Site icon Companion UA

«Будущий мир едва ли будет комфортным»

Развитие Интернета может стать причиной для глобального изменения общественного строя.


В 2000 г. два шведа написали бестселлер о том, как Интернет изменит наш мир. Недавно один из авторов нашумевшей книги приехал в Украину, чтобы искупаться в Черном море и прочитать лекцию о смерти капитализма и зарождении новой элиты. В Крым философа Яна Зодерквиста пригласил оргкомитет международного фестиваля «Джаз Коктебель», который никогда не ограничивал свой формат одной лишь качественной музыкой. Да и сам Зодерквист не склонен замыкаться только на философии.


«Писать книги — тяжелый труд, — искренне признался он. — Приглашение выступить с лекцией в Коктебеле я воспринимаю как своего рода награду, некий бонус, который получает писатель за свою работу».


«Мне бы хотелось, чтобы «Джаз Коктебель» стал культурным и интеллектуальным событием, местом для хорошей музыки и дискуссий о глобальных мировых проблемах. Что касается Стокгольмской школы экономики, представителем которой является Ян, то на сегодняшний день она одна из самых сильных и оригинальных в мире, — прокомментировал расширенный формат фестиваля его основатель Дмитрий Киселев. — Мне кажется, это было очень важным компонентом фестиваля. С одной стороны, Зодерквист очень точно попал в аудиторию, для многих было новым то, что он говорил. С другой — фестиваль смог поставить Украину на интеллектуальную карту мира. Теперь один из ведущих мировых философов будет учитывать в своих соображениях, что в мире есть такая страна».


Таким образом, ожидания философа из Стокгольма сошлись с планами организаторов. Несмотря на курортный настрой, все было по-настоящему: Ян Зодерквист подготовил полуторачасовой доклад по своей книге «NETократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма», а украинская сторона получила заинтересованных экспертов, готовых вступить в дискуссию на данную тему. Лекция транслировалась по Интернету в Киевском международном институте менеджмента. Собравшаяся аудитория была не менее представительная и также имела возможность задавать свои вопросы.


Итак, какие у Яна Зодерквиста прогнозы на будущее и почему возникновение и развитие Интернета может стать причиной изменения общественного строя?


Что на языке, то и в уме


Главные тезисы, на которые опираются авторы в своей книге, таковы: человек мыслит и действует исходя из имеющейся у него информации об окружающем мире; появление новой информации создает новые цивилизации; мало что-то изобрести или открыть, гораздо более важно найти способ сообщить об этом другим; когда появляется новый способ обмена и перераспределения информации, ранее существующие представления о мире подвергаются переоценке.


В своей книге шведские мыслители говорят о нескольких информационных революциях, которые привели к изменению мировоззрения:
• появление языка — передача опыта, возможность социального развития;
• возникновение письменности — увеличение объема хранимой информации и возможность ее передачи на большие расстояния (необходимое условие для существования империй);
• изобретение печатного станка — увеличение скорости распространения информации в мире, развитие науки;
• компьютерные сети, Интернет — интерактивность, свобода выражения мыслей и доступ к огромной аудитории, зарождение нового мира и появление нового правящего класса — нетократов.


Каковы же предпосылки для этих изменений, и кто такие нетократы?


О том, куда нас ведет Интернет


Главная задача информационных технологий — передача как можно большего объема информации за единицу времени на как можно большее расстояние.


Успехи на этом поприще привели к результату, о котором в книге говорится: «Проблема теперь уже не в отсутствии информации, а в ее переизбытке. По мере того как она становится ключевым товаром новой экономики, а мир тонет в океане хаотических информационных сигналов, все большую ценность приобретает существенное и эксклюзивное знание. В отличие от невежественных энтузиастов капитализма нетократия прекрасно это осознает».


Таким образом, будущие нетократы — это члены компьютерных и социальных сетей, в которых циркулирует некая эксклюзивная, очищенная от мусора информация, недоступная большинству.


Попасть в такую сеть сможет лишь тот, кто сам обладает знаниями или контактами, которые может предложить в качестве платежа. Купить себе место в такой сети за деньги будет практически невозможно, потому что деньги потеряют свое значение. Гораздо более дефицитным ресурсом в сети будет внимание. Те из капиталистов, которые не осознают, что внимание ценнее денег, станут «низшим классом, занятым возней с устаревшей, второсортной информацией». (Согласно некоторым исследованиям, сегодня в США преобладает креативный класс работников, которые предпочитают делать «горизонтальную», а не «вертикальную» карьеру. Деньги привлекают их меньше, чем возможность реализовать свой потенциал.)


