Site icon Companion UA

Только такие государства, как США и Беларусь, могут себе подобное позволить

Покупая картину, можно стать героем, а собирая коллекцию – влиять на будущее мира.


По словам минского художника Руслана Вашкевича, серьезное современное белорусское искусство в основном существует за пределами Беларуси. А в самой стране сейчас, если говорить образно, – «не время и не место».


Спрашивается, где же тогда оно существует?


Пожалуй, в Дюссельдорфе и Киеве. В первом – живет и работает плеяда белорусских художников, а во втором столичная галерея «Коллекция» до середины ноября будет демонстрировать и продавать работы одного из самых интересных и оригинальных мастеров Беларуси.


Выставку Р. Вашкевича «Преступление в раю» помог организовать международный автомобильный холдинг «Атлант-М», головной офис которого находится в Минске. При этом участие руководства холдинга было очень активным: его региональный управляющий Сергей Савицкий еще до открытия приобрел две картины – «чтобы не перекупили».


Выражая свою признательность организаторам, г-н Вашекевич сказал: «Благодаря такой поддержке художник становится услышанным и замеченным». Мы встретились с Русланом и поговорили на эту тему.


БОГАТЫЕ ТОЖЕ ХОТЯТ БЫТЬ ГЕРОЯМИ


Арт-рынок сегоднЯ на Западе переживает расцвет, здесь на людей действуют не только рыночные механизмы. Естественно, сегодня с искусством можно обращаться как с обычным товаром, но, чтобы получить максимальную «прибыль», следует все же воспринимать его осознанно.


В действительности никто не хочет быть одиноким. Все стремятся к гармонии, любви, теплу.

«Мир на самом деле не такой циничный, каким хочет казаться, – говорит участник и свидетель развития отечественного и западного арт-рынков Руслан Вашкевич. – Кажется, что он населен скептическими, отстраненными и холодными людьми. В действительности же никто не хочет быть одиноким, все стремятся к гармонии, любви, теплу.


Художник по определению – это образ жизни, поступок, преодоление и подвиг. Что-то настоящее. Что же привлекает к искусству людей, имеющих деньги? Я думаю, желание ощутить себя такими же. Покупая ту или иную вещь, они как бы становятся причастными, приобретают не просто картину, а часть истории искусства – покупают Ван Гога с его отрезанным ухом. Это – как приватизировать кусок нефтяной трубы – суперощущение!»


СНАЧАЛА ХУДОЖНИКИ, ПОТОМ ТАНКИ


Современное экспериментальное искусство трудоемко, а прибыльность его сомнительна. Его среда обитания – искусственные нерыночные условия, которые создаются специальными фондами поддержки. Центры современного искусства Сороса в Украине и Беларуси приказали долго жить, а одиночные попытки создания подобных структур в странах СНГ часто носят мафиозный характер. Между тем бесполезная на первый взгляд трата денег на выращивание «богемной прослойки» может обернуться стратегическими преимуществами для государства и бизнес-структур в будущем.


Руслан Вашкевич: «Фонды поддержки современного искусства – очень мощное средство содействия художникам на Западе. Их очень много, некоторые художники живут за счет грантов, переезжая из страны в страну. Естественно, принять их могут себе позволить только богатые государства. Для последних это реализация определенных «амбиций», потому что таким образом государство может не только контролировать нынешнюю ситуацию, но и влиять на будущее. Образно говоря – это культурное NASA, которое запускает спутники в будущее. Происходит приватизация будущего. Я думаю, Америка сегодня занимается этим очень серьезно, создавая музеи, пропагандируя искусство, продвигая своих художников по всему миру. Критики, технологии, галереи – все работает на это. Люди готовят для себя пространство в будущем. С помощью культурных гипотез и проектов расчищается площадка, готовится плацдарм для сражений в будущем. Когда плацдарм готов, можно туда выдвигать хоть танки».


НЕПРИКАЯННЫЕ ДЕНЬГИ КОРПОРАЦИЙ


УЧастие холдинга «Атлант-М» в организации выставки «Преступление в раю» (и финансирование ими предыдущего киевского проекта группы белорусских художников «Балота Empire») Руслан Вашкевич считает нехарактерным случаем для крупного бизнеса в СНГ.


«Тем не менее то, что деньги частных коллекционеров спасают искусство, – иллюзия, – говорит художник. – Частное коллекционирование – это замечательно и очень важно, но в мире есть огромная масса корпоративных денег, которые их владельцы не знают, куда воткнуть – в войну, недвижимость, золото или искусство. Например, в США только ленивый не вкладывает деньги в искусство. Компании и банки организуют свои музеи, галереи. Конечно, искусство должно уметь привлечь, заставить работать эти потоки на себя… И законы способствуют этому на самых различных уровнях.


