Site icon Companion UA

Правительственная пятилетка

Кабмин намерен иметь к 2011 году в Украине постиндустриальную экономику. Очередная декларация или наконец серьезная концепция?


6 октября на круглом столе министр экономики Владимир Макуха представил проект программы деятельности Кабинета министров «Конкурентная Украина», рассчитанный на его выполнение в 2006-2011 гг. Документ пройдет долгие стадии обсуждения с экспертами, прежде чем попадет в Верховную Раду для рассмотрения народными депутатами.


Декларация экономической независимости



Пока интересы всех ключевых групп не будут учтены, проект не появится в Верховной Раде.


В целом проект представляет собой двухэтапную программу, выполнение которой предполагает за период 2006-2008 гг. выход на устойчивые темпы роста экономики. И уже вследствие этого с 2009 по 2011 г. планируется переход к постиндустриальной экономике. Как уточнил Владимир Макуха, эти планы рассчитаны в первую очередь на параллельное проведение институциональных реформ – административной, налоговой, бюджетной, судебной. Операционными целями, как заявлено в программе, является повышение конкурентоспособности Украины практически во всех областях – от товаров и технологий до уровня образования и социальной защищенности. Тут же подразумеваются активные интеграционные процессы, создание энергетической безопасности, усиление обороноспособности государства и формирование среднего класса как локомотива будущих изменений.


Несмотря на уточнение Владимира Макухи о достаточно «сыром» варианте проекта, документ подвергся критике экспертов. Они отметили, что данный проект – достаточно прогрессивная разработка целей, однако он содержит неясный и «размытый» инструментарий. Как следует из документа, основным механизмом привлечения средств в экономику являются государственные инвестиции наряду с инвестициями частного национального капитала. Однако инструментов контроля и отчетности за вложения из государственной казны не предусмотрено. К тому же основные вложения предусматриваются именно в сферу высоких технологий, о чем пока, по мнению экспертов, говорить рано.


Ставка правительства на создание конкурентного и «конвертируемого» образования (что также является сферой интересов государственного инвестирования) выразилась в предложении создать на базе университетов научные центры, сформировать систему кредитования для получения высшего образования и в результате довести показатель охвата населения высшим образованием до 65%. Данные заявления, по мнению экспертов, носят скорее декларативный характер.


Не менее декларативной показалась и идея создания ежегодно до одного миллиона рабочих мест и формирование «среднего класса», для чего было предложено перераспределение доходов богатой части населения в пользу малоимущих. По мнению экспертов, это опасный акцент. Однако заявленную в программе налоговую реформу эксперты предложили рассматривать ядром программы. Они активно поддержали перераспределение отчислений в фонд заработной платы между работодателем и работником по предложенному принципу снижения нагрузки на работодателя. «Снижение давления на работодателя необходимо. Это будет способствовать детенизации доходов и заложит механизм стимулирования обновления основных фондов компаний», – заметил заместитель председателя конфедерации работодателей Украины Василий Надрыга.


Только для «своих»


Камнем преткновения стала неясность распределения приоритетов между крупным и малым бизнесом и проблема привлечения капитала. «Создается впечатление, что государство по-прежнему будет развивать крупного производителя в ущерб малому и среднему бизнесу. Хотя приоритет с точки зрения постиндустриальной экономики должен отдаваться именно развитию сферы услуг и товаров, производимых малым и средним бизнесом», – отметила генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий  Ирина Акимова. Эксперты обратили внимание на недостаточное внимание именно этим направлениям и ставку правительства на традиционные сырьевые секторы – металлургический комплекс и горнодобывающую промышленность.



«Идем на амнистию капиталов или нет? Если да, то какова она будет? Этот вопрос один из наболевших»


Усиление национального капитала в условиях глобальных слияний и поглощений было названо фактической «консервацией» капитала внутри страны. Привлечение иностранного капитала не является приоритетом для правительства, что подтвердил министр экономики. «Пока у нас внутри страны не заработают собственные компании, пока рынок не станет развитым, говорить о серьезном интересе зарубежных инвесторов рано», – парировал он на замечание экспертов. Относительно традиционного инструмента наполнения инвестиционного фонда страны – приватизации – министр экономики также настроен весьма пессимистично: «Не так уже много осталось объектов для продажи – «Укртелеком», «Укрзалізниця»… Большая часть объектов уже давно в частных руках». Однако он признал, что комплекс ЖКХ является возможным претендентом на приватизацию, и тут возможен серьезный приток капитала. Но тем не менее составить и обнародовать четкий список государственных компаний, подлежащих приватизации в ближайшее время, правительство пока не готово.


Свободно-экономическая анархия


Тезис первого вице-премьера Украины Николая Азарова о поддержке СЭЗ и ТПР также оказался зафиксирован в проекте деятельности правительства, что является, по заверениям экспертов, ошибкой, влекущей за собой создание неравных условий для развития бизнеса в регионах. Четкого ответа, в какую экономическую систему из предлагаемых Украина намерена интегрироваться в ближайшее время – в ВТО, ЕЭП или поддерживать намерения по созданию единого таможенного союза с Россией и странами СНГ – в документе нет. «Декларация сотрудничества со всеми этими структурами зафиксирована и не раз оговаривалась. Однако нет четких приоритетов, механизмов, временных рамок, перечня действий правительства в этом направлении, что оставляет достаточно широкое поле для домысливания», – отметил заведующий отделом социально-экономической стратегии и экономической безопасности Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.


Также эксперты отметили отсутствие в представленном документе однозначного ответа на возможность амнистии теневого национального капитала и защиты прав владельцев приватизированных предприятий. «Неясно, идем в итоге на амнистию капиталов или нет? Если да, то какова она будет – этот вопрос один из наболевших», – подчеркнул директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Он уверен, что данное решение позволило бы активизировать инвестиции отечественных компаний без опасений последующих репрессий и заинтересовать иностранных инвесторов отсутствием крупномасштабных реприватизаций. Однако такое предложение Владимир Макуха воспринял со скепсисом, явно не желая портить статистические показатели. «После амнистии капиталов резко упадут показатели инвестиций иностранного капитала», – отметил он, намекая на истинное происхождение сегодняшних инвестиций.


В представленном проекте не оказалось также четкой позиции правительства относительно макроэкономических показателей – какая будет инфляция, будет ли изменяться валютный курс и в пределах какого коридора. При этом в возможных рисках программы были учтены макроэкономические показатели внешнего рынка, его конъюнктуры в сфере энергоносителей, а также возможное давление со стороны ведущих игроков геополитического пространства.


Внутренняя ситуация и связанные с ними риски практически отобразили реальную ситуацию, в которой предстоит реализовывать данный проект – нестабильность политической ситуации, отсутствие диалога между властью, коалицией и оппозицией, лоббирование интересов национальных экономических групп. Пока интересы всех означенных групп не будут учтены, проект не появится в Верховной Раде. Владимир Макуха на вопрос, когда будет представлен окончательный вариант доработанного проекта, сообщил, что процесс его обсуждения только начался, и после детальной проработки всех предложений экспертов состоится его очередное обсуждение. Ввиду того, что многие аспекты программы связаны с бюджетными средствами, по мнению экспертов, ожидать его появления в парламенте стоит одновременно с принятием государственного бюджета на 2007 г.

Exit mobile version