Итак, в будущем на вершине будут находиться нетократы, способные привлекать внимание своими знаниями и связями, а внизу старый господствующий класс — буржуазия и новый низший класс — консьюмтариат (от англ. to consume — потреблять), которым будет предложен информационный мусор и реклама, регулирующая и стимулирующая потребление.


«Не будет преувеличением сказать, что смена парадигмы ведет к смерти капитализма, ибо капитал вынужден добиваться внимания, а не наоборот», — говорит Ян Зодерквист.


Настоящие рабы телевидения


Средства массовой информации на Западе уже в наше время приобрели определенные нетократические черты из будущего, нарисованного шведами.


Если до начала 1990-х (появление Интернета) радио и телевидение «были идеальными инструментами буржуазных институтов, предназначенных для передачи сообщений народу в такой форме, которая не предусматривала их обсуждения» (цитата из книги), то в результате роста рекламной индустрии СМИ довольно быстро приобрели собственное влияние и независимость.


При этом им нужно решать две задачи: выйти из-под влияния государства и быть как можно более развлекательными — от этого зависит их экономическая состоятельность.


По Зодерквисту, для решения первой проблемы СМИ придумали миф о том, что общество не доверяет политикам. Благодаря этому во всем мире (не только в Украине) сложился типичный образ народных избранников, как группы «коррумпированных дельцов, устраивающих свое благополучие за счет избирателей и налогоплательщиков».


Реализация второго пункта привела к тому, что «все, что имеет отношение к политике, теперь проходит на условиях СМИ». Поскольку «политическое событие, не привлекающее внимание СМИ, не является таковым по определению», политики в западных странах все чаще вынуждены играть по правилам набирающих силу медиаимперий.


Резюме: «В капиталистическом обществе отлученные от власти монархи вынуждены ограничиваться разрезанием голубой ленточки при открытии торговых центров. Подобным образом при нетократии смысл существования политиков сведется к использованию нетократами их имен для оглашения решений, которые были приняты людьми, на которых политики не имеют ни малейшего влияния. Уже сегодня политические решения более не принимаются ни посредством выборов, ни в парламенте, ни даже через интернет-референдум, но исключительно членами закрытых сетей, которые, как и члены средневековых гильдий, выбираются из среды себе подобных по уровню влияния».


Почему непродуктивно быть личностью


С наступлением эры нетократии появится новое представление о человеке. Для Яна Зодерквиста открытия в области генетики говорят о том, что существование цельного индивидуума — это иллюзия. Цельной личности, принимающей решение, не существует. Что же тогда есть? Гены запускают инстинктивные химические реакции в ответ на внешние стимулы, воспринимаемые телом. «Можно сказать, что решения принимает ситуация, но поскольку мы сами есть часть ситуации, то неизбежно вовлекаемся в цепь обратной связи без начала и конца. Никто ничего не решает!»


«Идея индивидуализма непродуктивна, — продолжает Зодерквист. — Хотя старые капиталисты ее обожают. Но они называют это талантом. В 1990-х влиятельные консультанты McKinsey говорили, что нужно воевать за таланты. Одна большая компания платила им десятки миллионов долларов ежегодно за эти консультации. И знаете, как называется эта компания? Enron! Насколько вам известно, ее больше не существует. А подорвали эту компанию талантливые индивидуальности! Потому что зачастую — это лучшие студенты элитных школ, которые не научились коммуникации и кооперации. Для них — это не по-мужски. Эти люди не просят помощи, когда попадают в беду, и не докладывают плохую информацию руководству своей компании. Они боятся задавать так называемые глупые вопросы. Нам надо понять, что имеют значение не разумные индивидуумы, а разумные структуры».


Как успокоить разум атеиста


Если научного доказательства личности нет, остаются лишь догматы религии. А Бог по Зодерквисту — идея, которая возникла для создания преимуществ одним группам людей за счет других.


Утверждение Яна о несуществовании личности вызвало наибольшее количество возражений со стороны аудитории как в Коктебеле, так и в Киеве.


