Неблагоприятный инвестиционный климат Украины – не главная причина пассивности инвесторов. Камень преткновения для них – информационная изоляция и несовпадение интересов.
За 15 лет независимости в Украину пришло $16 млрд. инвестиций. В пересчете на душу населения это $333. В России, с ее 145-миллионным населением, этот показатель в 3,5 раза выше. Западные специалисты считают, что сумма инвестиций, на которую может рассчитывать Украина в ближайшие пять лет, – это еще около $20 млрд. Лучше по сравнению с предыдущими годами, но значительно хуже, чем у соседей. В Польшу придет в два раза больше инвестиций, в Румынию – в полтора. И дело не в том, что бизнес-климат в Украине ухудшится. Он улучшится. Только у остальных он улучшится еще больше. Именно поэтому Украина, по прогнозам, займет предпоследнее место даже среди стран СНГ по качеству инвестиционной среды, опередив только Азербайджан. Но, похоже, проблема Украины не только в политических и экономических рисках. Существуют и объективные процессы, тормозящие приток капитала.
Некуда идти и не с кем договариваться
В большинстве случаев работает принцип «имею возможность, но не имею желания», однако есть и ситуации по принципу «имею желание, но не имею возможности». «Замедленный приток инвестиций связан не с тем, что люди не хотят вкладывать деньги, а с тем, что реально некуда. Большинство компаний еще не готовы к привлечению средств, ряд предприятий только на пути к этому. Некоторые активы попросту недоступны. Перспективные в Украине наукоемкие отрасли, такие как фармацевтика, отдельные направления машиностроения, настолько закрыты, что практически нет возможности поучаствовать в них в качестве инвестора», – утверждает Александр Панас, управляющий директор Foyil Corporate Finance.
Второй объективный момент связан с незавершенностью процесса формирования национального капитала, когда до сих пор четко не сформулированы права собственности. В результате инвестор не знает, с кем договариваться, ведь через полгода, вполне возможно, придется заново выстраивать отношения с другими владельцами. «Только когда закончится процесс формирования национального капитала, будет известно, что кому принадлежит, и напишут правила игры, люди начнут серьезнее воспринимать Украину, сравнивая ее с конкурентами. Раньше основным аргументом было: «Лучше – не лучше, но дешевле-то насколько!», и другие моменты не имели особого значения. Сейчас этот период заканчивается, и определяющими становятся система управления, финансовая прозрачность, действующие законодательные гарантии», – заявляет Александр Панас.
Вы не подскажете, как пройти в Украину?
Сложности возникают даже на первоначальном этапе, когда инвестор просто хочет сориентироваться и больше узнать о возможностях Украины. В европейских странах давно действуют специализированные госагентства, которые ищут, советуют и заводят инвесторов на отечественный рынок. Например, Польское агентство информации и иностранных инвестиций не только ищет инвестора, но и «посвящает во все подробности и секреты экономических, правовых, политических и технологических аспектов инвестирования», подбирает возможных партнеров и поставщиков, а также выступает в роли консалтингового агентства на дальнейших этапах. В Венгрии это ITDN, в Словакии – SARIO, в Чехии – CzechInvest.
В Украине такой орган (UCFIP) сформировался в августе 2005 года, но пока не готов даже официальный сайт, где потенциальные инвесторы могут почерпнуть информацию. От этого прежде всего страдают небольшие предприятия, желающие найти украинских партнеров. Транснациональные корпорации могут себе позволить нанять частные специализированные агентства. Небольшие фирмы не имеют такой возможности. Им остается либо искать связи «вручную» через Интернет, либо переориентироваться на более открытый рынок.
Но даже с учетом всех негативных аспектов наша страна остается привлекательным рынком для иностранных компаний. «В любом случае это огромный перспективный растущий рынок, который имеет удобное географическое положение и где благосостояние людей улучшается. Инвесторы не могут игнорировать данные факторы. Учитывают они и квалифицированный трудовой ресурс, который не настолько дорогой, как в Евросоюзе. Когда мы беседуем с потенциальным инвестором, то откровенно говорим о том, какие проблемы их ждут, в каких условиях придется работать, но в то же время и объясняем, что почти все проблемы при правильной организации возможно решить», – рассказывает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации.
