Какие украинские компании вызывают вдохновение в 2010 г.
«Когда в обществе нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели! А когда нет цели…».
Из кинофильма «Кин-дза-дза»
Что движет человеком в бизнесе? Желание достичь цели? Зависть? Конкуренция? Стремление что-то кому-то доказать? Если хорошо покопаться, то вариантов ответов окажется не намного меньше, чем самих опрашиваемых. Тем более что мотиваторов у одного и того же человека обычно несколько, и их относительная значимость для него постоянно меняется. Мотиваторы помогают выбрать путь и ступить на него, а дальше желательно найти вдохновение. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона разъясняет, что вдохновение — это особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям.
Вдохновение многолико. Назвав свой рейтинг «10 компаний, которые вдохновляют», мы не имели в виду, что компании, отнесенные нами к лучшим, вызывают у окружающих горение в глазах, желание самим свернуть горы или, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Нет, их пример заставляет думать примерно так: «А ведь можно же… Почему не я? Наверное, я зря отказался…».
- рейтинг субъективный, отражающий мнение редакции «&», поскольку мы уверены, что по объективным параметрам сторонним экспертам, не погруженным в жизнь компании, невозможно оценить степень ее «вдохновляемости»;
- никто из участников рынка не влиял своими стимулами на процесс отбора;
- ранжирование внутри «десяток» не проводилось, потому что трудно взвешивать компании разной величины, работающие в разных отраслях;
- при проведении рейтинга учитывалось только то, как компании проявили себя в период, начиная с сентября 2009 г. Прошлые их заслуги в расчет не брались.
ВИДИ ГРУП
Автомобильный рынок еще недавно был полон оптимизма, продажи непрерывно росли, поставщики строили радужные планы. Но в конце 2008 г. он начал резко тормозить: за 2009 г. продажи упали на 75%. В этих условиях сложнее всего было дилерам. Если импортеры зачастую могли рассчитывать на какую-то поддержку производителя, то до дилеров эта поддержка доходила в сильно ослабленном виде. Зато долларовые кредиты, взятые под открытие новых автоцентров, висели на них в полном объеме.
Немного проще оказалось тем, кто входил в состав многопрофильных групп, поэтому мог получать перекрестное финансирование, сумел до кризиса наладить бизнес-процессы, уделял большое внимание развитию сервиса и заработал высокий авторитет у производителей. Все это присуще ВиДи Груп. Конечно, и ее продажи в кризис сильно упали — 654 млн. грн. в 2009 г. вместо 1326 млн. грн. в
Всего в состав ВиДи Груп входят около 40 предприятий, которые занимаются продажей легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, автомобильной логистикой, а также проектированием, строительством объектов недвижимости и предоставлением финансовых услуг.
ДАТАГРУП
Рынок телекоммуникаций — один из немногих, по которым кризис прошелся слегка — от услуг связи современный человек если и готов отказаться, то далеко не в первую очередь. Несмотря на это, многие операторы прекратили свое развитие, владельцы некоторых из них задумались о продаже. Датагруп на этом фоне выглядит лучше за счет трех факторов: наращивания объема бизнеса, технологического расширения и привлечения крупной инвестиции.
В 2009 г. группа увеличила чистый доход от реализации на 10% — до 340 млн. грн., при этом EBITDA составила 167 млн. грн., что на 56,5% больше показателя по отчетности
В конце сентября АМКУ разрешил Lorimer Ventures, аффилированной с Horizon Capital, приобрести более 25% в Datagroup Holding (мажоритарный акционер ЗАО Датагруп). Таким образом, Horizon Capital стал миноритарным акционером оператора, обязавшись инвестировать в него до $40 млн. В течение ближайших двух лет Датагруп совместно с Horizon Capital будет работать над привлечением дополнительного инвестирования в размере до $100 млн.
КЕРНЕЛ
Кернел Групп — вертикально интегрированная национальная компания, работающая в агропромышленном секторе Украины с 1994 г. Является крупнейшим игроком на рынке подсолнечного масла (торговые марки «Щедрый Дар», «Стожар», «Чумак», «Любонька») и входит в пятерку крупнейших украинских экспортеров зерна. В 2010 финансовом году (закончился 30 июня) увеличила чистую прибыль на 15% — до $152 млн., тогда как ее доходы сократились на 2,5% — до $1020 млн. Растениеводческий бизнес Кернел разделен на пять географических кластеров и состоит из 25 агрохозяйств с общим земельным банком 85 тыс. га. Причем рост не прекращается — на днях подписано предварительное соглашение о покупке за $1,6 млн. еще одного агрохозяйства, имеющего права аренды на 2,4 тыс. га.
