Site icon Companion UA

Старые проблемы новой Европы

Экономики стран Центральной и Восточной Европы демонстрируют реакцию на «усталость от реформ», а компании вынуждены считаться с некомпетентностью политиков.


Волнения в Будапеште, спровоцированные открывшимися сведениями о том, что правительство больше года лгало о финансовом положении страны, являются всего лишь доказательством того, что по всей Восточной Европе дела действительно обстоят плохо.


В июне прошлого года словаки разогнали правительство, которое вывело страну из международной изоляции и экономического недомогания. Премьер-министр Чехии – защитник необходимых стране реформ, но ему не хватает парламентского большинства, и он добивается проведения новых всеобщих выборов в первой половине 2007 г. В Польше братья-близнецы, занимающие должности президента и премьер-министра, объединились с популистскими, ксенофобскими и антисемитскими партиями. Один из их приоритетов состоит в том, чтобы атаковать центральный банк и клеветать на его управляющего Лешека Бальцеровича, отца экономических преобразований в Польше. Плохие новости идут и из государств Балтии. По всей Центральной и Восточной Европе почти везде обстановка угнетающая.


Одна из причин данных явлений – «усталость от реформ». Всего за 15 лет эти страны проделали путь от центрального планирования и экономической отсталости к «нормальной» рыночной экономике с внушительным ростом ВВП. Но быстрые изменения всегда лишают сил. Неуверенность стала нормой.


В настоящее время многие люди испытывают потребность в том периоде, который, по их мнению, в меньшей степени руководствовался материальными ценностями. Коммунистические партии, более или менее преобразованные в социалистов, привлекают удивительное количество избирателей. В некоторых странах, таких как Словакия и Польша, крайне правые националистические партии обеспечивают другую альтернативу, предлагая успокоительное обращение к традиционным ценностям и знакомым врагам.


Другое объяснение недавних событий в регионе сводится к упоминаниям о том, что посткоммунистические реформы в этих государствах в значительной степени были навязаны извне в качестве условия для вступления в Европейский Союз. Когда членство достигнуто, начинают поступать деньги ЕС, руководители ощущают уверенность и могут позволить себе промах в экономической политике.


Кроме того, новейшие члены Евросоюза имеют несколько общих ключевых особенностей. Самое важное, что они унаследовали от советской эры, – раздутые и неэффективные государственные секторы, которые, по их мнению, трудно сократить и сделать более профессиональными. Частный сектор – энергичный, но он не может оставаться конкурентоспособным, если не будут снижены финансовые требования. Знакомая проблема для Европы в целом.


Но у новых стран-членов Евросоюза нет никакого доступа к какой-либо сетке безопасности. Они вполне могли бы растранжирить существенные перечисления, которые они получают через сельскохозяйственные и структурные фонды, как делали многие предыдущие получатели средств из ЕС. Если они откажутся от макроэкономического порядка, что, возможно, уже делают Венгрия и Чехия, то им в одиночку придется столкнуться с последствиями. Находясь вне зоны евро, их валюты упадут и подорвут рост покупательной способности и жизненного уровня.


К счастью, главным уроком, извлеченным из текущих неприятностей в регионе, является то, что экономические системы быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, чем государственный строй. Рост был высоким, в то же время он мог быть еще выше при более благоприятной политике, только существенные ошибки могут прервать повышение жизненного уровня, учитывая рост производительности в регионе.


Западная Европа прошла подобную фазу экономического развития в 1950-х и 1960-х годах, теперь пришла очередь Центральной и Восточной Европы. К сожалению, тогда, как и сейчас, страны, похоже, не учатся на ошибках других.

Exit mobile version