Неформальный кампус рекламистов Addrive собирает все больше участников, потому что организаторы сумели создать нужную обстановку для «тусовки профессионалов».
Рекламисты, особенно молодые, бредят желанием попасть на Addrive. А те, кто уже там побывал, хотят поехать снова. На каждом мероприятии – около 20-30% уже побывавших в лагере и, как правило, не единожды. В их числе представители (руководители, ведущие менеджеры и специалисты) лучших агентств Украины, а также России и Молдовы.
Далеко не каждый рынок может похвастаться подобной открытой рыночной тусовкой, на которой один директор агентства в женском наряде тормозит проезжающие автомобили в поисках «агента» (выполняя командное задание), а другой в тот же день проводит семинар на серьезную профессиональную тему. И все участники от того и другого получают удовольствие.
Так что же особенного в этом кампусе? И что такого делают организаторы, чтобы людям это все стало интересно, особенно тем, кто самостоятельно может позволить себе такой отдых, какой им хочется?
«Ребята, зайдите на семинар»!
У Addrive три основных составляющих: семинарская часть, командное соревнование и собственно отдых. Подобное разделение довольно условно, потому что весь лагерь воспринимается как отдых, который дает что-то для души и головы.
Организаторы продолжают экспериментировать, подбирая наиболее оптимальный «вес» каждой из составляющих. Камень преткновения – семинары, которые трудно вписать в атмосферу отдыха. «Прошлым летом была одна крайность (одновременно проходило несколько мастер-классов признанных мастеров, а тем, кто хотел на них попасть, приходилось тщательно выбирать что-то одно. – Прим. ред.), а этим – другая (семинары почти не проводились. – Прим. ред.). Таким образом мы хотели показать самим участникам, что семинары – это все же важная составляющая события, – говорит организатор кампуса Елена Педай, руководитель РА «Саксония». – Такая организация – часть эксперимента. Мы на практике выяснили, что ценность образовательных программ, какими бы они особенными и полезными ни были, в лагере низка. Но парадокс состоит в том, что потенциальные участники, прежде чем принять решение о поездке, больше всего интересуются именно семинарами».
Раньше организаторы ходили по лагерю и уговаривали: «Ребята, зайдите на семинар, как вам не стыдно». Уже в этом году, чтобы участники наверняка получили знания, привнесенные лекторами, серьезные мероприятия включили в общую программу командной работы. В ходе этих мероприятий содержался ключ к некоторым заданиям.
Тема игры может быть какой угодно
Уже на зимнем Addrive этого года организаторы более смело экспериментировали. Его темой стал «Театр рекламы». Участники создавали театрализованные постановки. Например, поставили «Гамлета», в котором вместо битвы на мечах была битва на сковородках той марки, которую хотели прорекламировать. Таким образом люди проявляли себя в роли режиссеров-поставновщиков, сценаристов, актеров и просто выдумщиков.
Нынешним летом участников заставили поломать голову над решением квеста (квест – игра, целью которой является решение разного рода головоломок, задач, связанных между собой. – Прим. автора).
Мы опробовали немного другой формат. Изначально, поскольку у нас творческий лагерь, основной составляющей была тренировка творческой смекалки. Теперь в чистое творчество добавили элементы менеджмента, говорит Елена Педай. – Мы еще сами не знаем, хорошо это или плохо, можно ли смешивать. Но нам кажется, что можно».
Решение квеста требует максимально слаженной командной работы, совместного решения ряда задач, управления временем. Идея состоит в том, чтобы практиковаться в менеджменте через совместное творчество.
Клуб должен оставаться клубом
«Уже сейчас кампус находится у предела, за которым нужно расти качественно, а не количественно: развивать программу, увеличивать стоимость и т. п. Проект должен приносить дивиденды. А пока он просто самоокупается. Сейчас у нас стоимость аккредитации – $140. Это смешные деньги для такого проекта, когда один семинар в Киеве может стоить, к примеру, $300. А у нас – и семинары, и эксперты, и развлечения, и общение», – говорит Елена Педай.
Бизнес-проект, особенно творческий, держится на людях
Addrive как событие создают три группы людей, каждая из которых на чем-то специализируется. Причем основными участниками процесса всегда являются пять человек. Все – очень яркие, харизматичные люди, с которыми у всех участников ассоциируется кампус. Они же и являются гарантом качества мероприятия. Кроме того, этих людей признало сообщество, которое вряд ли собралось бы приехать на тусовку, созываемую малознакомыми людьми.
О механике рассказывает Елена Педай. «Как правило, инициатором и создателем базовой идеи каждого нового кампуса выступаю я сама. Далее остальные начинают процесс обсуждения. Следующая роль – творческая – отводится в первую очередь Глебу и Игорю. Они нередко привносят настолько новые идеи, благодаря которым в конечном итоге рождается совсем иная картинка. Хотя и я, и Максим, тоже активно участвуем в происходящем. Мы обсуждаем лично, по телефону и в письмах, потому что живем в разных городах».
После того как идея сформирована, «Саксония» разрабатывает дизайн мероприятия, стилистику, наполняет сайт, делает рассылки, ищет место, занимается поселением, переводами денег. То есть всеми организационными вопросами.
