В Украине изобретателю и компании-реализатору сложно встретиться и найти общий язык. Помочь справиться с ситуацией призваны конкурсы изобретений.
Отношения между компаниями и изобретателями в Украине традиционно драматичные: или первые не знают о вторых, или, наконец встретившись, они разговаривают на разных языках. Компании говорят на языке цифр и нуждаются в алгоритмах получения прибыли, а изобретатели твердят о новаторстве идеи.
Компания Philips недавно выступила с инициативой проведения своего конкурса изобретений. Его цель состоит в том, чтобы «вынести» изобретения на поверхность и сопроводить лучшие из них бизнес-планом, который можно предложить потенциальному инвестору.
Специалисты Philips убеждены, что в Украине много Кулибиных, создающих интересные вещи «на коленках». Эти люди могут стать авторами серьезных изобретений, которые упростят жизнь людей. Пока они просто незаметны.
Сделать все «по справедливости»
На первый конкурс было подано более 100 заявок. После начального отбора их число сократилось до 26. При этом использовались критерии, которыми Philips руководствуется для отбора решений в бизнесе: изобретение должно улучшать жизнь людей, быть простым в использовании и максимально полезным.
Вскоре проведут отбор финалистов, по результатам которого останется 10 работ. Из них выберут победителя.
Сама Philips занимает нейтральную позицию организатора. Она не преследует коммерческих интересов, а реализует социальный проект для локального рынка («находки» не внедряются компанией в производство).
Как утверждает Йоост Леефланг, генеральный директор Philips Ukraine, основная цель состоит не в том, чтобы собрать как можно большее количество изобретений и потом поставить на них логотип Philips, а в том, чтобы поддержать изобретателей, помочь им выйти на рынок и в целом повысить культуру работы с изобретениями.
Сколько их и каких
Изобретения в рамках конкурса распределяются на четыре группы: «Повседневная жизнь», «Техника и наука», «Медицина и здоровье», «Информационные технологии». По мнению организаторов, инновации именно в этих областях знаний могут оказаться в Украине наиболее интересными и востребованными. Из 26 изобретений, отобранных на сегодняшний день, 23% представлены в первой группе, 15% – во второй, 27% – в третьей и 35% – в четвертой.
Для сравнения: по данным Государственного департамента интеллектуальной собственности, с 2000 по 2005 гг. в Украине было подано более 65 тыс. заявок на регистрацию изобретений. Украинские новаторы, в частности, предлагают решения в сфере альтернативной энергетики (базирующиеся, к примеру, на технологии ядерного синтеза), выдвигают идеи для медицинской сферы (по лечению рака, варикозного расширения вен и др.). В категории «Здоровье и развлечения» было подано 14,6% заявок от общего числа, «Приборы (измерения, оптика, фотография)» – 10,4%, «Транспортные средства» – 5,2%, «Сельское хозяйство» – около 5%, «Металлургия» и «Электрика» – по 4,3%.
Меньше внимания украинские изобретатели уделяют направлениям «Печатное дело», «Бумага», «Ядерная физика», «Предметы личного или домашнего использования». Ни одной заявки на патент не подано по «Микроконструкторским технологиям».
Идея должна быть готовым проектом
Вроде бы новаторских идей в Украине достаточно, есть из чего выбирать. И отечественные компании все чаще осознают, что жесткая конкуренция требует отстройки за счет новых идей и продуктов. Однако механизма, благодаря которому они могли бы сориентироваться вовне, получив информацию о новинках в окружающей среде, в Украине не существует. Сейчас персональные разработки обычно обсуждаются в кругу самих изобретателей. Но дальше разговоров на специализированных форумах дело не идет. В Украине взаимодействие между изобретателями и компаниями, как правило, сводится к тому, что изобретатель сам проявляет инициативу и «стучится» со своим предложением.
При подготовке к конкурсу в Philips руководствовались стремлением создать как минимум площадку для общения. А в перспективе – и среду нахождения взаимопонимания между представителями бизнеса и изобретателями. Ведь, по мнению компании, интеллектуальный потенциал в Украине есть, причем такой, которым могут воспользоваться представители как отечественного, так и зарубежных рынков.
