Созданный бизнесменами Львова областной комитет предпринимателей исчерпал возможности сотрудничества с чиновниками на региональном уровне и теперь выходит на общеукраинскую арену.
Всевозможные формы самоорганизации предпринимателей разной величины в Украине не редкость, практически каждая область может похвастать созданными торгово-промышленными палатами, комитетами предпринимателей и прочими негосударственными структурами. Но в большинстве случаев они ставят перед собой задачи тактического уровня – найти общий язык с региональными и городскими властями и по возможности с фискальными органами. Однако некоторые из них идут дальше, желая непосредственно влиять на законодательную ситуацию в стране. Среди таких – объединение львовских бизнесменов.
Перед лицом общего врага
Идейное объединение разрозненных львовских бизнесменов произошло во время «оранжевой революции». Тогда они, возмущенные «внеплановыми» налоговыми поборами, создали свой локальный «майдан» из тракторов и грузовиков вокруг здания областной ГНА. В то время это был спонтанный порыв предпринимателей, однако после снятия блокады они приняли решение создать Комитет предпринимателей Львовщины (КПЛ), который впредь должен был защищать их интересы и представлять позицию бизнеса во властных кругах региона. В созданный комитет сейчас входят около 60 компаний Львовщины.
После победы Виктора Ющенко на президентских выборах наиболее оптимальным вариантом сотрудничества с ГНА, по словам представителей КПЛ, стало создание общественной коллегии при областной налоговой администрации. В этот орган вошли представители как налоговиков, так и четыре уполномоченных персоны от комитета. Подобная коллегия была создана при львовской обладминистрации, а также региональной таможне. «Мы были уверены, что власти не хватает открытого диалога и сотрудничества, поэтому выступили за создание общественных советов в точках пересечения бизнеса и власти», – отметил PR-менеджер Комитета предпринимателей Львовщины Остап Малашняк.
За время сотрудничества, как рассказал О. Малашняк, со стороны бизнеса был предложен ряд нововведений, которые сейчас активно используются самой налоговой администрацией. «Мы разработали метод электронной системы сдачи налоговой отчетности и предоставили наши разработки в областную налоговую администрацию. Через какое-то время этот способ был успешно внедрен налоговиками, экономя время предпринимателей», – уточняет он. Сообща в марте текущего года удалось преодолеть мораторий мэра Львова на открытие малых архитектурных форм на территории города. Также юристы КПЛ разработали изменения к закону о НДС и выступили инициаторами отмены налоговой накладной, которая, по их мнению, является бюрократическим атавизмом. Параллельно с законодательными инициативами КПЛ поддерживали форум «Бизнес и власть – партнеры», а также ряд гуманитарных проектов.
Дружба дружбой, а налоги врозь
Сотрудничество с госорганами продолжалось недолго. По словам правового советника КПЛ Андрея Гринчука, первые ласточки будущего раздора появились из областной ГНАУ. «Наши замечания и попытки решить вопросы, даже получить элементарные разъяснения по вопросам налогообложения натыкались на полное нежелание фискальных органов идти навстречу. В результате наше сотрудничество все больше оказывалось просто очередной «галочкой» для отчетности вышестоящему руководству», – отмечает он. Схожая ситуация складывалась и в отношении с таможенной службой, где, по его словам, в лучшем случае отделывались отписками и ссылками на киевское управление.
5 июля текущего года КПЛ выдвинул ультиматум областной налоговой администрации, в котором требовалось решить в соответствии с действующим законодательством четыре вопроса. В частности, возврата ГНАУ ошибочно уплаченных фармацевтической компанией 24 тыс. грн. налога и привлечение к ответственности за нарушения работников налоговой инспекции одного из районов Львова. Еще два требования касались утверждения разъяснения процедуры налогообложения дивидендов, которые выплачиваются плательщиками единого налога, и решения вопроса о применении упрощенного налогообложения предприятиям с размером максимальной годовой выручки до 500 тыс. евро. «Все эти вопросы были в рамках действующего законодательства и в прямой компетенции областного налогового управления», – отмечает правовой советник КПЛ. Но ни один пункт из этого ультиматума не был выполнен, после чего руководство КПЛ приняло решение выйти из общественной коллегии при ГНАУ, не видя перспективы в дальнейшем сотрудничестве. «Мы поняли, что бессмысленно теряем время, эта бездеятельность носит системный характер. Причем не только в Львовской или какой-то другой области – это явление общеукраинское, и бороться с ним нужно на государственном уровне», – пояснил Андрей Гринчук.
Выход на большую орбиту
ОбращениЯ представителей КПЛ в профильные министерства оказались малоутешительными: Государственная таможенная служба проигнорировала письма предпринимателей, а Минюст по тому же вопросу таможенной службы отписался двумя противоречащими одно другому письмами. Тем не менее в КПЛ намерены продолжать борьбу за права предпринимателей, так как убеждены, что похожие проблемы есть у всех бизнесменов независимо от региона их деятельности.
Как поясняет Остап Малашняк, прошло время, когда у каждого была своя рубашка ближе к телу. Менять нужно само отношение чиновников к малому и среднему бизнесу, потому как ситуация абсолютно одинакова по всей Украине. «Мы общаемся с предпринимателями Ивано-Франковска, Ровно, Херсона, Одессы, других городов, и у всех одинаковые проблемы – власть на местах их попросту не слышит», – отмечает он. Комитет предпринимателей принял решение пригласить в свой город на своеобразный круглый стол небезразличных мэров городов Украины и предпринимателей, чтобы сформировать лагерь своих единомышленников. КПЛ есть что им предложить – продолжается работа по усовершенствованию налогового, таможенного законодательства, разрабатывается собственная программа поддержки малого и среднего бизнеса. «В нашей программе мы не просим ничего у власти – ни финансовых, ни административных ресурсов. Мы хотим, чтобы нам просто не мешали развиваться, без каких-либо поблажек», – отмечают представители КПЛ.
