В странах, сотрясаемых политическими конфликтами, стабилизирующим барьером на пути разрушительной активности могущественных личностей выступает общественное доверие к правящим институтам.
2 июля в Мексике состоялись президентские выборы, вызвавшие серьезное политическое противостояние. После провозглашения победы, кандидата от консерваторов Фелипе Калдерона с отрывом менее 1% голосов его соперник популист Андрес Мануэль Лопез Обрадор заявил о фальсификации выборов. За последние два месяца тысячи самых пылких сторонников Лопеза Обрадора превратили Зокало — центральную площадь Мехико — в палаточный город, центр притяжения недовольных официальными результатами.
1 сентября десятки законодателей от оппозиции устроили настоящий спектакль в мексиканском парламенте, заняв трибуну спикера и таким образом не позволив уходящему в отставку президенту лично произнести последнюю речь о положении в стране. Четыре дня спустя высший избирательный суд Мексики единогласно подтвердил победу Калдерона.
То, как страна реагирует на кризис, — хороший показатель ее внутренней стабильности. Подобные конфликты, вызванные исходом выборов, имели место в США в 2000 г. и в Украине в 2004 г.
Но в Украине народный гнев, подкрепленный международным давлением, привел к остановке правительства. Начальная эйфория, сопровождавшая «оранжевую революцию», быстро исчезла, и Украина до сих пор не может решить возникшие политические и экономические проблемы.
В Мексике также большая часть электората сомневается в легитимности официальных результатов. Но хорошие новости для мексиканцев заключаются в том, что политические институты их страны оказались более стабильными, чем в Украине. Несмотря на все усилия Лопеза Обрадора создать хаос на улицах и организовать народные демонстрации, внутренняя и международная уверенность в сохранении стабильности в стране не ослабевает. Курс песо практически не изменился со дня выборов, что является явным показателем того, что инвесторы не потеряли веры в страну. Эта устойчивость очень важна, потому что страх нестабильности на рынке часто оказывается накликанной бедой.
В отличие от Украины инвесторы отмахнулись от шумных демонстраций на улицах Мехико и сосредоточились на ставках процента и колебаниях в глобальной экономике. Это говорит о том, что руководящие принципы и прочные политические институты, а не могущественные индивидуумы, стали основой правительственной власти в Мексике.
Действительно, в то время как Лопез Обрадор отказывается признать результаты выборов и угрожает дестабилизировать положение в стране, растущий мексиканский средний класс воспринял этот политический конфликт спокойно. Многие из тех, кто поддерживал кандидатуру Лопеза Обрадора, не поддерживают сегодняшние протесты его сторонников.
Внутренняя стабильность, характеризующая политический кризис в Мексике, заметна и в других странах Латинской Америки. Не только Мексика, но и Чили, Бразилия мало восприимчивы к такому типу популистского правления. В этих странах существуют институциональные ограничения (парламент, регулирующий полномочия исполнительной власти, и судебные органы, осуществляющие контроль над ними) способности избранных лидеров формировать политику.
Надо отметить, что политическая и рыночная нестабильность в целом ряде развивающихся стран с рыночной экономикой будет продолжаться. Но некоторые из них, похоже, встали на путь стабильности, основанной на устойчивом правлении. За пределами Латинской Америки таким примером могут послужить несколько стран Восточной Европы. В этих государствах регулятивные и налоговые проблемы имеют гораздо более сильный и устойчивый эффект на доверие к системе, чем политическая напряженность.