катамадзе. — Были периоды, когда правительство не заботилось об этой отрасли, а посольства самостоятельно этим не занимались. Но это неправильно. Когда, например, Чили начала экспортировать вино, перед ее диппредставительствами была поставлена конкретная задача способствовать этому. Все вместе и результата добились быстро».
За последние два года Грузия пробилась за пределы постсоветского пространства (где ей не нужно зарабатывать репутацию как винодельческой стране) и вышла на рынки Европы и США. (В Америке уже продается 500 тыс. бутылок вина в год.) Достигнуты договоренности с Турцией, где очень жесткие условия ввоза алкогольной продукции — акцизный сбор составляет 75%. Там на 500 тыс. л ввозимого грузинского вина установили акциз в размере 25%, а еще на 500 тыс. л его вообще упразднили.
Грузины вышли с вином на японский рынок и вскоре будут на китайском. «Мы хотим работать везде, где есть потенциальный спрос. Интересна для нас и Корея, где увеличивается потребление вина. Там уже представлены все мировые производители вин за исключением Грузии, — сетует г-н Катамадзе. — Но, к сожалению, у нас там нет диппредставительства».
Закреплению на рынке Европы способствует то, что традиционным местным производителям сложно найти баланс между спросом и предложением (нереализованные остатки есть, к примеру, у французов и итальянцев). Виноделы просят временного госфинансирования, на что профильные госорганы идут неохотно, считая такой шаг временным и малоэффективным.
Праздник грузинского гостеприимства в чужой стране
В октябре в Киеве пройдет Фестиваль молодого вина, организатором которого будет посольство Грузии в Украине. Примечательно, что именно посольство выступило с такой инициативой. Оно самостоятельно пригласило к сотрудничеству ряд грузинских компаний и спонсоров. Обычно подобные презентации национальной винодельческой традиции организуют сами виноделы (поскольку это потенциально выгодно для их бизнеса) совместно с профильной национальной ассоциацией.
Как рассказал «&» г-н Катамадзе, за мероприятием стоит намного больше, чем просто презентация грузинского вина. Это вопрос национальной гордости. «Вино для грузина, как материнское молоко для младенца. Мы знаем, что с Божьей помощью появились на этой земле одновременно с лозой», — говорит дипломат.
Организаторы фестиваля изначально отказались от формата презентации и дегустации, когда все чинно ходят и пробуют продукт. Мероприятие задумано как массовое — праздник, театрализованное действо, которое отнюдь не ограничивается только виноделием. Выбрано соответствующее место проведения — этнографический музей под открытым небом в Пирогове (г. Киев), чтобы люди могли на весь выходной день окунуться в атмосферу гостеприимства Грузии.
Для создания настроения праздника продумано множество деталей, вплоть до специальных чанов для давления винограда старинным дедовским способом — ногами. Причем Григол Катамадзе настаивает, чтобы виноград завезли из Грузии. А попробовать давить его на сок смогут все желающие. Помимо вина, будет представлена национальная кухня, воссоздан процесс производства чачи. На праздник приглашены фольклорные и эстрадные грузинские исполнители. Ведь именно так, с песнями и гуляниями, грузины собирают урожай у себя на родине.
Время проведения фестиваля в Украине — за несколько недель до того, как в Грузии начнут собирать и давить виноград, делать вино и чачу (это происходит в конце октября). «Мы хотим, чтобы украинцы, которые придут на праздник, загорелись желанием поехать в Грузию и ощутить все это еще и там», — говорит грузинский дипломат.
В дальнейшем фестиваль планируется проводить ежегодно. Бюджет мероприятия — около $250 тыс. В первый год участвовать согласились около десяти крупных виноделов.
«Хочется показать традиции нашей страны. Ведь это не просто фестиваль, а способ представления всей Грузии», — озвучивает г-н Катамадзе цель мероприятия.
Поэтому еще одна цель, которая стоит перед посольством Грузии и другими представителями этой страны, — побороть сложившийся отрицательный стереотип.
Туристы «в обмен» на экспорт вина Если Грузия достигнет того уровня посещения туристами, какой был в советское время (около 10 млн. человек в год), то нам вообще вино не надо будет экспортировать. Свою эффективность доказывают винные туры, и эту практику можно возобновить. По итогам текущего года Грузию посетят около 1 млн. туристов. Это хорошее начало, в прошлом году их было вдвое меньше. Сейчас в правительственных кругах идет обсуждение вопроса, каким должен быть образ Грузии в глазах мирового сообщества.
— Я всегда предлагал вкладывать деньги не в рекламу вина, пусть даже масштабную, а в рекламу страны. При этом позиционировать ее как винодельческую. Этот подход касается не только Украины, но и других стран. Потому что он открывает перспективы.