Site icon Companion UA

Боб Форесман предрекает Украине бум IPO

На украинском финрынке вскоре появятся новые инструменты. Причем повышенным спросом будут пользоваться сложные продукты, тогда как применение стандартных инструментов потребует  от компании дополнительных усилий.


Вущая инвестиционная группа России «Ренессанс Капитал» намерена активно развивать бизнес в Украине и уже в недалекой перспективе стать лидером и на местном финансовом рынке. Как группа оценивает отечественный рынок и за счет чего может добиться поставленной цели, в эксклюзивном интервью «&» рассказывают Боб Форесман, один из самых авторитетных инвестбанкиров на постсоветском пространстве (недавно он перешел из Dresdner Kleinwort Wasserstein на должность заместителя председателя правления «Ренессанс Капитала»), а также Григорий Гуртовой, управляющий директор, глава «Ренессанс Капитал Украина».


Посол клиента внутри компании


Господин Форесман, какие задачи поставлены перед вами на новой должности?
Боб Форесман:
В «Ренессанс Капитале» у меня две главные задачи. Во-первых, повысить эффективность взаимоотношений с клиентами по всем нашим бизнес-направлениям и в предоставлении всех наших продуктов и услуг. То есть, чтобы обе руки компании работали координированно. Во-вторых, я очень много работал в России с самыми крупными предприятиями и в том числе государственными – «Газпромом», «Роснефтью» и другими. Поэтому еще одна моя задача – больше развить сотрудничество «Ренессанс Капитала» с такими компаниями и вывести его на качественно новый уровень.


Кроме того, я также буду очень активно работать с Григорием Гуртовым, который отвечает за все наши бизнесы в Украине. Руководство «Ренессанс Капитала» намерено существенно поднять наши позиции в этой стране. Нам неинтересно быть вторым, третьим игроком, мы хотим быть лидерами во всех главных направлениях бизнеса и намерены стать таковыми в Украине. Хотя у нас уже есть хорошие позиции на местном рынке, думаю, уже через год все своими глазами увидят, что мы очень серьезно относимся к стране.


Григорий Гуртовой: Ключевая роль Боба и его команды – обеспечить глобальное взаимодействие с клиентом, стать его послом внутри нашей структуры. Не наоборот. Они должны лоббировать интересы клиентов внутри «Ренессанс Капитала» с точки зрения приоритетности, необходимости решать те  их задачи, которые относятся к сфере компетенции того или иного направления нашей деятельности. Чтобы не узкие специалисты работали с клиентом (они будут привлечены для решения конкретных задач), а осуществлялась координация по всему спектру вопросов, которые возникают у крупных клиентов. Подобный подход должен содействовать повышению эффективности продаж наших услуг и продуктов.


Прозрачная корпоративная культура должна стать модной и в Украине


Украинские компании уже наработали опыт сотрудничества в сфере привлечения финансирования с западными банками. За счет каких ключевых факторов ваша компания может составить им конкуренцию и стать лидером рынка?
Б. Ф.:
Основная сила нашей компании заключается в эффективной дистрибуции. В первую очередь «Ренессанс Капитал» обладает очень сильной командой продавцов. Например, у нас 40 профессионалов занимаются продажами ценных бумаг эмитентов из стран СНГ. Мы обладаем самой широкой клиентской базой за счет тех позиций, которые занимаем в Лондоне и Нью-Йорке по торговле ценными бумагами. Мы знаем каждого инвестора, вкладывающего доллары, рубли или гривни в украинский или российский рынок. Ни один международный банк не может в этом плане с нами сравниться. Это первое конкурентное преимущество.


Второе заключается в высоком качестве нашей аналитики. По результатам наиболее авторитетного ежегодного исследования Emerging EMEA Research Team, проводимого Institutional Investor (ведущее издание для финансовых институтов и компаний по управлению активами. – Прим. ред.), аналитическое управление «Ренессанс Капитала» четвертый год подряд было признано лучшей аналитической командой на постсоветском пространстве в 9 из 11 категорий, среди которых семь относятся к сфере торговли акциями и две – к работе с инвестиционными продуктами с фиксированной доходностью. Поэтому наше второе конкурентное преимущество заключается в том, что инвесторы верят нашим аналитикам.