Льготы – не главный козырь
Пока иностранные инвесторы решают организационные проблемы, правительство решает финансовые – оставлять или не оставлять зоны приоритетного развития, и в какой форме это сделать. А крупные игроки в один голос заявляют, что гораздо важнее свободных экономических зон (СЭЗ), территорий приоритетного развития (ТПР) и льгот в отдельных отраслях общие условия работы в стране, в первую очередь в законодательной сфере. «В Украине до конца не доработан Трудовой кодекс, Налоговый кодекс. До сих пор не урегулированы права собственности. В таких условиях вопросы налоговых льгот далеко не первоочередные для инвестора», – говорит Франк Паннир, глава администрации по кадрам и связям с общественностью «Миттал Стил Кривой Рог». «Хозяйственный и Гражданский кодексы по-разному трактуют одни и те же правоотношения. Например, Хозяйственный кодекс приводит одно определение договора займа, кредита, банковского счета, а Гражданский – другое. Юристы не знают, какой из кодексов применять в работе. А чем здесь руководствоваться иностранному инвестору?», – комментирует Олег Гаврилюк, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины.
«Для начала стоит сделать хотя бы простые и очевидные вещи в законодательной области, о которых много лет только говорят без какого-либо результата – достаточно назвать многострадальный закон об акционерных обществах, назревшие изменения в законодательство о валютном и налоговом регулировании», – делает вывод Александр Мертенс, президент Международного института бизнеса. Как показывает исследование McKinsey, охватывающее более 100 стран, отношение компаний к территориям приоритетного развития одинаково во всем мире: специальные режимы, стимулы и льготы не являются определяющими при принятии решения о вложении средств в ту или иную страну.
То, что на территории специального режима не «слетаются» иностранные инвесторы, говорят и цифры. В целом за пять лет работы украинские СЭЗ и ТПР, покрывая 10% площади страны, привлекли 10% общей суммы ПИИ в Украину. В Польше этот показатель составляет менее 6%, но площадь льготных территорий там несравнимо меньшая. Учитывая то, что $1 вложенный в СЭЗ, приносит $4 дохода, наши $2 млрд., привлеченные за все время, «вылились» лишь в $8 млрд. произведенной продукции, или 10% ВВП Украины за 2005 год. Это еще раз показывает, что льготы – далеко не главный козырь, которым можно соблазнить заграничных предпринимателей. По мнению экспертов, льготы в СЭЗ и ТПР важны, только пока компании не ввезли по сниженным пошлинам оборудование. Когда же инвесторы закрепились, немногие из них решили сворачивать свой бизнес при отмене льгот.
«В Украине угроз для нашего бизнеса практически нет» Насколько весомы нематериальные риски (политическая, экономическая ситуация, отношения с правительством) при принятии решения об инвестировании? Часто выход «Миттал Стил» на рынок различных стран сопровождался значительным резонансом. Как можно объяснить бурную реакцию общественности, в частности, профсоюзов? Ваша компания придерживается достаточно жесткой политики урезания затрат. Как она согласуется с девизом «Миттал Стил» «Наши люди – это наша культура», с одной стороны, и требованиями профсоюзов и социальными обязательствами – с другой? В Украине у «Миттал Стил Кривой Рог» доступ к отдельным природным ресурсам достаточно ограничен. Как вы налаживаете отношения с поставщиками? Стандарты качества «Миттал Стил» и Arcelor на сегодняшний день разные. Будут ли они унифицированы? В таком случае возможна ли специализация продукции различного назначения на отдельных заводах, в частности, на «Миттал Стил Кривой Рог»? О технопарках замолвите слово О результатах. Почти за 5 лет работы технопарков было сделано очень много серьезных вещей, закладывающих основы структурной перестройки экономики страны. Только в рамках проектов технопарка «Институт монокристаллов» были разработаны и выпускались современные медицинские томографические гамма-камеры, особо чистые химические соединения, многослойные пленочные материалы, современные электронные системы контроля и управления процессами для сельскохозяйственных производств и телекоммуникаций, диагностические медицинские тест-системы на различные заболевания на основе отечественных разработок в области биоинженерии и иммуноферментного анализа. Перечислять можно много, и это только в рамках проектов одного технопарка. При выполнении проектов было получено несколько десятков патентов, большинство из которых применяются на практике в реальном производстве. О связи с бизнесом. С точки зрения взаимодействия с бизнесом особенно успешными были первые годы работы технопарков, когда была возможность оперативно, в течение 2-3 месяцев, рассмотреть и утвердить проекты. Тогда интерес бизнеса к технопаркам был максимальным. К сожалению, со временем вся эта процедура забюрократизировалась и формализовалась до такой степени, что, например, наш технопарк не смог подвигнуть министерства и ведомства рассмотреть один из проектов в течение двух с половиной лет! Вследствие этого интерес со стороны бизнеса быстро стал угасать и сейчас практически отсутствует. Чтобы остаться на плаву, научные организации, входящие в технопарки активно вступают во всевозможные союзы с другими компаниями, в том числе и выполняя научно-технические работы под заказ. Подобных примеров тысячи. Так, в научно-технологическом комплексе «Институт монокристаллов» объемы выполненных под заказ работ в прошлом году превысили 30 млн. грн. Причем большая часть этих заказов поступила из дальнего зарубежья, в том числе из США, Франции, Германии и других развитых стран. Об инвестициях. Инвестиции в научные организации, являющиеся основой технопарка, выглядят утопией. Считать, что кто-то будет вкладывать деньги в государственные организации, которыми являются институты НАН Украины, может только очень наивный. Ведь никакого контроля за деятельностью института со стороны инвестора быть не может – законодательство не позволяет. Да и механизм возврата инвестиций бюджетными организациями не предусмотрен. Поэтому единственным инвестором государственных организаций может быть только государство. А как оно с этим справляется, хорошо известно. Инвестиции могут быть только в негосударственные компании, которые используют разработки института. Но и с этим возникают проблемы, ведь законодательства регулирующего отношения между компаниями и инвесторами, например, венчурными фондами, в стране практически нет. Да и с вопросами охраны интеллектуальной собственности возникают проблемы.
