Отчет правительства за 100 дней своей деятельности оказался сводом планов и намерений. Подводить итоги оказалось нечем.
Заявленные почти три месяца назад Антикризисной коалицией планы выхода страны из кризиса, реализовывать которые намеревалось правительство В. Януковича, до сих пор остались таковыми в теории.
Трудности перевода
Премьер-министр Виктор Янукович, подводя итоги своей премьерской «стометровки», основными достижениями Кабмина считает решение газового вопроса и улучшение отношений с Россией. Позор правительства Еханурова – цена $95 за тыс. куб. м российского газа – обернулся победой дипломатических талантов нового премьера – стоимостью $130 за тыс. куб. м, причем без особых уточнений о деталях договоренностей. Также не уточняется и та цена, которую заплатит Украина за потепление российско-украинских отношений. О замедлении процесса вступления Украины в ВТО в контексте пожеланий России чиновники предпочитают говорить как о досадных «трудностях перевода».
Министр экономики Владимир Макуха на своей отчетной пресс-конференции присовокупил к числу достижений показатели экономического роста в текущем году. На вопрос «&», вполне ли корректно говорить о достижениях правительства Януковича, основываясь на выводах правительства Еханурова, Владимир Макуха признал, что к заслугам «антикризовиков» можно, в принципе, отнести только данные за октябрь.
О крупномасштабных реформах в первых отчетах министров по итогам 100 дней работы нового Кабмина пока говорится как о делах грядущих. Причем в каждом министерстве пишется своя программа неотложных мер с дальним прицелом – до 2011 г. Так, относительно проектов налоговой, судебной, административной, ЖКХ и прочих реформ, о которых ранее было заявлено новым Кабинетом министров, чиновники отвечают: «Пишутся…». На вопрос о временных рамках этого процесса Владимир Макуха уточнил «&», что к концу года проекты будут представлены на обсуждение в парламент.
Виктор Янукович уверен, что стал первым другом России.
«Тушение пожаров» и ручное управление экономикой правительства Еханурова, критикуемое Николаем Азаровым, в полной мере пока соответствует действиям нынешнего Кабмина. Налоговая реформа, о которой также заявлял Николай Азаров, пока приобретает черты «ручного» стимулирования «своих» компаний как благодаря механизмам концентрации и управления средствами госбюджета, так и посредством запланированного Кабмином возрождения СЭЗ и ТПР. Как отмечают эксперты, в перспективе механизм «ручного» возврата НДС, предусмотренный в проекте госбюджета-2007, также приведет к созданию неравных условий для развития бизнеса.
Схемы приватизации остатков госсобственности еще неясны. Как отмечают эксперты, приостановленные недавно аукционы пока свидетельствуют о возможности возврата к непрозрачной приватизации. О планах окончательно распродать госпредприятия из промышленного сектора и ВПК недавно заявил министр промполитики Анатолий Головко. По его словам, совместно с ФГИУ готовится список из 160 объектов, которые будут проданы в частные руки. Выполнит ли Фонд госимущества запланированные в 2007 г. обязательства принести в бюджет 10 млрд. грн. от приватизации, покажет время. В целом ФГИУ планирует продать в будущем году свыше 400 предприятий с крупным госпакетом акций, причем ни об «Укртелекоме», ни об «Укрзалізниці» речь пока не идет.
Цифровая крепость
Игрой в цифры эксперты считают прогнозируемые показатели инфляции, которая не должна, по заверениям Кабмина, до конца текущего года превысить 10%. Однако, как заявил министр экономики, «бомба с часовым механизмом» заложена в повышении тарифов на ЖКХ. «Это может стимулировать рост инфляции к концу года, однако у правительства есть рычаги воздействия на региональную власть, чтобы этого не допустить», – признал Владимир Макуха. При этом правительство уповает и на достигнутую договоренность с нефтетрейдерами, вследствие которой удалось снизить в среднем на 20% стоимость нефти и нефтепродуктов (хотя снижение цен на нефть – общемировая тенденция). По словам Виктора Януковича, это позволит удешевить товары народного потребления уже в ближайшее время. Но бизнес-круги не считают это возможным вследствие параллельного роста стоимости природного газа и сырья.