Расширение бизнеса требует кредитных средств. Компании такого размера, работающей на сельхозрынке, где всегда есть спрос на продукцию, получать их относительно несложно. Так, недавно Альфа-Банк (Киев) на три года открыл ей мультивалютную кредитную линию с лимитом 790 млн. грн.
Высоко ценят компанию и международные рейтинговые агентства: в начале октября Fitch присвоил Kernel Holding S.A. (Люксембург), холдинговой компании Кернел Групп, долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валютах «B» и «B+» соответственно. Прогноз всех рейтингов — стабильный. «Долгосрочные РДЭ отражают вертикальную интеграцию компании, ее консервативный подход к риску рыночной торговли, а также стабильную операционную рентабельность 16-17% за последние три финансовых года, несмотря на колебание рыночных цен», — отмечают в Fitch.
В 2010 г. была завершена сложная сделка по покупке крупного конкурента — Allseeds Group. Компания рассчитывает потратить на M&A в 2011 финансовом году до $200 млн.
МАУ
Рынок авиаперевозок невелик по числу участников, но очень конкурентен. Особой остроты ему придает то, что украинским компаниям очень часто приходится напрямую конкурировать с мощнейшими западными перевозчиками. До недавнего времени «нашим» существенно помогал протекционизм со стороны госорганов, но сейчас такая поддержка ослабевает.
Условия на рынке меняются, но МАУ — единственная из отечественных авиакомпаний, которая много лет остается прибыльной. Более того, из игрока номер два данного рынка она стала его лидером. Конечно, помог ей в этом и сам АероСвіт, снизивший свои показатели. Но МАУ не ждала, пока «корона» упадет к ее ногам, а, несмотря на кризис, наращивала свой бизнес: открывала новые маршруты, увеличивала их частотность, обновляла и расширяла парк самолетов, не снижая при этом уровня сервиса на борту, что привлекало к ней пассажиров. По итогам 2009 г. компания сократила пассажироперевозки на 6% — до 1,563 млн. человек, но в целом рынок авиаперевозок в Украине сократился намного сильнее — на 17%. Однако с начала
Еще недавно авиакомпания не интересовалась дальними маршрутами, летая в основном по Европе. Теперь же география значительно расширена. Для этого МАУ не стала приобретать дорогие дальнемагистральные самолеты, а наладила партнерские отношения с авиакомпанией из ОАЕ, обеспечив своим пассажирам удобные стыковки в Абу-Даби. Но расчет сделан не только на партнеров — современные экономичные самолеты МАУ скоро начнут летать в далекую Индию.
Примечательно и то, что на бизнесе компании практически не сказались процессы перемен в ряду ее собственников, которые происходили не без шероховатостей. Однако стабильность топ-менеджмента позволила удержать лодку от раскачивания.
МЕТИНВЕСТ
В сентябре Deloitte опубликовала ежегодный рейтинг крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы. В ТОП-500 вошли 39 компаний из Украины, тогда как годом ранее их было 52. Группа Метинвест занимает в нем девятое место (выручка в 2009 г. — €4,3 млрд.). Из соотечественников выше нее расположился только государственный Нафтогаз Украины. В рейтинге Deloitte 2011 г. группа имеет все шансы подняться намного выше. Основанием для этого может послужить не только «разогрев» рынка металлургии, но и завершение процесса поглощения группой одного из своих главных конкурентов — Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. После завершения сделки в Украине появится крупнейший в СНГ и Восточной Европе производитель стали.
К этой сделке можно относиться по-разному, тем более что все еще темной остается история предшествовавшей ей попытки якобы недружественного поглощения. Без сомнения, то, как Метинвест, владеющая ею СКМ и лично Ринат Ахметов разрулили ситуацию, вызывает уважение в бизнес-кругах. Действительно, «на поверхности» нет недовольных. Топ-менеджмент ММК, раньше фактически владевший комбинатом, остается на месте. Сам комбинат получит доступ к сырьевым и финансовым ресурсам Метинвеста, что для него жизненно важно, а группа — к производству продукта высокой добавленной стоимости. Кроме того, компании смогут взаимно загрузить избыточные мощности, имеющиеся у них сейчас по отдельным направлениям. Довольны и политики, поскольку ММК остался в украинской собственности.