Чтобы учесть такие риски, мы делаем анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Если имеем дело со страной, где политическая ситуация весьма нестабильна, то относим это к потенциальным угрозам. Когда же возможности и сильные стороны перевесят слабые стороны и угрозы, мы примем положительное решение. Что касается Украины, мы считаем, что политическая ситуация здесь не является угрожающей. Украина – высокоцивилизованное государство, где угроз нашему бизнесу практически нет.
На самом деле в ведении бизнеса нет практически никаких проблем. Существуют некоторые неулаженные вопросы с профсоюзами Польши. Их очень много, поэтому требуется время, чтобы прийти к взаимопониманию по каждому вопросу. В Украине люди очень хорошие, кадры здесь просто замечательные. Причины шумихи в прессе – отдельные высказывания главы Фонда госимущества. Мы пытаемся понять, почему периодически эта шумиха поднимается. Был всплеск обращений некоторое время назад, затем стало тихо, теперь опять слышатся заявления, потом опять будет тихо. Я не имею понятия, почему это происходит. Даже до того, как они обсуждали что-либо с нами, появлялись заявления. Мы не понимаем этого, но не прекращаем договариваться, обсуждать, искать оптимальные варианты. Я уверен, скоро любые существующие недопонимания будут разрешены.
На самом деле существует множество недоразумений по поводу того, что касается затрат. Разрешите привести простой пример. Вы садитесь обедать, заказываете блюдо. Съев только половину блюда, чувствуете себя сытым. Это значит, что вы просто выбросили оставшуюся еду. С таким же успехом можно было заказать только полпорции. Вы наелись бы и избежали лишних затрат. Если переложить это на язык экономики, получается, что вы урезали затраты. Но в данном случае «затраты» являются синонимом «растрат». Кто не захотел бы уменьшить свои растраты? Это абсолютно правильно – сократить затраты, в то же время не принося в жертву цель, ради которой эти деньги потрачены. Нужно ли это обсуждать?
У нас уникальное положение в Украине. Мы полностью обеспечиваем себя запасами железной руды. Нам требуются лишь окатыши, которые закупаем у местных поставщиков, но это очень ограниченное количество. Еще один вид сырья – уголь. Ситуация с углем в Украине не слишком благоприятная. Но мы нашли альтернативу и теперь импортируем уголь из России и Казахстана. Если и здесь возникнут трудности – сможем импортировать из других стран. Но эти вопросы не слишком важны для бизнеса. В конце концов сегодня весь мир – это единый рынок, и если какого-либо сырья не будет в Украине, его запасы всегда можно пополнить за счет импорта.
Я не говорил бы о разных стандартах качества. На заводах Arcelor действительно очень хорошая сталь, и это огромный плюс компании Arcelor Mittal. У нашей компании есть заводы в таких странах, как Казахстан, ЮАР, где мы можем использовать этот плюс для улучшения системы качества. Но качество будет улучшаться везде, другой вопрос – различное назначение продукции, производящейся на разных заводах. Поясню на примере оцинкованного листа. Он может быть использован для обшивки корпуса автомобиля, для холодильника, для покрытия крыши, в производстве трубопроводов. Каждое применение требует различного стандарта качества. Допустим, на заводе в Казахстане нет условий для производства оцинкованных листов для автомобильной индустрии. Тогда зачем заводу производить их?
Ассортимент производимой продукции на каждом отдельном заводе зависит от рыночного спроса и максимизации выгоды для компании. И если ценность «Миттал Стил Кривой Рог» увеличится, когда мы станем изготавливать только заготовки или только чугун, то да, будем это делать. Таким образом, мы будем действовать в рамках общей стратегии компании. Но могу вам сказать: это не то направление, в котором мы движемся. Наша цель – повысить ценность именно готовой продукции, производящейся на заводе «Миттал Стил Кривой Рог», в том числе за счет выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью.