хай-тек
Домашний психолог
Mirax Technology, «дочка» российской инвестиционно-девелоперской компании Mirax Group, в конце ноября запустит оригинальный проект для социальных сетей. За $1-3 каждому пользователю предложат проанализировать свое психическое и физическое состояние. В основе технологии — разработанная академиком РАН Автандилом Ануашвили модель определения состояния человека по выражению его лица. Предполагается, что программа будет анализировать фото человека, сделанное веб-камерой, представлять отчет и выписывать рекомендации. Приложение будет доступно для сетей Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте», а также станет продаваться в магазине AppStore по цене $4,99. Вложив в проект $500 тыс., уже через полгода компания рассчитывает набрать аудиторию численностью 500 тыс. человек и получить 1,5 млн. прибыли.
Напомним, что основным владельцем Mirax Group является Сергей Полонский, который накануне кризиса советовал тем, у кого нет 1 млрд., «идти в ж…», а сейчас испытывает огромные трудности с финансированием своих проектов.
инновации
Понять своего потребителя
В ритуальных магазинах Малайзии можно найти бумажные изображения мобильных телефонов. Их сжигают, чтобы родственники могли общаться между собой в загробном мире. Это лишь одно из свидетельств того, как технологии проникают во все сферы жизни людей. Чтобы понимать, как именно происходят эти процессы, и использовать знания для удовлетворения запросов покупателей, некоторые корпорации, включая Microsoft, IBM и Hewlett-Packard, приглашают в штат антропологов и этнологов, которые будут работать рука об руку с системщиками и программистами. Первопроходцем стал Xerox, в 1979 г. нанявший в свой исследовательский центр в Пало-Альто антрополога, чтобы тот помог инженерам создать копировальный аппарат с удобным пользовательским интерфейсом.
Подобную практику стали использовать и компании, не продающие технологии напрямую потребителям. Пример тому — микропроцессорный гигант Intel.
реорганизация
За чистоту природы
Walmart, который в последнее время борется со спадом продаж и пытается улучшить свой публичный имидж, выступил с очередной экологической инициативой. Прежде всего крупнейший мировой ритейлер обещает продавать в своих супермаркетах больше продуктов питания местного производства. К примеру, в США долю овощей, фруктов, молока, мяса и проч., произведенных и проданных в одном и том же штате, планируется удвоить и довести до 9% ассортимента. На других рынках целевые показатели более смелые. В Канаде до 2013 г. намерены закупать на местах 30% продуктов. «Наш бизнес там сравнительно молодой, поэтому у нас много пространства для маневра», — объясняет Андреа Томас, старший вице-президент Walmart по устойчивому развитию. По ее словам, программа позволяет каждой из 15 стран, в которых работает компания, устанавливать собственные ориентиры. При этом на рынках Латинской Америки и Юго-Восточной Азии Walmart обязуется ежегодно продавать продуктов, закупленных у малых и средних фермерских хозяйств (имеющих площадь менее 20 га), на сумму $1 млрд. Кроме того, ритейлер будет обучать фермеров тому, как выбирать культуры, пользующиеся спросом, и правильно их выращивать.
Одновременно с этим компания начнет проверять поставщиков на предмет использования в хозяйстве воды, удобрений и химикатов. На основании этих данных будет рассчитываться индекс устойчивости каждого продукта. Так что потребители смогут выбрать, например, какой из двух видов клубники покупать, учитывая то, в каких условиях она была выращена. Контракты с наименее экологичными поставщиками будут разорваны. По мнению экспертов, такое новшество окажет значительное влияние на рынок. По крайней мере, когда пять лет назад Walmart сделал то же в отношении производителей потребительских товаров, требуя от них, помимо прочего, снизить расходы упаковочных материалов, крупным игрокам вроде P&G пришлось провести редизайн ряда упаковок и пересмотреть свою природоохранную политику.
Единственное, что смущает аналитиков: в программе Walmart нет ни одного пункта, затрагивающего органические и генномодифицированные продукты.
экспансия
Осторожно, рынок закрывается!