По итогам 2009 г. Метинвест был наиболее прибыльным металлургическим холдингом СНГ с показателем маржи EBITDA — 24%. Расширив на мощностях ММК производство продукции с высокой добавленной стоимостью, группа сможет еще больше увеличить прибыльность.
МИРОНОВСКИЙ ХЛЕБОПРОДУКТ
Мироновский хлебопродукт (МХП) — крупнейшая украинская группа по производству мяса птицы (торговые марки «Наша Ряба», «Легко», «Фуа Гра»), объединяет 19 предприятий и обрабатывает 220 тыс. га земли. Помимо производства мяса птицы, группа также занимается производством зерновых, подсолнечного масла, говядины, картофеля и других продуктов питания. Ее доход в 2009 г. составил 5,55 млрд. грн., EBITDA — 2,11 млрд. грн., чистая прибыль — 1,25 млрд. грн. 22% акций компании котируются на Лондонской фондовой бирже. Сильной стороной МХП является вертикальная интеграция, включая производство кормов и полуфабрикатов.
С наступлением кризиса компания отказалась от убыточных направлений (закрыв, например, проект производства элитной говядины под ТМ «Сертифицированный Ангус»), но резко усилила интерес к зарубежным рынкам. В России она уже столкнулась с противодействием — на днях санслужба РФ ввела временный запрет на ее поставки. Выход на внешние рынки важен для МХП, так как он наращивает производственные мощности — сейчас строится птицефабрика «Винницкий бройлер». Две ее первые линии будут запущены в 2015 г. и увеличат мощности компании по производству мяса птицы почти на 62%. Под такой рост и необходимы новые рынки сбыта. Но, наращивая мощности, МХП рискует оказаться под пристальным вниманием Антимонопольного комитета, поскольку его доля во внутреннем потреблении может превысить 50%. Руководство компании вынашивает планы экспорта в США и покупки активов в Евросоюзе. Также рассматривается возможность открытия сети ресторанов быстрого питания. Закрыв проект по производству говядины, компания активно развивает предприятие Украинский бекон. В него инвестировано уже $40 млн., к которым со времением добавятся еще $10 млн. Ожидается, что в 2011 г. земельный банк МХП увеличится до 380 тыс. га.
НИБУЛОН
На днях Киевский апелляционный суд обязал Минтранссвязи выполнить решение АМКУ, которое обязывает устранить все препятствия для проведения сельхозпредприятием Нибулон дноуглубительных работ в Николаевском морском торговом порту. Подобных побед бизнеса над чиновниками мы знаем пока немного. А причина конфликта состоит в том, что компания не захотела, чтобы ее деньгами бесконтрольно распоряжалось государственное предприятие.
ООО Сельскохозяйственное предприятие Нибулон было создано в 1991 г. и является одним из крупнейших операторов на зерновом рынке страны. Компания располагает элеваторными мощностями общей вместимостью более 1 млн. т, а также собственным перегрузочным терминалом в Николаеве. С 2009 г. она реализует проект, предусматривающий ввод в эксплуатацию в целом 17 элеваторов и речных терминалов, а также создание флота из 57 самоходных и несамоходных судов. Вся четырехлетняя инвестиционная программа по возрождению транспортной артерии Днепра составляет $470 млн., из них $170 млн. освоены за первый год. Напомним, что это было время разгара финансового кризиса.
В начале октября в Полтаве был открыт крупный зернокомплекс, в ближайшее время начнется строительство нескольких подобных комплексов на Южном Буге.
Благодаря Нибулону были открыты новые рынки для экспорта украинской сельхозпродукции — Египет, Израиль, страны Индокитая. Партнеры компании — 5 тыс. малых и частных предприятий и десятки тысяч сельхозтоваропроизводителей.
РЕНО УКРАИНА
Рено Украина является дочерней компанией крупного французского автопроизводителя — группы Renault, имеющей на западноевропейском рынке долю в 11%. В Украине на сегодняшний день у нее 5%. В 2008 г. доля составляла 3%, а на ближайшие годы планируется ее увеличение до 6,5%. В настоящее время Renault занимает шестую позицию в ТОП-10 автомарок на рынке легковых автомобилей Украины, став лидером среди импортируемых авто.
