Специфика информационных продуктов вынуждает IТ-компании быть новаторами не только на уровне идей, но и в их продвижении.
Двое из десяти самых богатых людей планеты по версии журнала Forbes заработали свой капитал на информационных технологиях. Есть основания предполагать, что IТ-бизнес на сегодняшний день является одним из наиболее доходных. Причины очевидны: низкая стоимость тиражирования готового продукта и постоянная потребность компаний в «умных решениях». Однако многие игроки рынка сетуют на то, что продавать подобные решения не так-то просто. Отсутствие очевидной самостоятельной ценности информационных технологий, их сложность и комплексность, ориентированность на решение конкретных, осознаваемых задач, угроза быстрого создания копий и аналогов требуют от IT-компаний быть пионерами не только в создании инновационной продукции, но и в ее продвижении.
Раскрутка инновационной спирали
Как утверждает Сергей Булгаков, маркетинговый директор компании «Microsoft Украина», «решения о покупке информационных продуктов никогда не принимаются потребителем импульсивно. Ему необходимо время для изучения возможностей, их сравнения, иногда тестирования в реальных условиях – покупке предшествует длительный процесс «созревания». Задача IT-компании – помочь потребителю принять правильное решение. Именно здесь и приходит на помощь маркетинг».
Однако в случае с IT-консалтинговым бизнесом такой инструмент, как прямая реклама, малоэффективен. «Он может влиять только на продвижение бренда компании. Основной же акцент мы делаем на подготовку аналитических материалов, которые публикуются как в отраслевых, так и в деловых изданиях. Не менее эффективны и другие инструменты PR-технологий: конференции, семинары, выставки, круглые столы», – рассказывает Станислав Теленчак. Например, по подсчетам компании Intel, проводимая ею ежегодная конференция Intel Solutions Summit, в рамках которой презентуются новые продукты и ведущими менеджерами компании организуются тренинги, способствует привлечению более 20% клиентов.
Как уверяют специалисты, наиболее эффективным подходом в продвижении IT-продукции является разумный микс различных маркетинговых инструментов. «Традиционная реклама создает «эффект присутствия» и формирует имиджевую составляющую; BTL-акции работают на уровне непосредственного физического контакта с целевой аудиторией, а грамотный PR поддерживает позитивное восприятие компании и ее продуктов в IT-сообществе. Целый комплекс маркетинговых мероприятий позволяет нам еще больше увеличивать темпы роста компании: ведь правильно информированный о преимуществах продукта потребитель обязательно сделает осознанный выбор в нашу пользу», – поясняет Сергей Булгаков.
В мире клонов
Еще одна проблема, с которой сталкиваются IT-компании, продвигая информационные технологии, – высокая скорость появления продуктов, аналогичных или подобных их технологическим новинкам. В результате потребитель оказывается перед проблемой выбора среди большого количества продуктов, позволяющих решать подобные задачи. «Большое количество аналогичных продуктов или услуг усложняет задачу выбора для потребителя. В попытке дифференцировать свои предложения локальные производители обречены на ценовые войны, за которыми иногда теряется истинная уникальность товарных предложений, а также предлагаемого комплекса сопровождающих сервисов», – утверждает Наталья Рымаренко, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Навигатор».
Горе от ума
«Как IT-инфраструктура предприятий, так и IT-решения стали столь разнородными, распределенными и сложными, что без профессиональной IT-компании уже зачастую не справиться ни с их обслуживанием, ни с поддержкой. Поэтому все чаще компании прибегают к услугам тех, кто может внедрить IT-систему, провести ее аудит и обслуживать в дальнейшем», – отмечает Татьяна Скричевская.
Решения о покупке информационных продуктов никогда не принимаются потребителем импульсивно. Ему необходимо время для изучения возможностей, их сравнения, иногда тестирования в реальных условиях.
Впервые комплексный подход к продаже собственной продукции применила компания IBM. В конце 1960-х годов она провозгласила, что ее продукты – это не машины, а услуги. В результате компания перестала продавать свои изделия и начала сдавать их в аренду, предлагая полноценное обслуживание техники. На сегодняшний день партнерские программы предусматривают не только поставку продукции, но и информационное обеспечение, маркетинговую поддержку и обучение интеграторов. По такой схеме работают большинство западных компаний-производителей программного обеспечения, таких как Microsoft, SAP, Oracle. Теперь компании-интеграторы имеют возможность оказывать консультационные услуги не только в сфере повышения эффективности работы информационных продуктов, но и бизнеса в целом. По словам Юрия Сивицкого, вице-президента по маркетингу компании Softline, компания-интегратор помогает заказчику наладить процесс управления изменениями, предоставляя наиболее широкую информацию о рисках, связанных с использованием новых технологий и способах их нивелирования.
Иногда к внедрению прогрессивных информационных технологий может быть не готов не только бизнес, но и люди, работающие в компании. Уровень технической и теоретической базы на предприятии может оказаться далек от желаемого. В таком случае компания-интегратор, для того чтобы продать свой продукт или услугу, вынуждена предложить не только дополнительное техническое решение, но и услуги по обучению персонала в компании. «Помимо внедрения информационных систем, на плечах интеграторов лежит функция просвещения и обучения компаний. Это очень важная часть работы, ведь от этого напрямую зависит успешность реализации проекта», – утверждает Станислав Теленчак.