Также в задачи конкурса входит «перевод» идеи с языка новаторов на язык бизнесменов. Сегодня первые делают акцент на новаторстве идеи, а вторых больше интересуют такие вопросы, как необходимые суммы вложений в производство, сроки окупаемости, прибыль и риски. Поэтому задача конкурса – представить идею в таком виде, чтобы ее восприняли потенциальные инвесторы.
Philips осознает, что самостоятельно справиться с поставленной задачей компания не сможет. Поэтому в рамках конкурса сообща работает группа партнеров. Их общая цель – не дать изобретению остаться нереализованным. Так, они должны совместными усилиями превратить идеи и чертежи в реальный проект, обеспечить необходимое сопровождение, в том числе снабдить бизнес-планом.
Поддержку конкурсу оказывают некоторые госструктуры. Например, патентное ведомство максимально быстро готово выдать патент на лучшие изобретения. Кроме того, привлечены юристы, маркетологи и рекламисты. При этом изобретатель волен воспользоваться предложенными бонусами так, как считает нужным. В любом случае он получает денежное вознаграждение, а продавать свое изобретение какой-либо компании не обязан.
Приходите, возможно, завтра В сфере компетенции Госдепартамента интеллектуальной собственности находятся вопросы формирования законодательной базы и механизмы реализации законодательства, экспертиза изобретения, предоставление заключения о патентопригодности и система обучения в сфере интеллектуальной собственности. Вопросы внедрения изобретений в производство в полномочия этого госоргана не входят. Однако, как свидетельствует мировая практика, государство могло бы снизить риски бизнеса и помочь изобретателям. К примеру, в Европе оно безвозмездно выделяет средства на частичное покрытие затрат компании по тестированию и внедрению инновации. В Финляндии подобные механизмы стали внедряться около 30 лет назад. Сейчас эта страна входит в число государств с наиболее конкурентоспособной экономикой. Наш ближайший сосед Россия намерена создать специальный венчурный фонд и перечислить на его счет около 3 млрд. рублей. Рождение конкурса изобретений К идее проведения конкурса изобретений Philips пришла не сразу. Сперва компания наладила процесс генерации новых идей для собственного бизнеса. Со временем были созданы специальные отделы и отработаны процедуры. Но все же использовался лишь внутренний потенциал. Когда потребность в идеях извне стала очевидной, компания открылась для всех изобретателей. Лишь бы идеи отвечали корпоративным требованиям. Далее появился конкурс изобретений как социально ответственный проект. Он родился в соответствии с философией компании, предполагающей активное участие в жизни страны, на рынке которой Philips работает. Аналогичные конкурсы для изобретателей Philips проводит во многих странах мира. Общая идея у них одна, но реализация в каждом случае разная. В числе прочего перечень конкурсных категорий зависит от того, какие отрасли наиболее развиты в той или иной стране. К примеру, в Великобритании основное внимание уделяется медицине. Некоторые идеи из числа 26 лучших Категория: Повседневная жизнь Идеи Категория: Техника и наука Идеи Идеи Категория: Информационные технологии Идеи
• Аппарат для автоматизированного кормления животных
• Чашка, не оставляющая следов на скатерти и не требующая блюдца
• «Глайдер», предназначенный для езды по склонам со снеговым, асфальтовым и грунтовым покрытием
• «Магнитная транспортная машина» (на магнитном двигателе)
• Двигатель, работающий на воде
• Электростанция нового поколения
Категория: Медицина и здоровье
• Тренажер динамический боксерский
• Аппарат, позволяющий выводить организм из состояния клинической смерти
• Ортопедические подстилки
• Новые инсулиновые препараты
• Накладной хирургический шов
• Устройство ввода информации для компьютеров
• Электронная информационная система заключения контрактов
• Программно-аппаратный комплекс для организации обучения
• Устройство для определения причины поломки компьютера.