Во многом динамизма развитию марке придал переход на работу под одним брендом (Dacia стала называться Renault). Это позволило компании сконцентрировать маркетинговые усилия и финансы. Вопрос оптимизации денежных потоков сейчас актуален для всех компаний, но более всего для автомобилистов, так как их продажи упали в разы (весь рынок в прошлом году обвалился на 75%). Чтобы сохранить дилерскую сеть (в результате она не только сохранилась, но и расширилась на четыре центра), Рено Украина в особо тяжелые времена жертвовала своей маржой в пользу партнеров и проводила агрессивные акции, направленные на очищение складов. Росту продаж в значительной мере способствовала и собственная программа финансирования, по условиям считавшаяся лучшей на рынке. На сегодня доля кредитных продаж автомобилей Renault составляет около 23%, тогда как в целом по рынку — 10%. Причем в компании утверждают, что даже в двух-трехлетних ее нулевых кредитах нет скрытых комиссий и доплат.
В этом году Рено Украина активизировалась в сегменте коммерческих автомобилей. Представлены новые модели, а в сентябре начались поставки легковых и коммерческих авто с газобаллонным оборудованием, довольно популярным у потребителей. Компания планирует уже в 2011 г. довести долю таких автомобилей до 10% всех своих продаж, что составит около 1 тыс. единиц.
УКРНЕТ
УКРНЕТ минувшим летом начал активную кампанию, направленную на то, чтобы сделать свой портал ukr.net самой популярной стартовой страницей украинских пользователей Интернета (о результатах кампании пока не сообщается — в данном случае процесс может быть важнее). Благодаря этому портал обрел дополнительную функциональность, приобрел новую популярность и новых пользователей своих сервисов.
Ukr.net уже собрал на одной странице сервисы, которыми практически каждый день пользуются большинство потребителей: новости, почта, погода, закладки, поиск. Планируется и в дальнейшем их развивать для целевой аудитории портала — офисных сотрудников. Например, будет запущен хостинг почты. В партнерстве с двумя банками УКРНЕТ участвует в развитии международной платежной системы FlashCheque, которая предназначена для осуществления платежей и переводов как посредством Интернета, так и мобильного телефона.
Ежедневно в рабочие дни сервисы УКРНЕТ используют около 1 млн. украинских интернет-пользователей — это примерно треть дневной аудитории Уанета. По словам руководителя компании, ее капитализация растет на 200-300% в год, хотя, конечно, о настоящей капитализации можно будет говорить после IPO. О его сроках пока не говорится, в этом году планируют окончательно определиться с площадкой (рассматриваются Лондон и Франкфурт), где инвесторам будет предложено 20-30% корпоративных прав. Если размещение таки состоится, то это будет знаменательное событие не только для украинского интернет-рынка, но и всего рынка IТ.
POCKET BOOK
В начале января в Лас-Вегасе в ходе выставки International CES 2010 было объявлено о создании международной компании PocketBook Global. Она стала совместным предприятием тайваньской Netronix и украинской PocketBook. В 2010 г. новая компания намерена выпустить более 20 новых моделей ридеров электронных книг для разных рынков (все они выйдут под брендом PocketBook). Ее всемирная штаб-квартира расположена в Киеве. Сеть представительств уже существует в США, Германии, Украине, России и Тайване. Дистрибьюторская сеть покрывает 16 стран.
Компании сотрудничали и раньше — тайваньцы по заданию украинцев производили аппаратную часть ридеров, а их программную начинку (это важнейший элемент) самостоятельно разработали украинцы.
Первые ридеры от PocketBook появились в 2008 г. Модели оказались настолько удачными, что буквально через несколько месяцев компания ворвалась в высший дивизион мировых производителей и, по данным американской аналитической DisplaySearch, заняла половину российского и около 10% мирового рынков (третье место). На украинском же рынке компания — бессменный и бесспорный лидер.
В 2009 г. совокупный объем продаж достиг 142 тыс. штук, а в
В скором времени модельный ряд ридеров будет существенно обновлен. Они станут работать с мультимедиа, поддерживать беспроводную связь Wi-Fi, Bluetooth, 3G, увеличатся экраны. Новые процессоры увеличат на 40-50% быстродействие ридеров, а также время автономной работы.
В Украине реализуется проект «Школьный электронный учебник PocketBook 901». И если ридерам удастся «проникнуть» в школы, то рынок электронных книг ожидает взрывное развитие.