В Нидерландах государство выделяет кредиты на покупку картин. Я знал семьи, которые отказывали себе в каких-то благах и покупали в галереях дорогую картину. Такое фанатичное обожание искусства!


В Англии произошла маленькая финансовая революция: местным пенсионным фондам разрешили вкладывать деньги в искусство.


Люди просто производят с каждым днем все больше, денежная масса растет. Искусство – удобный эквивалент, это по большому счету продажа воздуха, заряженного ионами золота или энергией автора… Но люди это покупают».


О ЦЕНАХ НА ВОЗДУХ И ЗАГОВОРЕ КУРАТОРОВ


Стоимость «воздуха» часто зависит от места, где он продается. Чем выше статус галереи, тем выше порядок цен. Если художник попадает в статусную галерею впервые, его «подтягивают» к общим существующим здесь расценкам. Этой добавленной стоимостью оценивают чутье галериста. Клиенты платят ему за гарантию качества.


С помощью культурных гипотез и проектов расчищается площадка, готовится плацдарм для сражений в будущем.

Руслан Вашкевич: «Конечно, вам будут каждый раз говорить, что этот художник – будущий Пикассо, без него ваша коллекция будет неполной. Причем это не обман! Галерист может объяснить это клиенту, если у него самого глаза горят. Это тоже вполне отработанные технологии. Но изюминка в авторе, несомненно, должна быть».


Сам художник сегодня работает на постоянной основе с галереями в Минске, Лондоне и Гааге. «Если рассматривать отношения художника, зрителя и денег, то галерея – всего лишь первый этаж десятиэтажного дома, – рассказывает Руслан. – Существуют гораздо более серьезные институции. Например, музеи, которые тоже могут продавать и покупать. Но такое качество – уже другого порядка.


Чем выше пытаешься подняться, тем более закрытыми оказываются механизмы и технологии. Уже много лет говорят о негласном заговоре кураторов, некоем тайном обществе. В мире реально существует 5-6 серьезных кураторов, людей, совместно определяющих политику искусства: что может быть приоритетным и куда направлять эти огромные денежные потоки. А потом каждый со своей обоймой художников и критиков рангом ниже отрабатывают указанные темы. Не знаю, плохо это или хорошо, но без этого, наверное, был бы хаос».


КАРТИНЫ СНОВА ВОЗВРАЩАЮТСЯ


По мнению Вашкевича, кураторы и арт-агентства будут оказывать все большее влияние, потому что язык, на котором искусство до сих пор общалось с публикой, растиражирован масскультом, а средств воздействия на зрителя становится меньше. «Жизнь стала интереснее, чем искусство, – считает Руслан Вашкевич. – Художники превращаются в скучных философов, творчество которых не совпадает с ритмами и скоростями мира. Люди его не прочитывают. И поскольку организовывать, так сказать, встречи искусства и жизни становится труднее, то профессионалы, продающие это искусство, сегодня зарабатывают столько же, сколько художники. Это нормальная практика, когда цена на картину определенного художника в галерее в среднем удваивается. Но я слышал, что многие соглашаются работать и за 10%, когда галерея выставляет на них серьезные цены, порядка $100 тысяч».


Отсюда возникает вопрос: не вытесняют ли новые технологии традиционную живопись? Роман Вашкевич говорит: «Действительно, было время, когда медийное направление уничтожило целую группу художников, занимавшихся картинами. Это вдруг стало немодно.


Но этой истории всего лет 10-15, и искусство снова повернулось к картине – это опять актуально и модно, ведь медийный опыт не принес ничего принципиально нового.


На последнем биеннале в Венеции Беларусь организовала выставку картин. И что интересно, Америка с ее огромными техническими и финансовыми возможностями тоже выставила живопись. В западной прессе в шутку было отмечено, что только такие государства, как США и Беларусь (которой нет даже на карте мирового искусства), могут себе подобное позволить». 







Стратег от искусства


Художник Руслан Вашкевич родился в 1966 г.


В 1992 г. окончил Белорусскую академию искусств.


Стажировался в Германии (1993 г.) и Швейцарии (2001 г.).


Считается одним из самых ярких и оригинальных авторов белорусского искусства.


Персонально выставлялся в Минске, Ганновере, Москве, Амстердаме, Гааге, Париже, Гранаде, Виндзоре.


Участник «Белорусского павильона» на 51-й Венецианской биеннале.


Выставка в галерее «Коллекция» представляет 39 полотен Р. Вашкевича, написанных для разных проектов (по большей части некоммерческих) за последние 10 лет.


Стоимость работ – от 800 до 16000 евро.


Главные полотна: «Преступление в раю» (10 тыс. евро), No Parking (5 тыс. евро), «Буратино» (5 тыс. евро), «Штудия по Веласкесу» (16 тыс. евро), «Мальчик с тигренком» (1,5 тыс. евро).

Exit mobile version