Пропаганда цитрамона

Аутсорсинг логистики может избавить ритейлера от головной боли. Почему к этому лекарству мало обращаются?

Комора-С, логистическая компания, входящая в состав АСНОВА холдинга, инициировала и провела в рамках IV Международного логистического конгресса круглый стол на тему «Аутсорсинг логистических услуг для ритейла». Участие в нем приняли представители розничных сетей, логистических операторов, компаний дистрибьюторов. Выступающие говорили о том, что в последние два года находится все меньше желающих инвестировать в логистику. В ближайшее время роста доходов на логистическом рынке не предвидится, рентабельность снижается и приближается к критической точке. Сейчас это рынок клиентов. Для многих операторов это уже не бизнес, а выживание. Выходом является ориентация на продуктивность и эффективность работы. Рынку необходимы перемены, применение новых схем сотрудничества. Одна из них — предоставление логистических услуг клиентам из сферы ритейла на условиях аутсорсинга. Для розничных сетей такая услуга весьма актуальна, но на пути к ее реализации есть сдерживающие факторы.

Комора-С предложила разобраться в плюсах и минусах аутсорсинга в логистике для ритейла и установить, что сдерживает развитие этой услуги и может позитивно повлиять на данный сегмент рынка.

Урфан Гулиев, директор АСНОВА холдинга, о потенциальных клиентах:
«На рынке появилось много сильных отечественных компаний, выросших за последние десять лет и окрепших во время кризиса. Им необходимы эффективные логистические решения, одним из которых может служить передача логистики на аутсорсинг. Однако здесь появляются разные вопросы, и среди них — что делать с персоналом, директором по логистике и др. Тормозит развитие прежде всего человеческий фактор, так как велико желание оставить все как есть».

Олег Хорольский, заместитель директора по экономическим вопросам Комора-С: «В любом бизнесе есть фронт и бэк. Первый приносит деньги, второй — тратит. Но инвестиции требуются и туда, и туда, а их всегда на всех не хватает. Для торговых компаний логистика — это бэк. Так вот делать выбор в пользу инвестиций во фронт, одновременно отдавая логистику на аутсорсинг, нужно не только тогда, когда стоимость аутсорсинговых услуг ниже текущих затрат торговых компаний на собственную логистику, но и когда аутсорсинговые услуги дороже, причем иногда существенно, но деньги, инвестируемые во фронт, принесут прибыль, которая перекроет потерю, связанную с удорожанием текущих затрат на логистику. Все просто — то же правило, что и при финансовом леверидже».

Оксана Ампилогова, менеджер по логистике Марка Украины: «Экономия денег — не самый важный фактор, доверие и партнерские отношения гораздо важнее. Для нас сейчас самое главное — экономия времени. Когда какие-то услуги дорожают, я хочу знать причины этого явления. Если удорожание приведет к экономии времени, это одно дело, когда же это беспричинное повышение — совсем другой разговор. Принимая решение, мы покупаем не какую-то конкретную услугу или несколько услуг, а доверие и сервис.

Я пришла, поставила задачу. Мне проще это сделать компании-партнеру за чашкой кофе, а не самой идти на склад и разбираться с каждым коробом. Доношу свои запросы, логистическая компания рассчитывает стоимость, и мы решаем, платить за этот сервис такую цену или нет. Тем самым я устраняю головную боль, ставлю задачу одному человеку, а решается она комплексно. Пока не придет понимание того, что покупается сервис, а не каждая услуга в отдельности, аутсорсинг не будет развиваться».

Марина Гончар, управляющий директор Freight в Украине (DHL): «Меня беспокоит вопрос спекулятивных схем на украинском логистическом рынке. Почему у нас ставки выше, чем в Европе? Это пережитки докризисного периода, когда был рынок операторов, или в чем причина? Нам всем нужно думать о такой эффективности и продуктивности, как у наших европейских партнеров».

Юрий Грицишин, консультант по вопросам логистики Суматра ЛТД: «Логистику надо отдавать на аутсорсинг, чтобы не распыляться. Основные плюсы — возможность заниматься своим делом, наращивать мощности. Самостоятельно занимаясь логистикой, можно потерять основное направление. Но есть и сложности — отсутствует адаптация под клиента, остались пережитки кризиса, нежелание идти навстречу, спекулятивные ставки, не объясняются причины повышения тарифов, качество услуг оставляет желать лучшего. Но в целом, конечно, больше плюсов, поэтому за аутсорсингом перспектива».

Кира Назарькова, директор логистического комплекса MТI: «Проблема в том, что у нас не считают расходы на логистику. Украинские компании в большинстве своем не понимают, сколько стоит их логистика — 3, 4 или 5%. А если говорить о ритейле, то не считают логистику на магазин. Считают транспорт, таможню, склад, но очень слабы в понимании всех затрат логистики. На самом деле она в Украине пока дешевле, чем в мире. Логистика — это головная боль акционеров, и если они хотят от нее избавиться, то отдадут на аутсорсинг. И здесь главное не деньги, хотя они, конечно, важны, но важнее „я заберу вашу проблему“. Ремонт магазина мы же поручаем профессионалам, так почему не отдать логистику? Акционерам надо менять свой менталитет, тогда рынок оживет».

Дмитрий Потабенко, заместитель директора по логистике САВСЕРВИС СТОЛИЦА: «Мы сотрудничаем с компанией Комора-С по аутсорсингу около двух лет. Когда вы переходите на аутсорсинг, у вас освобождаются толковые люди и ресурсы для более важных проектов. Например, мы смогли сконцентрироваться на сервисе для своих клиентов. В этом году в конкурсе P&G мы получили звание лучшего поставщика в Восточной Европе во многом благодаря тому, что рутинная работа была отдана на аутсорсинг. Теперь что касается экономической составляющей. Я представляю дистрибьютора, и у нас довольно высокий уровень требований к логистическому оператору. Важна прежде всего не экономия, а то, как будет организовано сотрудничество. Необходим хороший менеджер с вашей стороны, который сможет наладить работу и проконтролировать результат. Нужно дать четкое задание, выставить требования логистическому оператору, разделить зоны ответственности между ним и клиентом».

Андрей Голимбовский, директор Комора-С: «По моему убеждению, для развития логистики в Украине на сегодняшний день очень важно собираться и дискутировать по актуальным вопросам в нашей сфере рынка. Ведь только совместными усилиями, услышав друг друга, мы сможем повысить уровень культуры предоставления и потребления логистических услуг. Организуя круглый стол, мы стремились к тому, чтобы обмен мнениями принес обоюдную пользу как логистическим операторам, так и их существующим и потенциальным клиентам».

Подводя итоги, участники круглого стола сделали выводы о том, что аутсорсинг в логистике имеет потенциал и перспективу, но многое зависит от акционеров, принимающих решение о смене схемы работы. Передача логистики на аутсорсинг поможет освободить ресурсы для более важных проектов, не распыляться и сконцентрироваться на основном направлении бизнеса. Умение наладить сотрудничество, «мы забираем и решаем вашу проблему», клиентоориентированность и стремление к европейскому уровню продуктивности и автоматизации — факторы, которые помогут развитию рынка аутсорсинга логистических услуг.

Залишити відповідь