Ваше активное развитие в Украине во многом зависит от того, как скоро собственники в первую очередь крупного бизнеса будут психологически готовы к масштабным преобразованиям своих компаний в публичные. Когда это явление станет у нас массовым?
Б. Ф.:
Мы не верим, что изменение психологии может произойти просто по мановению волшебной палочки: вчера бизнесмен мыслил одними категориями, а завтра – совсем другими. Изменить взгляды на логику развития бизнеса его заставит сама жизнь. В частности, для любого собственника важно, чтобы принадлежащий ему актив развивался. А для достижения этой цели нужны деньги – на модернизацию и повышение эффективности бизнеса, завоевание новых рынков. Финансовый рынок Украины сегодня не имеет избыточной ликвидности, поэтому единственная возможность удовлетворить возрастающую потребность в капитале – выходить на публичные рынки заимствований. Каждый собственник самостоятельно для себя решит: на каком этапе ему интереснее взять долговое финансирование, а на каком – предпочтительнее поделиться частью собственности и привлечь деньги в акционерный капитал.


Но прежде чем осуществить подобные шаги, нужно начать играть по общепризнанным правилам, главные из которых – прозрачность, открытость, грамотное корпоративное управление. Процесс осознания этого факта будет в большей степени индивидуальным, но ускорить его могут активные действия конкурентов.


И, наверное, свою руку приложат консультанты и инвестиционные банкиры?
Б. Ф.:
Действительно, хотя на самом деле это взаимосвязанные процессы. К примеру, российские компании очень активно работают с консультантами. Многие западные консалтинговые компании, все крупные инвестиционные банки уже имеют свои офисы в Москве. Также в Россию вернулась работать новая генерация бизнесменов и банкиров, которые раньше уехали на Запад поучиться. Все они активно работают и консультируют, причем компании не только первого эшелона. Во многом благодаря их усилиям у нас в стране стало модным иметь прозрачную корпоративную культуру. Как только это станет модным в Украине, мы будем считать, что перелом в сознании бизнеса состоялся.


Диалог с клиентом ведем постоянно


Определился ли «Ренессанс-Капитал» с приоритетными секторами в своей работе в Украине?
Б. Ф.:
Мы как раз стараемся этого никогда не делать, то есть не работать в стиле конвейерного производства, а принимаем глобальную разницу в направленности интересов инвесторов и компаний, которая заключена в сути заимствований и размещений долевых бумаг. Исходя из состояния этих рынков формируется набор отраслей, преимущественно размещающих долги или акции. Но мы не продаем клиенту стандартные банковские услуги, а стремимся найти оптимальное решение с учетом возможностей и запросов компании.


Григорий Гуртовой: «Если есть грамотно выстроенная история компании, которую инвесторы готовы упить, они за нее заплатят справедливые деньги».

Г. Г.: У нас нет ограничений в работе по секторам экономики: мы готовы сотрудничать с компаниями, работающими и в сельском хозяйстве, и в металлургии, и потенциально в медиабизнесе. Но в первую очередь нас, конечно же, интересуют наиболее динамично развивающиеся компании, потому что инвесторы покупают рост. Они покупают не прошлое компаний, а их будущее. Если компании могут показать и доказать, что они растут, и рынок, на котором они работают, также очень перспективный, тогда такие фирмы – кандидаты номер один на то, чтобы привлекать как публичные долги, так и деньги в акционерный капитал.


В первую очередь это касается розничного сектора. Украинские компании смогли себя здесь очень хорошо проявить: построили и активно развивают свой рынок, удерживают на нем сильные позиции даже в конкурентной борьбе с иностранными игроками.


Как происходит процесс поиска потенциальных клиентов на практике?
Г. Г.:
Обладая мощной аналитической базой, в том числе по ключевым секторам экономики, мы следим за развитием и ведем постоянный диалог со всеми основными игроками в каждом секторе. И в момент возникновения потребности в тех или иных инструментах этот диалог переходит из стадии общения в стадию сделок. Но диалог есть всегда, и мы постоянно поддерживаем его с крупным бизнесом, который поэтому и знает о нашем присутствии на рынке.