Поскольку стоимость газа в $130 вполне может «убить» предприятия химической промышленности, в этой связи правительство предлагает ввести перекрестное субсидирование. «Мы обеспечим химическим предприятиям стоимость газа порядка $110 за тыс. куб. м за счет компенсации от крупных промышленных предприятий других отраслей», – заявил Анатолий Головко. Принцип, по которому будут определяться предприятия, которые нуждаются в компенсации и льготной цене на газ, министр не уточнил. Стабилизационный фонд для компенсации промпредприятиям повышения цены на газ запланирован в госбюджете 2007 г. в размере 3 млрд. грн., по словам экспертов, уже четко расписан, и получить реальную помощь от правительства смогут только избранные компании.
Несомненным плюсом работодатели считают проект закона о снижении налогового пресса путем перераспределения отчислений в фонд заработной платы. Вместо 38% отчислений работодатель в будущем году сможет снизить налоги до 27,9%, а работник вместо 3,5% будет отчислять 12,4% налогов. Как признает инициатор нововведения министр труда и соцполитики Михаил Папиев, теперь методами кнута и пряника осталось заставить работодателя увеличить заработную плату сотрудникам, чтобы не было массовых волнений и пикетов профсоюзов.
В целом в планах Кабмина – добиться улучшения инвестиционного климата, но с четким приоритетом в сторону национального инвестора, сформировать позитивный внешнеторговый баланс и в качестве декларативного заявления – создать условия для развития малого и среднего бизнеса. Пока из помощи малому бизнесу Владимир Макуха может предложить только точечное воздействие на естественных монополистов (транспортных, энергетических) с целью снижения стоимости их услуг как формирующего себестоимость фактора. Приоритет по-прежнему отдается крупной промышленности как локомотиву, в прошлом не раз вытягивавшему украинскую экономику. Несмотря на заявления о строительстве постиндустриальной экономической модели, ставка на основу такой экономики (рынок товаров и услуг, а также малый и средний бизнес) делаться не будет. Николай Азаров заявил: «Я бы вообще лет на пять забыл о существовании малого бизнеса».
Комментарии Об инфляции О СЭЗ и ТПР О налоговой политике
– Инфляционные ожидания правительства, на мой взгляд, излишне оптимистичны, к концу года стоит ожидать уровня инфляции не менее 11,5%. В завершение года ее рост увеличивается – это естественный процесс ввиду увеличения гривневой массы в свободном обращении. Другая предпосылка – желание Кабмина регулировать рыночные процессы ручным методом, которые всегда давали временный, но нестабильный эффект – как, например, в отношении цен на бензин. Тарифная политика и ожидаемый резкий всплеск тарифных ставок в ЖКХ также даст толчок к росту инфляции, для максимального снижения влияния этого фактора необходимо постепенное увеличение тарифов. Если этого не произойдет, то в будущем году темпы роста индекса потребительских цен могут сохраниться.
– Активно обсуждаемая идея возрождения СЭЗ и ТПР является незавуалированным намерением поддержать «свои» предприятия, как это было в прошлые периоды. Посему нет повода думать, что сейчас будет по-другому. Проверка инвестиционных проектов СЭЗ, проводимая межведомственной комиссией, не является всесторонней, в частности, не проведена детальная инвентаризация проектов на предмет их инновационного характера, а также социальных и экологических последствий. И тем не менее уже предложены новые правила для СЭЗ с усеченными льготами – налоговыми кредитами, что не является достаточным стимулом их развития. Идея же возрождения ТПР – абсолютно размытого и неконтролируемого территориального образования – вообще мне кажется неперспективной – она не оправдала себя и в отличие от СЭЗ – чисто украинское изобретение.
– Цельной концепции налоговой политики у правительства сейчас нет. Но ясно одно: тенденция снижения налогового пресса намечается, правда, не в ближайшей перспективе. Ввиду сложной бюджетной ситуации снизить налоги было бы проблематично любому правительству. В качестве положительного момента отмечу попытки улучшить администрирование налоговой сферы. Но о реальных намерениях правительства в этой сфере можно будет судить после выработки четкой концепции реформы, решения вопроса с администрированием НДС и возобновления льгот для СЭЗ.