Изменения в законодательство о банкротстве, предложенные правительством, не устраняют коллизию с законом об исполнительном производстве, которая дает возможность обходить мораторий на взыскание залогового имущества должника, что, в свою очередь, не позволит увеличить эффективность мероприятий по возобновлению платежеспособности предприятий, считает управляющий партнер Адвокатского объединения Arzinger Сергей Шкляр.
Такое мнение он высказал агентству "Интерфакс-Украина", комментируя правительственный законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процедур банкротства" №7329, зарегистрированный на днях в Верховной Раде и направленный, в частности, на внедрение своевременных и более эффективных мероприятий по возобновлению платежеспособности предприятий, что, по мнению его авторов, позволит существенно повысить коэффициент взыскания задолженности.
"Оптимизм (относительно изменений в законодательство о банкротстве – ИФ) сдерживает тот факт, что украинское законодательство о банкротстве на данном этапе требует системного и концептуального переосмысления в целом, а отдельные правки не принесут быстрого и желаемого результата", – считает С.Шкляр.
Он пояснил, что залоговые кредиторы, которые находятся на стадии исполнительно производства, на основании норм закона об исполнительном производстве, фактически могут обходить мораторий, предусмотренный законом о банкротстве, и продолжать взыскание долга в исполнительном производстве путем обращения взыскания на залоговое имущество должника.
"В этом и заключается конфликт закона о банкротстве: с одной стороны – мораторий, а с другой – закон об исполнительном производстве, который предусматривает возможность обхода моратория залоговыми кредиторами в исполнительном производстве", – пояснил С.Шкляр.
Так, в законе о банкротстве указано, что с началом процедуры банкротства вводится мораторий (запрет) на удовлетворение всех денежных требований кредиторов, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве.
В то же время, согласно закону об исполнительном производстве, в случае возбуждения судом производства по делу о банкротстве должника-юридического лица, государственный исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства, кроме исполнения производства по обращению взыскания на заложенное имущества.
"Как это происходит обычно? Изменения позволят решить ряд вопросов, существующих на данный момент в сфере банкротства, и, в свою очередь, породят новые", – отметила агентству старший юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Анна Тищенко.
Так, по ее словам, возникает некоторая процессуальная коллизия. Она пояснила, что согласно предлагаемым изменениям, суд обязан в течение 10 дней с момента окончания процедуры распоряжения имуществом, вынести определение о введении процедуры санации, признании банкротом и открытии ликвидационной процедуры или об утверждении мирового соглашения.
"Однако в случае нахождения дела в апелляционном/кассационном суде и при отсутствии остановки процесса сделать это будет невозможно (апелляционная и кассационная инстанции не уполномочены на осуществление такого процессуального действия)", – подчеркнула А.Тищенко.
Так, например, при оспаривании в апелляции/кассации определения о признании/непризнании требований кредиторов, составляющих менее 25% общей суммы требований, материалы дела пересылаются в вышестоящий суд, а производство по делу при этом не останавливается. По всей вероятности, такая ситуация будет приводить к тому, что, как и ранее, фактически процедура распоряжения имуществом/санации будет превышать установленный законом срок", – предположила юрист.
Как сообщалось, правительство законопроектом "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процедур банкротства" №7329, в частности, предлагает уведомлять все заинтересованные стороны об открытии процедуры банкротства не только в официальной прессе, но и в сети интернет – на веб-сайте государственного органа по вопросам банкротства.
Кроме того, законопроектом предлагается ограничить процедуру распоряжения имуществом должника одним годом, а также разрешить переходить к санации должника только при наличии плана санации.
Действующее законодательство предусматривает, что процедура распоряжения имуществом должника может длиться в течение шести месяцев, и этот срок может быть продлен, однако не определяет сколько раз.
Законопроект предусматривает, что срок действия плана санации не может превышать 18 месяцев.
В случае отсутствия плана санации должно приниматься решение о введении процедуры ликвидации.
Действующее законодательство предусматривает, что управляющий санацией обязан подать комитету кредиторов план санации должника в течение трех месяцев со дня вынесения решения о санации должника.
Законопроектом также вносятся изменения в закон Украины "Об исполнительном производстве". Так, предусмотрено, что государственный исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства в случае официального предания огласке сообщения об открытии производства по делу о банкротстве должника, если в соответствии с законом по требованию взыскателя распространяется действие моратория. Вынесение хозяйственным судом постановления о возбуждении дела о банкротстве обязательно останавливает исполнительное производство.
Полная версия комментариев юристов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».