ЕС повысил антидемпинговые пошлины на китайскую и вьетнамскую обувь. Украине советуют поступить так же.
Похоже, экономическая война между Западной Европой и Юго-Восточной Азией открыла новый фронт – обувной. Как известно, отношения Китая с Евросоюзом уже подпорчены текстильным скандалом, разразившимся в минувшем году. Именно тогда, после окончания 30-летнего действия общемировой системы торговых ограничений, Китай автоматически получил добро на неограниченные поставки своей текстильной продукции на территорию ЕС. У страны, контролирующей 17% мирового рынка одежды, оказались развязанными руки: за январь-май 2005 г. экспорт в Евросоюз некоторых видов одежды из КНР вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Как следствие – буквально за полгода Европа утратила контроль над 50% собственного текстильного рынка. Чтобы не допустить продолжения тенденции, Брюссель пошел на нарушение принципов свободной торговли ВТО, восстановив пошлины на азиатский текстиль.
Поле битвы – ЕС
Спустя почти год подобная драма разыгралась и на обувном рынке. По данным Еврокомиссии, в 2005 г. прирост экспорта китайской обуви на европейский континент достиг 450%, вьетнамской – 700%. Всего же на азиатскую обувь приходилось около 10% из 2,5 млрд. пар обуви, ежегодно продающейся в Западной Европе. Наплыв дешевой и сравнительно качественной продукции оказался столь мощным, что поставил под угрозу рентабельность европейской обувной промышленности. Это вынудило Еврокомиссию в апреле прошлого года ввести антидемпинговые пошлины для импортируемой в ЕС кожаной обуви производства КНР и Вьетнама в размере 4,8% и 4,2% соответственно. Правда, данная мера была временной – срок ее действия истекал 6 октября, после чего Брюсселю предстояло решить: либо оставлять торговлю с азиатскими производителями безбарьерной, либо продлевать срок действия ограничений.
Чтобы расставить все точки над «i» в этом противостоянии, Еврокомиссия инициировала антидемпинговое расследование. Его результаты оказались обнадеживающими для европейских производителей. Как выяснилось, азиатские экспортеры действительно устанавливают заниженные цены на свою продукцию, сбывая обувь дешевле себестоимости (по $8-10 за пару). А китайское и вьетнамское правительства, намереваясь сделать эту отрасль более экспортоориентированной, активно субсидируют обувное производство и предоставляют местным фирмам льготы по налогам и кредитам.
Деструктивный ремонт
Впрочем, многие независимые эксперты его оптимизма не разделяют, сомневаясь, что таможенная пошлина сможет всерьез защитить европейских обувщиков и сделает их продукцию более привлекательной для покупателя. Во-первых, даже при удорожании азиатской продукции ее стоимость все равно будет намного ниже, чем испанских сапог или итальянских туфель. К тому же некоторые азиатские производители с учетом возможного введения защитных пошлин уже повысили цены в начале года, однако это не сказалось на изменении спроса. Во-вторых, в Европе определение «китайский» постепенно перестает быть синонимом слова «некачественный». Крупные обувщики переводят производство в государства с более низкой стоимостью сырья и рабочей силы, а качество продукции проверяется по установленным брендом требованиям. В-третьих, повышение пошлин затронуло только кожаную обувь для взрослых. Синтетика и кожзаменители, широко используемые в производстве, равно как и детская обувь, не попадают в черный список.
Более того, нынешний торговый конфликт стал тестом на прочность ВТО. Тест не был пройден: национальные интересы отодвинули на второй план договоренности в рамках ВТО, которые должны иметь главенствующее значение при совершении международных торговых операций.
Кстати, именно на это нарушение будут опираться китайские и вьетнамские производители, уже заявившие о намерении подать иски в европейские суды. Результаты же антидемпингового расследования при этом называются не иначе как сфальсифицированными. Импортеры настаивают: ввоз обуви в Западную Европу увеличился не за счет заниженных цен, а за счет перемещения европейских фабрик на их территорию, а также расширения самого ЕС.
По оценкам Укрлегпрома, только в 2005 г. импортированная в Украину обувь составила 140 млн. пар, из которых около 80% китайского и вьетнамского производства. Средняя цена за 1 пару в 2005 г. составила $1,81 по сравнению с $4,67 годом ранее. По мнению В. Билохи, эта цена не оставляет шансов для конкуренции, ведь любой элемент для производства одной единицы продукции в Украине стоит дороже.
Украине стоило бы пойти по стопам ЕС Однако наш прогноз для национальной промышленности оптимистичен: Украина способна поднять обувную промышленность в несколько раз за счет кооперации с мировыми сырьевыми лидерами. Потенциал для этого огромен, причем покупатель получает гарантию качества. Однако, на мой взгляд, нам, подобно ЕС, необходимо установить квоты на импорт обуви и самостоятельно формировать спрос и предложение. Добиться последнего возможно путем отмены ставки НДС на оборудование, создания добросовестной конкуренции и равных условий деятельности, а также лишения возможности пользоваться упрощенной системой налогообложения именно для отечественных товаропроизводителей. Этого вполне достаточно, для начала развития – создания рабочих мест и начала отчислений денег в государственную казну. Вступление же Украины в ВТО поможет обувной промышленности и даст возможность на законных основаниях ограничивать несправедливое ведение бизнеса теми или иными импортерами.
– Украинские производители обуви пока удовлетворяют спрос на обувь лишь на 20%. И хотя за последний год на национальном рынке наблюдается прирост объемов производства, огорчает то, что большая часть этого бизнеса теневая. К тому же именно продавцы импортированной китайской обуви пользуются большими льготами от государства. Они могут работать по упрощенной системе налогообложения и перечислять в бюджет порядка 200 грн. налогов, фактически имея многомиллионные продажи. Заниженная таможенная стоимость пары обуви убивает добросовестную конкуренцию и лишает бюджет больших поступлений. Таким образом, правительство пока не создало равных условий для всех «обувных» игроков. Кроме того, существует ряд трудностей, в частности, в материально-техническом обеспечении. Ставка НДС на дорогостоящее оборудование усложняет условия приобретения его национальными фабриками.