Каковы ограничения «Ренессанс Капитала» в работе с клиентами?
Г. Г.:
Их немного, и носят они в основном технический или коммерческий характер. Техническое ограничение: мы не работаем, если компания не в состоянии выйти на те минимальные условия, которые существуют на предпочитаемом рынке. Например, основная площадка Лондонской фондовой биржи (ЛФБ) требует иметь 3 года аудита и ограничивает выпуск минимальным объемом. Без выполнения этих требований клиент не может рассчитывать на нашу помощь. Коммерческое: это тот случай, когда после анализа предпочитаемой клиентом структуры сделки мы приходим к выводу, что результат работы будет негативным. Например, если компания желает провести слишком маленькое размещение на ЛФБ, которое приведет к низкой ликвидности.


В Украине сложные инструменты будут пользоваться более высоким спросом


Если оценивать украинский рынок инвестиционных услуг, на какие инструменты со стороны местных компаний сейчас имеется повышенный спрос?
Б. Ф.:
В Украине уже есть развитые сегменты, например, рынки долговых обязательств – корпоративных облигаций, еврооблигаций, минфиновских облигации. Было несколько IPO и свыше десятка частных размещений. И их количество будет расти. Кстати, с точки зрения привлечения денег иностранных инвесторов в банковский сектор Украина на самом деле обогнала Россию (единственный прецедент). После того как в этот сектор вошли стратеги, портфельные инвесторы, безусловно, также захотели поучаствовать в разделе этого пирога. Также набирают обороты сделки по слияниям и поглощениям в других секторах. Причем не только внутри страны. В первую очередь крупные украинские металлургические предприятия уже делают приобретения за рубежом.


Но еще по многим инструментам, в частности, по разным структурированным продуктам, да и по некоторым стандартным продуктам, мы и наши конкуренты должны в какой-то степени создать в Украине новые рынки. Поскольку любая уважающая себя страна (и Украина, конечно, не исключение) должна развивать местный рынок. Рано или поздно хотелось бы видеть существенный рост украинского фондового рынка, чтобы большинство средних и небольших по объемам первичных выпусков местных компаний, а также вторичных размещений осуществлялось на здешней бирже. Более крупные выпуски в ближайшем будущем будут все равно скорее всего размещаться на ЛФБ.


Кроме того, конечно, должны происходить и адекватные изменения на законодательном уровне, в первую очередь со стороны НБУ, чтобы позволить работать со многими инструментами, которые сегодня активно применяются во всем мире. В этом плане многое будет зависеть от дальнейшего курса гривни.


Продвижению каких продуктов на украинском рынке «Ренессанс Капитал» уделит повышенное внимание?
Б. Ф.:
Мы хотим больше работать над не совсем стандартными и простыми сделками. Подобное желание базируется на том факте, что многим украинским компаниям сегодня тяжело применить простые инструменты вследствие отсутствия истории аудирования, чистых балансов. Некоторым фирмам не хватает адекватности капитала для того, чтобы проводить заимствования, активы могут быть изношенными или перезаложенными. Поэтому в таких случаях целесообразнее использовать комбинированные инструменты, например, долги с опционами на акции. Это достаточно сложный инструмент, который нужно вписывать в украинское законодательство. Но он позволяет привлечь долговых инвесторов, готовых взять на себя риск финансирования и дать возможность компании развиваться. Для нее это возможность дешевле получить деньги, потому что в данном случае заимствование будет стоить ниже, чем оценит «обычный» рынок. Но если благодаря этому финансированию она вырастет, то должна будет поделиться частью выигрыша с инвестором.


Почему в отличие от России в Украине до сих пор нет бума IPO и даже внешних заимствований?
Б. Ф.:
Во-первых, Россия также «долго запрягала» – после первых IPO в 1996-1997-м на этом рынке был штиль до 2004 года. Я думаю, что сейчас аналогичное затишье подходит к концу и в Украине. Главным же толчком к увеличению числа публичных заимствований и размещений акций является изменение в менталитете собственников. Оно в свою очередь происходит под давлением упомянутых выше обстоятельств и логики развития бизнеса. Я считаю, что с каждым годом, полугодием, месяцем эта ментальность изменяется в верном направлении.