Говорит Влад Троицкий, руководитель центра современного искусства «Дах»: «Для меня это какой-то вульгарный атеизм, потому что во всей этой структуре нет человека как индивидуальной и духовной сущности. Если индивидуальность не важна, значит, мы становимся рабами мейнстрима, нетократии. Я не хочу следовать правилам, которые кто-то придумывает. Мне от этого нехорошо, я спрашиваю: «А где я?».


Отвечает Ян Зодерквист: «Цель религии — успокоить наш разум и переложить некоторые ответственные решения на плечи высшего существа. Атеизм пугает, потому что вы вдруг остаетесь в одиночестве, один на один с необходимостью решать все самому. Нет души, нет индивидуальности, свободной воли, все — иллюзия. Да, это звучит ужасно. В соответствии с новой моделью решения не принимаются каким-то рациональным мышлением. Это происходит подсознательно, в режиме онлайн. И это снова дает спокойствие разуму: вместо того чтобы передавать право решать высшему существу, вы можете начать доверять этому подсознательному процессу — пусть он выполнит работу. Так или иначе, решение будет принято, станете вы переживать по этому поводу или нет. Во всяком случае меня это успокаивает».


Интернет — не бизнес?


«&» попросил Яна Зодерквиста высказать предположение о том, сколько времени понадобится, чтобы прогнозы, высказанные в книге, начали сбываться.
Я. З.: Какие-то явления уже имеют место в некоторых странах… Мне бы тоже хотелось получить ответ на этот вопрос. Я тоже работал журналистом и хорошо вас понимаю. Но сейчас такого ответа я вам дать не могу.


Многие предприниматели ошибались по поводу динамики Интернета и его развития, предполагая, что это обычный бизнес, а Сеть — всего лишь новый и очень удобный инструмент для зарабатывания денег. На самом деле это новые отношения с новыми правилами. Происходит сдвиг власти в сторону потребителя, который может легко сравнивать цены, качество. Станет ли это золотым веком для розничной торговли? Я не думаю, потому что когда потребитель обладает такой силой, вам нужно снижать маржу, иначе вас вытолкнут. Посмотрите на интернет-магазин Аmazon.com. Во II квартале текущего года его продажи выросли на 21%, а прибыль снизилась на 58%! Это — результат конкуренции.


Главный вопрос философии


«&»: Насколько ваша книга о нетократии популярна, и где она пользуется наибольшим спросом?
Я. З.:
Трудно сказать, где самые большие продажи. Книга популярна в том числе и в России, Хорватии, регионе Балтии, в Южной Африке она вызывает большой интерес. Если в мире происходят такие глобальные изменения, данные страны могут ими воспользоваться, в то время как более «сонные» страны Евросоюза рискуют потерять то, что имеют.


«&»: Какие положения вашей книги о нетократах вызывают наибольшую критику или неприятие?
Я. З.:
Базовая концепция о том, что Интернет может быть настолько важным, насколько мы об этом говорим. Очень многие даже расстраиваются по этому поводу. Старое поколение, которое не имеет широкого доступа к Интернету, говорит: «Да ладно, Бог с ним. Мы не хотим вообще об этом думать. И вообще, это всего лишь мода, тренд. Это для молодых. Дайте нам умереть спокойно, без этого Интернета.


«&»: Существует ли все-таки личность как нечто неопределяемое биологией и средой обитания?
Я. З.:
Мы в своей книге даем отрицательный ответ на этот вопрос. Личность — это фикция, в которую мы не верим.


«&»: Тогда в чем смысл жизни?
Я. З.:
Во взаимоотношениях. В своей книге мы обращаемся к теории игр. Нужно уметь играть с другими людьми в игры, приводящие к «ненулевому результату». Я считаю, что это смысл всего, для меня это центральный вопрос. 







Стокгольмский нетократ


Ян Зодерквист родился в 1961 г.


Образование: литературное, Стокгольмский университет. Владеет профессиями журналиста, кинокритика, продюсера. Редактировал ведущие шведские журналы Alltom Воскеr (вопросы литературы) и Moderna Tider (политика).


Сфера научных интересов: информационные технологии, новая биология, новая экономика.


Самый известный труд: книга «NETократия: новая правящая элита и жизнь после капитализма», написанная вместе с Александром Бардом, впервые была опубликована в 2000 г., сразу стала бестселлером, вызывая ожесточенные споры в интеллектуальной среде. В русском переводе книга появилась в 2004 г.


Женат, имеет троих детей.


В будущее смотрит без розовых очков, считая, что смена парадигмы существования не освобождает человечество от классовой борьбы.

Exit mobile version