Парламент готовится всерьез рассмотреть уже второй вариант Налогового кодекса за последние несколько месяцев.
История Налогового кодекса как длительного правительственного проекта, а не конкретного текста, насчитывает не один год. Тем не менее угроза принятия конкретного варианта стала реальной только сейчас, когда с завидной настойчивостью и целеустремленностью мобилизуются все силы для скорейшего ввода в действие новых налоговых правил в рамках «реформ для стабильности и порядка». Слово «угроза» употреблено здесь неслучайно, ведь с большой вероятностью можно предположить, что новый нормативный акт поставит много дополнительных вопросов. И это несмотря на то что систематизация законодательства должна быть призвана его усовершенствовать.
Угроза первая: «БЫСТРЕЕ»
Первой непосредственной угрозой такого рода является вероятность вступления в силу Налогового кодекса уже 1 января 2011 г. Косвенно это подтверждается тем фактом, что кабминовский проект госбюджета был отклонен председателем Верховной Рады со ссылкой на то, что при разработке последнего не учтена налоговая система и структура нового кодекса. С учетом аврального характера подготовки Налогового кодекса, качества текста и объема регулируемых им отношений целесообразным кажется предоставление некоторого периода (года или хотя бы полугода) налогоплательщикам, да и налоговым органам, для ознакомления с данным нормативным актом, его «примерки» и доработки по результатам дальнейшего открытого обсуждения.
С 1 января 2016 г. предусмотрено прекращение действия главы 1 раздела XIV Налогового кодекса, посвященной упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. А до 2016 г. будут применяться нормы, резко ограничивающие возможности работы по упрощенной системе, которые сделают непривлекательным для предприятий сотрудничество с предпринимателями, работающими по такой системе. К примеру, возможность применения упрощенной системы предусмотрена только для физических лиц, пороговый объем дохода которых снижен до 300 тыс. грн. в год. Значительно расширен список видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система. Расходы на приобретение товаров, работ, услуг и других активов у физических лиц — предпринимателей, которые уплачивают единый налог (кроме относящихся к деятельности в сфере информатизации), не включаются в состав расходов плательщиков налога на прибыль.
Очевидно, что вводимые Налоговым кодексом нормы призваны ликвидировать не злоупотребления в упрощенной системе, а сначала ограничить, затем ликвидировать саму систему.
Такой же радикальный подход к борьбе со злоупотреблениями путем искоренения операций, в принципе, являющихся нормальной практикой, применяется и к другим явлениям. Например, при определении налогооблагаемой прибыли не будут учитываться расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) консалтинга, маркетинга, рекламы, инжиниринга.
Угроза вторая: «ВЫШЕ»
Что касается содержания Налогового кодекса в целом, то он представляет собой в основном кодификацию существующей сегодня налоговой нормативной базы. Таким образом, кодексом устанавливается более или менее знакомый режим регулирования с поправкой на нововведения. То есть все прежние жаркие дискуссии о толковании и практическом применении норм (например, о «конфликте интересов», возможности «налоговых компромиссов», определении инжиниринга и проч.) остаются по-прежнему актуальными. Более того, зная наши законотворческие процедуры, стоит ожидать, что новый кодекс добавит к уже существующим достаточно серьезный массив новых неоднозначно сформулированных норм.
Что касается нововведений, то их можно разделить на более глобальные (например, приближенный к бухгалтерскому налоговый учет по налогу на прибыль предприятия, сокращение количества местных налогов и сборов) и конкретные, относящиеся либо к определенным институтам налогового законодательства, либо к четко обозначенным нормам (к примеру, необходимость определения «налогового адреса» предприятия, обязанность уведомления налоговых органов об утере первичных документов по отдельным операциям до истечения срока давности и др.).
Вводится также ряд новых понятий. Так, впервые во внутреннем законодательстве Украины (в отличие от ее международных договоров об избежании двойного налогообложения) используется понятие бенефициарный (фактический) получатель (собственник) дохода для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения и дается определение данного понятия.
Ставки налогов в новом кодексе выглядят неоднозначно. Например, можно было бы приветствовать понижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 25% на 2% ежегодно в течение трех лет и далее до 16% — до 2016 г., а также снижение ставки НДС до 16% по 1% в год, (эти цифры озвучил Н. Азаров в начале ноября в Вене. — Прим. ред.) если бы не одновременное повышение с момента вступления в силу кодекса уровня подоходного налога с 15 до 17% для всех лиц, чей официальный доход составляет более 8880 грн.
Для юридических лиц, отвечающих определенному критерию (созданные после 1 января 2011 г. бывшие плательщики единого налога, предприятия, чей ежегодный доход составляет не более 3 млн. грн. в течение последних трех лет, имевшие не более 20 лиц среднеучетного количества работающих), предусмотрены каникулы по налогу на прибыль (ставка будет равна нулю). Но только до 2016 г. К тому же данная льгота недоступна многим предприятиям, занимающимся «неподходящими» видами деятельности.
Было интересно также узнать, как Налоговый кодекс урегулирует вопрос отражения налогового кредита согласно налоговым накладным, полученным гораздо позже проведения хозяйственной операции. В этом контексте налогоплательщик сохраняет право в течение 12 месяцев с даты выписки налоговой накладной отразить налоговый кредит.
Налоговый кодекс представляет для адаптации время до одного налогового периода, установив, что штрафные санкции будут применяться по результатам следующего за временем вступления в силу нормативных актов налогового периода. Плановые проверки будут осуществляться с 1 июля 2011 г. При этом штрафные санкции за нарушения в период с 1 января по 30 июня будут применяться в размере не более 1 грн. за правонарушение.
Угроза третья: «СИЛЬНЕЕ»
Особое внимание стоит обратить на нормы, посвященные правам органов государственной налоговой службы (ст. 20), которые существенно расширены и достаточно подробно описаны, а также администрированию налогов.
Достаточно детально прописаны взаимоотношения налогоплательщиков и органов налоговой службы. Например, подробно описан частный, но достаточно животрепещущий вопрос отказов налоговых органов в принятии налоговых деклараций или выдвижения различных условий их принятия (в частности, требований о неотражении отрицательного значения объекта налогообложения, сумм бюджетного возмещения и проч.).
Важным является то, что налоговое обязательство не может быть начислено плательщику налога, и его нельзя привлечь к ответственности, если он действовал согласно письменной налоговой консультации, в частности, на основании того, что в дальнейшем такая консультация была изменена или отменена. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством налогоплательщик не освобождался от начисления налогового обязательства. Хотелось бы высказать предположение, что налоговые органы, если и будут предоставлять письменные консультации всем желающим (в проекте кодекса в ст. 21 «Обязательства и ответственность должностных лиц контролирующих органов» не отражено обязательство налоговых органов предоставлять письменные консультации), то, скорее всего, на это уйдет очень много времени, а содержание самих консультаций окажется либо откровенно фискальным, либо крайне неоднозначным.
Если не говорить о том, что по оценкам экспертов проект Налогового кодекса создает плохие условия для развития малого и среднего бизнеса, причем практически ликвидируя малый, работавший на едином налоге, то наиболее важными представляются нормы, регулирующие отношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также вопросы, относящиеся к полномочиям правительства, и то, как на практике они будут реализовываться и уже потом оцениваться судами. Именно это покажет, каким будет для нас Налоговый кодекс. А поскольку в стране все меняется, то к 2016 г. вместо отмены упрощенной системы сможем вернуться к ней же, только в улучшенном виде, а может, уже к следующему чтению в Налоговом кодексе появятся положения, которые все-таки дадут шанс малому бизнесу.