Комитет собирается обращаться со своими предложениями в парламент через народных депутатов, в Кабинет министров Украины. Шансы на успех этого движения львовских предпринимателей первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Виктор Яновский оценивает неоднозначно. «Насколько жизнеспособным окажется очередное объединение предпринимателей, покажет время. Но уже сам факт, что вопрос выносится на общеукраинский уровень, говорит о серьезных проблемах в законодательной и исполнительной власти. Бизнес просто не справляется с чиновничьим произволом в одиночку», – отмечает он. По его словам подобные инициативы найдут отклик. В частности, Торгово-промышленная палата Украины всегда готова помочь предпринимателям консультациями, юридической поддержкой.
Более подробно о дальнейших планах Комитета предпринимателей Львовщины «&» рассказывает его глава Ярослав Рущишин.
В чем причина появления Комитета предпринимателей Львовщины в Киеве?
Существующая система такова, что в случае любых обращений бизнесменов местные чиновники сразу кивают на Киев, мол, это не мы виноваты, это закон плохой. Мы хотим прекратить такое перекладывание ответственности на кого-то и добиться, чтобы в каждом городе любой гражданин Украины мог разговаривать с государством, не обязательно выезжая для этого в Киев.
Проблема даже не в несовершенстве законов, которые, прямо скажем, не идеальны. Основная сложность в том, что чиновник цинично не исполняет законодательство. Приведу пример. В законе четко указано, что за два месяца НДС должен быть возвращен на счет предприятия. В реальности же два месяца госструктуры только присылают на проверку налоговых инспекторов. Кроме того, налоговые органы создают массу указов и актов, которые противоречат закону. А возврат НДС – это вопрос развития для предпринимательства, возможность модернизации, дополнительных инвестиций, новых технологий, на которых государство в действительности ставит крест.
Аналогичная ситуация и с таможенной службой. После неадекватной реакции Министерства юстиции относительно дополнительного приказа этого органа об изготовлении предварительных сообщений и деклараций для всех товаров, а не только подакцизных (как это предусмотрено Таможенным кодексом) мы подали соответствующий иск в Хозяйственный суд Киева. Ответ суда был шокирующим – КПЛ не является субъектом, ввозящим товар в Украину, поэтому наш иск не может быть удовлетворен. Такие примеры круговой поруки чиновников нужно ломать, для этого мы и решили объединить предпринимателей всей Украины.
Вы хотите добиться, чтобы чиновникам раз и навсегда было запрещено издавать какие-либо подзаконные акты и всевозможные интерпретации?
Вряд ли чиновники отдадут привилегию интерпретировать законы, мы это понимаем. Но хотя бы добиться невозможности создавать противоречащие законам приказы мы должны. И главное – заставить нас услышать. Поэтому наша цель – объединиться с предпринимателями из других регионов – Донецка, Херсона, Одессы, Чернигова – и дать по зубам чиновникам. Ведь в Донецке работают такие же предприниматели, как и у нас. И у нас одна общая проблема под названием «украинский чиновник», из-за которой будущего у предпринимательства нет. У нас могут быть с ними политические разногласия, но в плане предпринимательства их нет. Все мы хотим нормально работать и развиваться.
Какие конкретные действия вы будете предпринимать?
Мы выступили инициаторами, чуть ли не первыми в Украине, по созданию собственной программы развития малого и среднего бизнеса. Мы сами провели социологические исследования, изучили всю документацию и написали новую программу, в корне отличающуюся от позиций государства. В ней принципиально новое видение путей решений проблем малого и среднего бизнеса – на основе главных приоритетов самих предпринимателей.
Наибольшая проблема – это коррупция. Будет ли само государство решать эту проблему? Нет, не будет. Поэтому мы должны создать инструменты, которыми предприниматель сам станет бороться с коррупцией. Чтобы наконец заработал закон «Об обращении граждан»: каждый контакт человека и государства должен быть документирован, как выдача кассового чека, в обязательном порядке! У нас сейчас даже не могут документировать нарушения, не говоря о предложениях. Еще одна большая проблема – невозможно получить объективную информацию о перечне документов для получения того или иного разрешения. Необходимо сделать эту информацию доступной – на сайте, на досках объявлений. С наказанием чиновников-нарушителей. Кроме того, мы хотим установить общий call-центр для предпринимателей всей Украины, где даже анонимно можно будет говорить о нарушениях законодательства, коррупции и прочих чиновничьих делах.
И, конечно же, для отстаивания своих интересов планируем обращаться в суды, Кабмин, действовать через депутатов Верховной Рады, не исключаем уличные мероприятия и другие более оригинальные методы. Нас должны услышать.
Вы не просите никакой помощи у государства, хотя обычно многие программы содержат именно такую просьбу?
В данном случае наша категорическая позиция – помогать предпринимательству нельзя. Потому что любое партнерство государство–предпринимательство – это коррупция. Поэтому мы кардинально подходим с другой стороны – государство должно заявить предпринимателям: «Мы даем тебе инструмент, чтобы ты заставил нас, государственных чиновников, думать и о твоих проблемах и реагировать на них».