Максим Лазебник отвечает за поиск кураторов темы, тех, кто может продумать ее до мельчайших деталей.
С одной стороны, каждая из трех сторон занимается своим делом. С другой – все помогают друг другу. Например, найти кураторов темы может кто угодно из организаторов. На реализацию последней темы лагеря – «Квест» – кураторов нашли «Два товарища», которые работали с ними по своим проектам в Харькове. Таким образом, привлеченные профессионалы-кураторы продумали систему проведения квеста – от отдельных ребусов до разработки временных нормативов, необходимых для решения всех заданий.
Что важно в организации события – темп: все происходит быстро. Со специалистами в вопросах квеста «Саксония» обменялась лишь 5-6 письмами, в которых каждый со своей стороны сверил детали программы. И так все члены команды: понимают, что нужно сделать и когда. Максим Лазебник занимается организацией фестиваля рекламы в рамках лагеря и ряда других мероприятий, «Два товарища» специализируются на создании праздничного настроения.
Пока проект Addrive еще формирует репутацию, все принимающие участие в организации работают не столько за деньги, сколько на имя. Привлеченные извне помощники часто работают на PR своего имени или компании в среде целевой аудитории. Пока ситуация является именно таковой, пока организаторы не зарабатывают серьезные деньги.
«Сейчас мы создаем проект с потенциальной капитализацией. В отношениях между собой мы уже перешли на новый уровень. Так, если ранее «Двух товарищей» мы нанимали просто как творческую группу и ведущих, то теперь они участвуют в прибыли проекта. Это путь к росту», – говорит Елена Педай.
«Рекламодателей пока не звать!» Слово аddrive образовано из двух английских, которые в переводе означают «рекламное возбуждение, напор». Это довольно веселое и «промывающее мозги» от напряженной работы мероприятие, когда в чудесном месте (на берегу моря или на лыжном курорте) собираются представители рекламного рынка. Но его цели и программа – отнюдь не просто развлекательные. Организаторам интересно наладить диалог между рекламистами и рекламодателями. Изначально лагерь предназначался исключительно для первых. Причем рекламодателей принципиально не брали. Потому что первая задача была – объединить самих рекламистов. «Мы не могли себе позволить обсуждать при ком-то то, что мы тогда обсуждали. Сейчас уже и рынок вырос, и мы стали более открытыми. Теперь мы можем общаться с рекламодателями на одном языке и начинать действительно дружить», – говорят организаторы. После того как тусовку приоткрыли для внешнего мира, в лагерь стали приезжать представители рекламодателей и СМИ. На последнем Addrive было 20 рекламодателей (при общем количестве участников около 100). В перспективе соотношение рекламистов и рекламодателей должно быть 50 : 50. Это откроет новые возможности не только для диалога между ними, но и для развития кампуса, создания новых форматов. Решать квест было совсем нелегко Примеры заданий летнего Addrive 2006, проходившего под Ялтой. Задание: «Выход за рамки». Участникам предъявлялся стих: «Куда идти – поймете сами, Решить загадку нелегко, А если сразу не поймете – Подсказка уж недалеко. От суеты тут отвлечетесь, От неурядиц и от бед, Здесь снова встретит вас агент». Они должны были понять, что по первым буквам стиха снизу вверх получается слово «Зоопарк». Агент будет ждать команды у входа или внутри ялтинского зоопарка. Задание «Цифровой код». Участникам выдавался набор цифр: 23544 6344255525 3342. Оказывается, если на сотовом телефоне в режиме Т9 набрать эти цифры, то на экране получается фраза «Гений рекламного дела». «Люблю вишню. Но компот без яблок будет другим и невкусным» Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции: – На мой взгляд, вся прелесть Addrive – в сочетании всего множества составляющих – начиная от семинаров, выполнения сложных и веселых командных заданий, приезжающих людей и заканчивая развлечениями, которые обеспечивают ведущие, и ночными посиделками. Это как компот из множества фруктов. Мне больше всего нравится вишня, но без яблок вкус у компота будет другой. Юрий Качкарда, менеджер по стратегическому планированию РА Artmaster: – Больше всего мне понравились семинары, особенно россиянина Михаила Дымшица. Он показал альтернативное видение на современные маркетинговые коммуникации. А вот квест, думаю, был несколько сложным и затянутым. Ценность Addrive для меня в том, что он дает возможность познакомиться с новыми людьми. Это ведь сообщество по интересам. Дмитрий Олянишен, руководитель компании «Интертранс»: – Я был на Addrive дважды и готов ездить еще долго. Тематические семинары, это, конечно, интересно, но тусовка была бы скучной без веселых командных заданий. А еще Addrive был бы неполным без вечерних посиделок в кругу друзей за бокалом. Но «фишкой» Addrive я считаю командную игру. Именно она позволяет быстро знакомиться между собой, а желание победить командой заставляет каждого участвовать.
Задание: «Ищите код». Участникам сообщалось: «Ищите код там, где нелетающий охраняет падающую». Они должны были понять, что речь идет о водопаде Учан-Су («Падающая вода») и скульптуре орла возле него. Код будет написан на смотровой площадке водопада.