Международная энергетическая ассоциация обнародовала анализ украинского топливно-энергетического рынка. Аналитики обнаружили отсутствие конкуренции, наличие коррупции и неоправданно низкие цены на энергоносители.
Всередине октября Международная энергетическая ассоциация (МЭА) представила комплексный анализ энергетической политики Украины, выполненный при содействии с правительством страны. В состав МЭА входят 26 наиболее развитых стран мира, для каждой из которых данная организация раз в четыре года производит анализ ситуации в топливно-энергетической сфере и выдает свои рекомендации.
Исполнительный директор МЭА Клод Мандил представил украинским чиновникам выводы своей команды. По его словам, этот анализ включает различные аспекты – политический, экономический, экологический, а также различные перспективы развития каждой отрасли ТЭК.
Параллельно с анализом, представленным зарубежными специалистами, правительство разработало Энергетическую стратегию Украины до 2030 г. В целом данная стратегия была признана международными экспертами действенным шагом на пути к обеспечению энергетической независимости государства, однако, как подчеркнул Клод Мандил, без достаточно четких механизмов и инструментария выполнения.
Анализ МЭА базируется на трех китах грядущей энергетической независимости Украины – энергоэффективности, реальных ценах на энергоносители и прозрачности рынка.
Эффект энергетической бесхозяйственности
Украина – одна из самых энергоемких стран мира, при этом уровень ВВП на душу населения остается достаточно низким. Поэтому основная задача – снижение энергопотребления. Клод Мандил отметил, что этой цели можно достигнуть со сравнительно небольшими затратами, изменив энергетический баланс страны. Основной задачей в данном случае является не стремление к увеличению добычи собственного топлива, а разумное перераспределение его потребления. При этом система централизованного отопления, которой пользуется подавляющая часть жителей Украины, «съедает» слишком много газа. В данном случае разумнее перейти не на альтернативные источники в виде дорогой электроэнергии, как предлагается правительством, а установить реальную цену газа для потребителей и обеспечить их газовыми счетчиками.
Специалисты МЭА предлагают уменьшить количество потребляемого Украиной газа на 200 млн. т в нефтяном эквиваленте за счет энергосберегающих технологий. Для этих целей понадобится порядка $20 млрд. Причем г-н Мандил подчеркнул, что рассматриваемые сейчас украинским правительством пути изменения баланса не являются достаточно эффективными. Он предложил свой вариант вместо предлагаемого правительством увеличения затрат на добычу угля и необходимых для этого вложений в размере $40 млрд., при том что полученный эффект будет порядка 40 млн. т топлива в нефтяном эквиваленте. Еще один путь (инвестирование в атомную энергетику), столь активно предлагаемый министром ТЭК Юрием Бойко, он также назвал нецелесообразным. При вложениях порядка $51 млрд. экономия топлива в целом по стране составит не более 65 млн. т в нефтяном эквиваленте.
Однако, как вынужден был признать представитель МЭА, внедрение энергосберегающих технологий – способ хоть и самый эффективный, однако далеко не всегда легко реализуемый. Одна из причин – отсутствие модернизации и инвестиций в энергетическую отрасль. Модернизация в Украине во многом сдерживается отсутствием мотиваций для внедрения тех же энергосберегающих технологий. Для исправления ситуации комиссия рекомендует, например, снизить таможенные пошлины и НДС при ввозе энергосберегающих технологий. Что касается привлечения в отрасль частных инвесторов, то таковых при отсутствии экономически оправданных цен на топливо, по мнению Клода Мандила, ожидать не стоит.
Плата за популизм
Как отмечено в докладе, на сегодняшний день стоимость энергоносителей на внутреннем рынке Украины в лучшем случае покрывает затраты на добычу или выработку топлива. Только цены на нефть и нефтепродукты соответствуют мировой конъюнктуре, хотя ассортимент продукции не отвечает спросу рынка: производится слишком много мазута и мало бензина. Цена газа на внутреннем рынке в лучшем случае покрывает затраты, угля – не покрывает даже их. Поэтому на обслуживание и ремонт систем, а тем более на развитие, средств нет.
Анализ МЭА базируется на трех китах грядущей энергетической независимости Украины – энергоэффективности, реальных ценах на энергоносители и прозрачности рынка
Комиссия рекомендует исходить из реалий и прекратить субсидировать поставки энергоносителей промышленности и населению. «Мы понимаем, что это болезненный политический процесс, однако лучше ввести адресную помощь малоимущим, нежели тратить огромные государственные средства на добычу и производство топлива по нереальным ценам», – отметил г-н Мандил. Также предложено отменить перекрестные субсидии в ТЭК и поддержку государственных предприятий, особенно в угольной промышленности.
Ситуация в электроэнергетике схожая – атомная и гидроэнергия в нашей стране неоправданно дешевы, поэтому, несмотря на активные призывы инвестировать в эти секторы, они не будут услышаны.
Дополнительным источником финансирования отрасли является возможность использовать квоты на выброс вредных веществ в атмосферу согласно Киотскому протоколу. Но ввиду несогласованности действий правительства и Министерства охраны окружающей среды данный вопрос (стоимостью порядка $16 млрд.) пока так и не решен.
В мутной воде энергетиЧеского рынка
Практически каждый сектор топливно-энергетического комплекса Украины представляет собой неясную структуру, отмечено в выводах международной комиссии. О конкуренции на этом рынке говорить пока не приходится.
Газовый рынок Украины, по мнению аналитиков, в прошлом году наглядным образом это продемонстрировал. «Появление компании «РосУкрЭнерго» в качестве монопольного поставщика газа вызывает определенные вопросы», – отметил Клод Мандил. Выведение из «энергетического уравнения» всех посреднических структур должно стать приоритетной задачей для правительства. Наравне с этим на внутреннем рынке рекомендуется устранение естественных либо искусственных монополий. Конкуренция на нефтегазовом, угольном и электроэнергетическом рынках даст возможность привлекать не только государственные, но и частные инвестиции в разработки собственных месторождений и поставки энергии.
Возможности транзита, на которые так уповает украинское правительство, медленно, но уверенно снижаются ввиду желания основного транзитного поставщика – России – строить газотранспортные системы в обход Украины. Снижение Россией объема транзита газа через территорию Украины в текущем году минимум на 5%, по мнению аналитиков, будет иметь продолжение. Поэтому разыгрывать козырь в виде газотранспортной системы долго не получится.
Слишком большая доля государства в предприятиях энергетического комплекса, стремление создавать вертикальноинтегрированные компании и нежелание лишать их монопольного права тормозят развитие рыночных и прозрачных условий.
Правительство в лице Вадима Чупруна, первого заместителя министра топлива и энергетики, пообещало прислушаться к рекомендациям и подписать меморандум о сотрудничестве с МЭА.
Выводы комиссии корректирует приближающаяся зима 17 октября компания «Газ Украины» заявила, что отказывается заключать договоры на поставку газа с 285 предприятиями коммунальной теплоэнергетики, имеющими перед ней задолженность. Таким образом, более 41% предприятий украинской коммунальной теплоэнергетики не смогут предоставлять услуги по отоплению, если не выплатят 443 млн. грн. долга. Своим постановлением от 11 октября Кабмин рекомендовал Национальной комиссии регулирования электроэнергетики с 1 ноября 2006 г. установить предельный уровень оптовой цены на природный газ для населения, не использующего его для отопления, 339 грн. за 1 тыс. куб. м вместо нынешних 414 грн. Комиссии также предлагается определить розничные цены на газ для населения, дифференцированные в зависимости от объемов потребления при условии использования его для отопления жилья, подогрева воды и приготовления еды.