General Electric, датский Vestas и другие зарубежные производители ветряных турбин еще каких-то пять лет назад контролировали 71% китайского рынка. Но по мере того как Пекин стал осуществлять масштабные вливания в возобновляемую энергетику, западные игроки столкнулись с серьезной местной конкуренцией. К концу 2009 г. их доля сократилась до 14%, хотя продажи продолжали идти вверх. «Это жесткий рынок, и в ближайшие пять лет кому-то придется уйти», — отмечают в Gamesa China, подразделении испанской компании, которой в КНР принадлежат четыре завода по выпуску ветрогенераторов.
Только за последние два года государственные дотации на развитие альтернативных источников энергии составили $47 млрд. и превратили Китай в самый быстрорастущий мировой рынок. По прогнозам New Energy Finance, в текущем году страна планирует увеличить общую мощность своих генераторов на 18 ГВт, что эквивалентно мощности 18 ТЭС и вдвое больше, чем рассчитывают добавить США, второй по величине «зеленый» рынок. Местные игроки уже на шаг впереди: Vestas, крупнейший зарубежный игрок в Китае, в 2009 г. установил здесь турбины совокупной мощностью 620 МВт, тогда как местный лидер Sinovel — на 3,5 ГВт. Sinovel и его ближайший китайский соперник Goldwind входят в ТОП-5 глобальных поставщиков ветрогенераторов, хотя почти ничего не экспортируют.
Локальные производители минимизируют расходы за счет покупки лицензий на использование технологий предыдущего поколения у тех же Vestas, Mitsubishi и др. Однако роялти, которые китайцы платят своим западным конкурентам, даже близко не компенсируют потерь, несущих иностранными энергоконцернами в КНР. Правительственная политика «покупай местное» приводит к тому, что большинство госзаказов выполняют именно национальные производители. «Это реальность, с которой приходится мириться», — говорят в GE Energy.
Чтобы оставаться в игре, западные разработчики стараются предлагать рынку нечто новое. Siemens в этом году намерен открыть в Шанхае завод по выпуску
кадровые перестановки
Разрушитель стереотипов
У MasterCard и Visa, несмотря на схожесть их бизнесов, несколько разная репутация. Первая платежная система воспринимается как консервативная и категоричная, а вторая — как агрессивная и инновационная. Так, Visa сумела не только стать лидером рынка дебетовых карт в США, но и активнее осваивать быстрорастущие рынки Азии и Латинской Америки. Такая стратегия пока успешнее: в финансовом году, закончившемся 31 сентября 2009 г., компания получила $2,4 млрд. прибыли и $6,9 млрд. дохода, тогда как MasterCard — $1,5 и 5,1 млрд. соответственно.
Назначение операционного директора Аджая Банги на пост СЕО MasterCard 1 июня было решительной, хотя и запоздалой попыткой изменить сложившийся порядок вещей. На него возлагают большие надежды, ведь этот индиец разительно отличается от предыдущих руководителей компании — выпускников престижных американских колледжей, приобретших там, кроме знаний, особую сдержанность манер.
Преобразования в компании уже происходят. Банга инициировал кампанию против засилия бюрократии, взялся сокращать издержки, упростил процедуру найма сотрудников. Чтобы ускорить процесс принятия решений, он делегировал подчиненным больше прав по заключению контрактов и постановил, что отныне любая заявка, направленная в штаб-квартиру и не рассмотренная в течение 14 дней, считается автоматически одобренной.
Банга пришел в MasterCard в непростое время, когда платежеспособность клиентов еще не восстановилась после кризиса, а рынок все больше захватывали новые электронные платежные системы вроде PayPal. Для борьбы с ними СЕО уже создал отдельное подразделение. Но все же главным полем битвы для него должны стать развивающиеся страны, где средний класс стремительно растет, но огромное количество людей остаются неохваченными банковскими услугами, предпочитая, по его словам, «дорогую и неэффективную наличность». Банга верит, что его происхождение поможет ему нарастить там бизнес и понять нужды местных жителей. К примеру, он пытается добиться участия MasterCard в правительственной программе по присвоению идентификационных кодов 1,2 млрд. индийцев, которая упростила бы выдачу социальных пособий малоимущим.