Г. Г.: Впрочем, компаниям стоит смотреть не только на позитивы IPO или других действий, но и на негативы, а также помнить о том, что рынок не всегда благоприятен. Так, сегодня акции многих постсоветских компаний, осуществивших размещение в прошлом году, котируются ниже уровня размещения. К этому также надо быть готовыми – размещения проводились на фоне избыточной ликвидности мирового рынка, который сейчас сильно сузился и перешел в стабильное состояние. Это не означает, что есть время для размещений, а есть время для ожиданий. Просто надо уметь работать на открытом рынке с учетом всех позитивов и негативов такой работы. Например, мы только что завершили размещение на $800 млн. для крупнейшего российского фонда открытых инвестиций. Это было успешное размещение, и его опыт доказывает: если есть грамотно выстроенная история компании, которую инвесторы готовы купить, они за нее заплатят справедливые деньги.


Много ли у украинской компании других путей привлечения капитала, кроме IPO, на западной бирже?
Б. Ф.:
Из новых возможностей стоит отметить, что украинская компания, осуществляющая размещение или заимствования в России, – это уже не звучит парадоксально. Сегодня Россия активно работает над развитием открытых рынков капитала – приводится в нормальное состояние нормативная база функционирования бирж, разрабатывается программа РДР (аналога АДР – американских депозитарных расписок). К тому же у российского рынка исторически высокая ликвидность и более толерантное отношение к украинским компаниям, чем у западного инвестора. Наш опыт размещения долговых бумаг «Индустриального союза Донбасса» в прошлом году на момент отставки правительства Тимошенко показал четкую тенденцию: если российский спрос вследствие этого негативного для всех инвесторов события упал на 10%, то международный снизился в 3 раза (бумаги тем не менее были переподписаны более чем на 50%).


Есть ли в развитии компании такой период, когда выходить на открытые рынки капитала уже поздно?
Г. Г.:
Во-первых, никогда не поздно это делать, равно как и никогда не рано. Достаточно просто сравнить продажу акций с продажей более традиционного продукта – она ведь не прекращается только потому, что имеет сезонный характер. Хорошо выходить на растущий рынок, но если есть потребность в выходе в период затишья, то все равно успех зависит исключительно от самой компании, ее способности быть интересной для инвестора сегодня и завтра. Конечно, продажа акций – особое искусство, и в этом плане многое зависит от грамотного выбора трейдеров по акциям – тех, кто умеет «осуществлять предпродажную подготовку» и, собственно, хорошо продавать.







Спаситель от дефолта


Боб Форесман назначен заместителем председателя правления инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» 13.09.2006 г.


С 2001 г. и до прихода в «Ренессанс Капитал» занимал должность председателя правления Dresdner Kleinwort Wasserstein в России и странах СНГ. Ранее был руководителем инвестподразделения банка ING Barings в России и Украине.


С 1995 по 1997 г. работал в головном офисе IFC в Вашингтоне и cопровождал инвестиционные сделки в сфере проектного финансирования и частных инвестиций.


В 1993-1995 гг. возглавлял консультационную группу IFC по приватизации в Украине.


Г-н Форесман был одной из ключевых фигур в переговорах Украины с западными кредиторами о реструктуризации всех долгов страны на $2,5 млрд., чтобы избежать дефолта в 1998 г.


Он сыграл определяющую роль в проведении большинства крупных сделок в российском энергетическом секторе, совершенных в последние годы. Среди них: IPO «Роснефти» на сумму $10,4 млрд.; приобретение «Удмуртнефти» компанией Sinopec у ТНК-BP за $3,5 млрд. и создание cовместной холдинговой компании Sinopec и «Роснефти» для управления «Удмуртнефтью»; покупка «Газпромом» 72,7% акций «Сибнефти» за $13,1 млрд. в 2005 г.; продажа 10,76% акций «Газпрома» правительству России в 2005 г («Роснефтегаз») за $7,1 млрд. Кроме того, г-н Форесман сопровождал в качестве советника оценку «Юганскнефтегаза», проведенную Министерством юстиции РФ в 2004 г.

Exit mobile version